Конституция РСФСР 1918 года. Принятие, структура, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Первой советской конституцией была Конституция РСФСР 1918. Основные принципы этой конституции были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую власть в период Великой Октябрьской социалистической революции 1917, многие из них отражены в первых декретах Советской власти, нашли отражение в документах Всероссийских съездов Советов, сформулировавших важнейшие положения о советском обществе и государственном устройстве, о системе органов Советского государства, правовом положении граждан и т. д.

Содержание работы

Введение
o 1. Предпосылки и создание Конституции 1918 года
o 2. Основные положения Конституции 1918 года
o 3. Структура органов власти по Конституции 1918 года
o 4. Избирательное право
o 5. Правовой статус личности по Конституции 1918 года
o Заключение
o Список используемой литературы

Содержимое работы - 1 файл

курсовая по конс18 1.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

4 Проблема равноправия граждан

Одной из важнейших своих задач Советская власть считала ликвидацию таких пережитков феодально-крепостнических порядков, как сословные и религиозные привилегии и ограничения прав, национальное угнетение и бесправие женщин.

В России вплоть до Октябрьской революции 1917 г. все подданные империи делились на четыре сословия: дворянство, духовенство, городское сословие (мещане) и крестьянство. Дворянство, духовенство и верхний слой городского населения (купечество и так называемые «почетный граждане» -- буржуазия и буржуазная интеллигенция) имели ряд сословных привилегий, в частности право свободного передвижения по стране и выбора места жительства, свободного выезда за границу и возвращения обратно, а дворянство -- также получения высших орденов империи. Они имели также свои сословные учреждения -- дворянские собрания, игравшие существенную роль в местном управлении, дворянские и купеческие клубы, банки, учреждения опеки и т. д. Крестьянство и низшие слои мещанства были ограничены в ряде своих прав (права передвижения и выбора места жительства, выезда за границу и т. д.). Для царской бюрократии были введены военные и гражданские чины, разделенные на 14 классов, дававшие их обладателям немалые привилегии. Верхушка бюрократии, армейский генералитет сплошь состояли из дворянства. Тем более, что получение чина полковника в армии, капитана 1-го ранга на флоте и действительного статского советника в гражданской службе давало право для недворян на вступление в дворянское сословие. Сословный характер государственного аппарата и офицерского корпуса подчеркивался и сугубо сословной наградной системой и обращением солдат к офицерам и людей из низших сословий к чиновникам: «ваше благородие» к младшим офицерам и чиновникам до VII класса, «ваше высокоблагородие» к старшим офицерам и чиновникам VI класса и «ваше превосходительство» к генералам и чиновникам от IV класса и выше.

К привилегиям и ограничениям прав по сословному признаку добавлялись привилегии по национальному и религиозному признакам. Россия -- государство многонациональное. В нем проживало более ста наций, народностей и этнических групп. Причем русские составляли лишь 43,3 % всего населения. Большинство народов, входивших в Российскую Империю, были в той или иной мере ограничены в политических и гражданских правах. Государственным языком признавался только русский язык. Родными языками было запрещено пользоваться в государственных учреждениях, суде, учебных заведениях. Привилегии и ограничения прав по национальному признаку тесно переплетались с ограничениями прав по религиозному признаку.

Православная религия являлась государственной. Официальным главой православной церкви, согласно Основным законам Российской империи 1906 г., был царь. Именно он своими указами утверждал в должности членов высшего органа церковного управления -- Святейшего правительствующего синода.

Для других христианских религий (католической, протестантской и т. д.), а также иных религий (иудейской, мусульманской, буддийской и т. д.) существовали различные (причем для каждой свои) ограничения прав.

Церковь осуществляла также ряд государственных функций, имевших непосредственное отношение к правам и обязанностям российских подданных. Так, приходские священники вели книги актов гражданского состояния, то есть не только проводили религиозные церемонии, но и регистрировали рождения, браки, смерти. Именно в архивах приходских церквей хранились документы, имевшие важнейшее значение для гражданского, наследственного права. Брачно-семейные споры, в том числе разводы регламентировались церковными правилами и рассматривались не государственными, а церковными судами (епархиальными консисториями). Вся сфера просвещения контролировалась церковью. Церковь контролировала содержание учебных программ и учебников. Для чиновников и военнослужащих обязательна была религиозная присяга. При поступлении на учебу, на государственную службу, бракосочетании, получении паспорта, следующего чина, ордена обязательным было предоставление справки об исповеди от приходского священника. В случае, если на исповеди священник узнает о совершенном или готовящемся государственном преступлении, он обязан был в нарушение тайны исповеди сообщить об этом в жандармское управление. Таким образом, справка об исповеди являлась своеобразным свидетельством о политической благонадежности.

