Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:53, дипломная работа
Целью работы является рассмотрение и анализ правового регулирования правоотношений по поручению в современной цивилистической науке Российской Федерации, определение его места в системе гражданского права.
Введение ………………………………………………………………………....3
Глава I. Место договора поручения в системе гражданско-правовых обязательств …………………………………………………………..…………….6
1.Понятие, характеристика и правовая природа договора поручения …6
2.Правовое регулирование отношений по поручению …………………16
3.Классификация договоров поручения ………………………………... 21
Глава II. Содержание договора поручения ……………………….……………. 35
2.1. Элементы договора поручения ………………………………………... 35
2.Порядок заключения, изменения и прекращения договора
поручения ………………………………………………………………. 43
3.Права, обязанности и ответственность сторон по договору
поручения ………………………………………………………………. 50
Заключение …………………………………………………………………… 58
Библиография ………………………………………………………………….63
Из числа правовых конструкций, связанных с поручением, наиболее близок ему, пожалуй, договор доверительного управления имуществом,53 который по своей природе является сложным. Доверительный управляющий совершает юридические действия от своего имени, однако обязан предоставлять третьему лицу информацию о своём статусе, как действующем в чужих интересах. В юридической доктрине Сухановым Е.А., Витрянским В.В. и рядом других авторов говорится о сходстве договора доверительного управления имуществом с договором поручения54. Между тем самим законодателем подчеркивается эта взаимосвязь, например, по ст. 41 ГК РФ по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа. При этом распоряжение имуществом, которое принадлежит подопечному, осуществляется помощником на основании договоров поручения, доверительного управления имуществом или иного договора, что подчёркивает сходство и взаимосвязь этих договоров, а так же особую фидуциарность, отличающую эти договоры.
В настоящее время имеет место концепция развития отношений по поручению по схеме подрядных отношений.55 Эти договоры имеют много общего, прежде всего, они заключаются по поводу совершения действий одним лицом по поручению другого. Среди различий, помимо возможности существования безвозмездного договора поручения, (что в принципе исключается при подряде), выделяются следующие: 1) предмет поручения – услуги, предмет подряда – работы риск (как следствие риск неполучения результата в подряде возлагается на подрядчике, а в поручении на поверенном); 2) в договоре подряда подрядчик действует от своего собственного имени в отношении с третьими лицами, а в поручении поверенный действует от имени своего контрагента по договору.
В дореволюционной России широкое распространение имела место концепция сопоставления договора поручения с договором личного найма (т.е. трудовым договором). В послевоенные годы появилась даже особая конструкция – «договор трудового поручения», под которым подразумевались договоры о выполнении гражданами отдельных работ для учреждений (организаций, предприятий) 56. Выступая за необходимость существования такого договора, К.А. Граве обращал внимание на то, что, несмотря на включение в его название слова «поручение», договор трудового поручения не имеет никакой связи с договором поручения, хотя бы потому, что предметом его служат не юридические, а фактические действия. В то же время договоры трудового поручения презюмировались, как безусловно возмездные, а так же в них отсутствовала свобода их расторжения, присущая договору поручения57.
С точки зрения гражданского права, договор поручения все таки отдаленнее от трудового договора, в отличие, например, от договора подряда (предмет подряда – работа, а поручения – услуга). В дореволюционной литературе имели место так же взгляды тех, кто основное значение придавал как раз различию предмета каждого из указанных выше договоров. Так, предметом договора личного найма (т.е. трудового договора) считался физический труд, а предметом договора поручения – умственный58. Шерешевский В.И. отмечал, что «предмет договора поручения – обещание услуг по замещению другого, чего нет в трудовом договоре»59.
Генкин Д.М. при сопоставлении договора поручения с трудовым договором выразил позицию, что в первом речь идет о таком же трудовом процессе, как и при выполнении иных работ, что фактически говорит о том, что договор поручения является формой трудовых правоотношений (за исключением случаев, когда поверенный – юридическое лицо)60. Данная концепция вызвала сомнение, как у юристов цивилистов, так и у представителей науки трудового права. Например, Александров Н.Г. признавал, что различия между трудовым договором и договором поручения лишь на первый взгляд сложно уловимы, отмечая, что «предметом договора поручения является совершение тех или иных юридических действий в смысле результата соответствующего поведения поверенного. Самое поведение поверенного, необходимое для совершения обусловленных договором действий, самый процесс труда поверенного не составляют предмет договорного обязательства, а являются только способом их исполнения. Поверенный обязан исполнить поручения, действуя соответственно указаниям доверителя, но последний не руководит поведением поверенного в процессе его труда и вправе требовать от него лишь всех сведений о ходе исполнения поручения»61.