Осуществление церковью указанных выше государственных функций ставило в зависимость от нее всех подданных империи, формально причисленных к православию независимо от степени их религиозности и

в том числе, использование ими своих политических и гражданских прав.

Требовала решения и проблема бесправия женщин. По дореволюционному Российскому праву женщина вообще не рассматривалась как самостоятельная личность. Ее социальный статус определялся по отцу или мужу (дочь чиновника такого-то, или жена купца такого-то). Поэтому замужняя женщина вписывалась в паспорт мужа и должна была за ним следовать. Он определял место жительства семьи, распоряжался семейным имуществом, даже в случае раздельного имущественного режима в браке, жена без согласия мужа не могла отчуждать лично ей принадлежащего имущества или принять от кого-либо наследство. Муж определял судьбу детей и при разводе по закону они оставались с отцом. В случае раздельного проживания супругов (даже кратковременного) для жены требовался от полиции отдельный вид на жительство, выдававшийся с письменного согласия мужа, которое могло быть им в любой момент аннулировано. В этом случае жена обязана была немедленно вернуться в дом мужа. А при отказе сделать это добровольно, могла быть препровождена в дом мужа полицией принудительно.

В сельской общине земельный пай полагался лишь на мужчин, а женщинам был не положен. Поступить на работу женщина могла лишь с согласия мужа, а ее зарплата была значительно ниже зарплаты мужчин на такой же труд.

Еще более трудным и унизительным была положение женщин восточных регионов империи. Шариат и адаты (обычное право) узаконивали многоженство, куплю и продажу невест (калым), выдачу замуж малолетних и т. д. Обычай затворничества отгораживал от внешнего мира мусульманку.

Однако, хотя женщины и получили избирательное право, все другие ограничения в области их гражданских и семейных прав сохранились.

Советская власть с первых дней своего существования взяла решительный курс на ликвидацию привилегий и ограничений прав граждан по признакам сословной, национальной, религиозной принадлежности и по признакам пола. Уже декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 г. аннулировались все юридические нормы, действовавшие ранее в России и закреплявшие правовое неравенство людей; отменялись бывшие сословия, гражданские чины и связанные с ними привилегии, а также сословные (дворянские и купеческие) организации и учреждения. Для всего населения устанавливалось одно общее наименование -- граждане Российской республики.

В «Декларации прав народов России» от 2 ноября 1917 г. Советское правительство провозгласило отмену национальных и религиозных привилегий и ограничений и тем самым утвердило принцип равноправия граждан независимо от их расовой, национальной и религиозной принадлежности. Но гарантией подлинного равноправия независимо от религиозной принадлежности должно было стать лишение церкви государственных функций, прежде всего, в такой важнейшей сфере, касавшейся непосредственно гражданских и семейных прав граждан как ведение книг актов гражданского состояния. 18 декабря 1917 г. был опубликован декрет СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», в котором говорилось: «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки». Далее декрет гласил: «церковный брак наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачащихся». Лишение церкви всех государственных функций было завершено декретом СНК от 20 января (2 февраля) 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В декрете устанавливалась свобода каждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, т. е. быть атеистом. Декрет запрещал указывать в официальных актах, в том числе и в личных документах граждан (паспортах и т. д.) их религиозную принадлежность. Церковь лишалась всех государственных функций. «Действия государственных и иных публично-правовых установлений, -- говорилось в декрете, -- не сопровождаются никакими религиозными обрядами и церемониями». Упразднялась также религиозная присяга. Поскольку школа отделялась от церкви, то церковь лишалась и права контроля за содержанием учебных дисциплин, права церковной цензуры. Прекращалась также преподавания религиозных вероучений во всех учебных заведениях.

Все церковные и религиозные учреждения подчинялись положениям об обществах и союзах, лишались привилегий и государственного финансирования.

Имущество церкви объявлялось всенародным достоянием (национализировалось). Однако органы власти обязаны были передавать в бесплатное владение общинам верующих молитвенные здания и предметы культа, необходимые для богослужения. Церковные и религиозные учреждения не могли применять по отношению к верующим меры принуждения.

Отделение церкви от государства превратило ее из отрасли государственного управления, в самоуправляющееся религиозное объединение. Именно в условиях революции впервые собрался выборный орган церковного управления православной церкви -- поместный собор, который избрал главу православной церкви -- патриарха.

Одновременно с упразднением сословий и аннулированием правового неравенства по национальному и религиозному признакам шел процесс ликвидации правового неравенства женщин. Декрет «О земле» установил право пользования землей независимо от пола, то есть тем самым узаконил выделение земельного пая в общинах не только на мужчин , но и на женщин. Декрет о равной оплате за равный труд установил нормы оплаты женского труда такие же, как и за труд мужчин. Тем самым права женщин были в уравнены с правами мужчин в производственной сфере. Декреты «О разводе», «О браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» в основных чертах уравняли права женщин с правами мужчин в брачно-семейной сфере. Равенство прав женщин с мужчинами было закреплено в первых советских кодексах -- Трудовом кодексе и Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятых в 1918 г., о чем более подробно будет сказано далее в главах, посвященных конкретным отраслям права.

Советская власть ввела ограничения по признаку социальной принадлежности. Эти ограничения впервые были провозглашены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а затем подтверждены в Конституции РСФСР 1918 г. В конституции подчеркивалось, что «власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству -- Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Следовательно, «эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти» (ст. 7).

Опыт истории показывает, что лица, из числа тех социальных сил, которые выступали против революции лишались политических, а нередко и гражданских прав. Поэтому полноправными гражданами по Конституции РСФСР являлись лишь трудящиеся. Нетрудовые элементы были ограничены в правах, прежде всего политических. Поскольку важнейшим из политических прав было право избирать и быть избранным в органы власти, то критерии ограничения в правах содержались в ст. 65 Конституции, определявшей категории населения, лишавшихся избирательных прав. Это лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли, жившие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, прибыль с предприятий, поступления с имущества и т. д.), а также монахи и духовные лица различных религий, бывшие служащие и агенты полиции, корпуса жандармов и охранных отделений, члены бывшего царствовавшего в России дома, лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления. Таким образом, в основу лишения политических прав были положены социально-экономические и моральные критерии, а не только социальное происхождение как таковое. Это важно подчеркнуть поскольку значительное число старых специалистов (инженеров, ученых, врачей, офицеров, генералов и т.д.), в том числе и выходцев из буржуазии и дворянства, служило в советских учреждениях, в Красной армии, правоохранительных учреждениях, даже в ВЧК. В этой связи можно напомнить, что сам глава Советского правительства В.И. Ленин, нарком иностранных дел Г.В. Чичерин, нарком государственного призрения A.M. Коллонтай были потомственными дворянами. Соответственно, выходцы из буржуазии и дворянства, служившие советской власти не лишались политических прав, и не ограничивались в гражданских правах.

Помимо избирательного права Конституция представляла свободу собраний, свободу выражения своих мнений в печати, свободу союзов и объединений. Но при этом оговаривалось, что все эти свободы распространяются именно на трудящихся. Более того, в Конституции содержалось указание на материальные гарантии этих свобод (предоставление помещений, типографий, запасов бумаги и т.д.). Однако следует отметить, что, хотя политические права и свободы предоставлялись прежде всего рабочим и беднейшим крестьянам, это вовсе не означало автоматического запрещения пользоваться некоторыми из них другим слоям населения и в том числе интеллигенции.

В этой связи следует подчеркнуть, что в соответствие ст. 23 Конституции Советская власть «лишает отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые они используют в ущерб интересам социалистической революции». Отсюда вытекают два вывода. Первый из них: лишение прав не обязательно связано с прошлой социальной принадлежностью. И, второй вывод: права и свободы должны использоваться в интересах социалистической революции и социалистического строительства. Этот вывод имел принципиальное значение и повлек развитие в последующем законодательстве, особенно конституционном.

Комментируя ст. 23 Конституции РСФСР 1918 г. глава Советского правительства В.И. Ленин подчеркивал, что свергнутые эксплуататоры сами поставили себя вне Советов, выступив с оружием в руках против Советской власти и развязав (при поддержке иностранных интервентов) в стране гражданскую войну. «Вопрос о лишении эксплуататоров избирательного права, -- писал Ленин, -- есть чисто русский вопрос, а не вопрос о диктатуре пролетариата вообще». В Программе РКП{6), принятой VIII съездом партии большевиков в разгар гражданской войны в 1919 г., говорилось, что ограничение прав свергнутых эксплуататоров -- временная мера, и соответственно тому, как «будет исчезать необходимость в этих временных мерах, партия будет стремиться к их сужению и полной отмене».

Как уже говорилось выше, четкие критерии, кто пользуется правами в полном объеме, а кто их лишается, были разработаны применительно к избирательному праву, но они практически относились ко всему комплексу политических прав, а в ряде случаев (как это будет подробнее показано далее) выходили за рамки только политических прав. Особенно это относилось к гражданскому, земельному, уголовному праву.

Характерно, что Конституция не содержала традиционных гарантий неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки граждан. И это не случайно. Исторический опыт всех революций свидетельствует, что свергнутые правящие классы добровольно власть не уступают и всеми средствами, в том числе и силой оружия, пытаются восстановить свое господство. В ходе начавшейся гражданской войны, когда часть граждан (классово-враждебные элементы) выступила с оружием в руках против советской власти, эта власть не могла гарантировать всем гражданам неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки.

Информация о работе Конституция РСФСР 1918 года. Принятие, структура, содержание