Наиболее
распространенными в
Некоторое сходство договор поручения имеет, в том числе и с договором в пользу третьего лица. Н.О. Нерсесов говорил о «замаскированном представительстве» то есть о том, что "договор в пользу третьего лица очень похож в особенности на представительство. В обоих институтах не участвовавшее в сделке лицо приобретает право требования из оной, причем такое право не производно, самостоятельно, и обусловлено намерением контрагентов". Различие же заключалось в том, что "в представительстве существует одно только каузальное отношение - между промитентом и третьим лицом (принципалом), а промиссар (представитель) заменяет лишь юридически личность последнего... В договорах же в пользу третьего существуют два юридических основания, обусловливающих двойное исполнение, которое, однако, проявляется в единственной форме между промитентом и третьим"63. Казанцев Л.Н. указывал на то, что "представитель заключил сделку, чуждую для него, действует не на свое имя, а на имя принципала (alieno nomine), напротив, промиссар в договорах в пользу третьего, заключая свою собственную сделку, действует suo nomine. Точно так же надо сказать, что первый действует вместо принципала, второй же - сам за себя".64 Отличительными признаками договора поручения, является то, что исполнения обязательства, возложенного в результате договора на поверенного, вправе требовать доверитель, а в договоре в пользу третьего лица – как сторона, возложившая обязательство, так и третье лицо, в пользу которого договор заключен. «В отличие от представительства сделка в пользу третьего лица совершается не от его имени, а от имени кредитора, возложившего обязанности на должника. По такой сделке приобретает права не только лицо, в пользу которого она совершена, но и кредитор. Между тем представитель действует от имени представляемого, и никаких прав и обязанностей по отношению к контрагенту у представителя не возникает».65 Кроме того, в договоре в пользу третьего лица участие этого лица определяется им самим уже после заключения договора, в то время как в договоре поручения участие доверителя в договоре формирует сам договор.
Договор
поручения, в том числе, имеет
множество точек
Можно так же классифицировать договоры в области отношений по поручению на материальные и процессуальные. Последние основываются на нормах процессуальных нормативных правовых актов, в особенности Гражданского процессуального кодекса РФ68 и Арбитражного процессуального Кодекса РФ69. Специфика договора «процессуального поручения» заключается в том, что законодатель регулирует здесь подробно лишь внешнюю сторону представительства, например, особенности и ограничения представления поверенным интересов доверителя в процессе перед третьими лицами70. Ст. 51 ГПК РФ устанавливает ограничения по составу возможных представителей в суде: ими не могут быть судьи, следователи, прокуроры.
Судебное (юрисдикционное) представительство представляет собой деятельность одного лица в интересах другого, осуществляемую на основании предоставленных ему полномочий в суде от имени представляемого в целях получения наиболее благоприятного решения, а так же оказания представляемому помощи в реализации своих прав, предотвращения их нарушения в процессе и оказания суду содействия в отправлении правосудия. 71 При этом юридический интерес судебного представителя это «потребность в защите»72 чужого права, обусловленная законом (законное представительство) или волеизъявлением представляемого субъекта (договорное представительство). Эта потребность в защите подтверждается надлежаще оформленными полномочиями, в том числе и договором поручения.
Институт
судебного представительства
Суд
может инициировать возникновение
отношений по представительству
в форме поручения в
В
основе договорного представительства
Особую специфику будет иметь договор поручения между поверенным адвокатом и доверителем. В соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», между адвокатом и доверителем заключается гражданско-правовой договор в простой письменной форме на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу. Адвокат выступает в качестве представителя доверителя, представляет его интересы в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в отношениях с физическими и юридическими лицами на основании договора поручения (либо агентского договора по схеме поручения). 76 Иные виды юридической помощи адвокат оказывает на основании договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). Такой договор в основном заключается с юридическими лицами.77
Существенными условиями соглашения являются:
Существует некая специфика в вопросе вознаграждения адвоката за выполнением им обязательств по договору. Право адвоката на вознаграждение и компенсацию расходов, связанных с исполнением поручения, не может быть переуступлено третьим лицам без специального согласия на то доверителя. Особенность вознаграждения выражается в публично-правовой сфере в том, что действует ряд ограничений по установлению порядка его выплаты. Так, например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 19 декабря 2000 г. отмечается, что, удовлетворяя иск о взыскании вознаграждения по договору об оказании правовых услуг, судебные инстанции не приняли во внимание, что требование истца основывается на условии договора поручения, ставящем размер оплаты услуг в зависимость от решения суда, которое будет принято в будущем. В этом случае размер вознаграждения должен определяться в порядке, предусмотренном ст. 424 ГК РФ («Цена»), с учётом фактически совершенных исполнителем действий (деятельности)78.
Не
менее важным моментом, который
следует оговорить в договоре
поручения, связанном с судебным представительством
– это условие о прекращении договора
поручения, т.е. когда услуги признаются
оказанными. Для доверителя предпочтительна
следующая формулировка: «Договор поручения
считается исполненным с момента получения
решения или постановления суда
последней инстанции»79. Это означает,
что если судебное решение будет оспариваться
в вышестоящих инстанциях, то представитель
обязан защищать представляемого до тех
пор, пока не будет получено постановление
по апелляционной и кассационной
жалобам. Это значит, что представитель
обязан защищать представляемого
до тех пор, пока не будет получено
постановление в последней, возможной
по этому делу, инстанции. В ряде
случаев представители отказываются от
подписания договора с такой формулировкой,
тогда может быть использована
другая формулировка: «Договор считается
выполненным с момента получения решения
суда первой инстанции»80. Предпочтительнее
для представляемого так же будет такая
формулировка, в которой размер вознаграждения
будет ставиться в зависимость от содержания,
вынесенного судом решения. В соответствии
с Информационным письмом Президиума
ВАС РФ от 29 сентября 1999 г.81 требования
исполнителя о выплате вознаграждения
не подлежат удовлетворению, если данное
требование обосновывается условием договора,
ставящем размер оплаты услуг в зависимость
от решения суда или государственного
органа, которое будет принято
в будущем. Воздерживаться от заключения
соглашения о гонораре, при котором выплата
вознаграждения ставится в зависимость
от окончания дела в пользу доверителя,
обязывает адвоката и п. 3 ст. 16
Кодекса профессиональной этики
адвоката.82