Наноструктурные покрытия. Синтез упрочняющих наноструктурных покрытий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 01:21, реферат

Краткое описание

Три группы технологий обеспечивают научно технический прогресс первой половины XXI века – компьютерные технологии, биотехнологии и нанотехнологии. Ожидается, что нано технологии станут основной движущей силой научно-технического развития к 2045-2055 годам. Сущность нанотехнологии состоит в способности работать на атомном, молекулярном и надмолекулярном уровнях в интервале размеров от 1 до 100 нм, для того чтобы создавать, обрабатывать и использовать материалы, устройства и системы, обладающие новыми свойствами и функциональными возможностями благодаря малому размеру элементов их структуры.

Содержание работы

Введение … 3
1. СИНТЕЗ НАНОСТРУКТУРНЫХ ПЛЕНОК … 4

1.1. Методы синтеза пленок и возможности управления
параметрами субструктуры … 4

1.2. Формирование наноструктур в пленках
и их стабильность … 7

1.3. Методы генерации многокомпонентной плазмы … 9


2. СВЕРХТВЕРДЫЕ НАНОСТРУКТУРНЫЕ
ПОКРЫТИЯ … 11


3. ТРИБОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКРЫТИЯ С ЭФФЕКТОМ
«ХАМЕЛЕОН» … 17
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 19
5. ЛИТЕРАТУРА … 20

Содержимое работы - 1 файл

нано.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)
  • осаждение многослойных пленок со слоями нанометровой толщины;
  • осаждение однослойных пленок в условиях бомбардировки ионами с    повышенной энергией (сотни электронвольт);
  • введение легирующих добавок, ограничивающих рост размеров зерен;
  • формирование многофазных нанокомпозиционных пленок.
 

Достоинства многослойных пленок обсуждались в разд. 1.1. Здесь следует особо отметить, что уменьшение толщины слоев до наноразмеров, приводящее к улучшению механических свойств покрытий, сильно влияет на термическую и временную стабильность композиций. В наноструктурированных многослойных пленках TiN-ZrN релаксационные процессы протекали даже при комнатной температуре, что проявлялось в значительном снижении твердости после длительного хранения. Низкая термическая стабильность, склонность к окислению многослойных покрытий TiN-СNx, ZrN-СNx ограничивает возможности их применения. При уменьшении толщины слоев в композиции могут формироваться фазы и ориентации, не характерные для более толстых слоев. В магнетронных многослойных пленках TiN-AlN при уменьшении периода ниже 20 нм происходит смена гексагональной модификации нитрида алюминия на кубическую, а в многослойных вакуумно-дуговых конденсатах TiAlN/CrN преимущественная ориентация кристаллитов CrN и TiAlN (111) отличается от ориентации в более толстых слоях (200).

   Низкой стабильностью обладают и однослойные наноструктурированные конденсаты, полученные в условиях ионной бомбардировки. Их нестабильность обусловлена тем, что ионная бомбардировка вызывает комплекс синергетических эффектов. Это не только измельчение зерна, но и увеличение плотности дефектов (пар Френкеля, дислокаций и т.д.), формирование сжимающих напряжений[13].

   Широкие возможности по получению наноструктур дает осаждение многокомпонентных пленок. Один из приемов – введение в основной материал покрытия легирующих добавок, причем компоненты не должны образовывать твердый раствор. При определенных условиях происходит сегрегация нерастворимой добавки, вынос ее на поверхность зарождающихся кристаллитов, что приводит к ограничению их размеров на наноуровне. Например, добавка металлических примесей (Cu, Ni, Y) в пленки нитридов (TiN, ZrN, CrN) приводит к уменьшению размеров зерен до 10 нм, однако такие структуры также могут обладать низкой стабильностью. Второй прием, который используется – создание многокомпонентных, многофазных нанокомпозиционных материалов, состоящих из аморфной неметаллической матрицы и нанокристаллических выделений металлов, их нитридов (карбидов, боридов).

   Наиболее изученными являются системы на основе: металл-углерод (Cu/a-C, Ni/a-C, Ag/a-C, nc- TiC/a-C, nc-WC/a-C); металл-кремний-азот (nc-TiN/a-Si3N4, nc-WN/a-Si3N4, nc-VN/a-Si3N4); металл- азот-бор (nc-TiN/a-BN); алюминий-титан-кремний- азот (nc-(Al1-xTix)N/a-Si3N4). При определенных условиях осаждения такие нанокомпозиционные материалы обладают хорошей термической и временной стабильностью структуры и свойств. Например, нанокомозиты nc-TiN/a-Si3N4 сохраняют свою высокую твердость 45 ГПа вплоть 1100 С, в отличие от нанострукутурированных нитридов, легированных металлом (рис. 3). 
 
 
 

                       

   Таким образом, в настоящее время именно нанокомпозиты являются наиболее перспективным материалом для создания стабильных наноструктур. Анализ литературных данных свидетельствует, что качественные наноструктурные покрытия можно получать, оптимизируя состав покрытия (подбирая материал и процентную часть легирующей добавки), регулируя энергию осаждаемых ионов, оптимизируя температуру подложки в процессе осаждения, состав и давление рабочего газа в ходе про-

цесса. Одна из ключевых проблем, которые следует решить при создании нанокомпозиционных ионно-плазменных покрытий, - генерация многокомпонентных потоков, осаждаемых на подложку. 

1.3. МЕТОДЫ ГЕНЕРАЦИИ

МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ ПЛАЗМЫ 

   При вакуумно-дуговом и магнетронном синтезе ионно-плазменных покрытий сложного элементного состава плазма, как правило, генерируется распыле-нием нескольких катодов, каждый из которых имеет свой химический состав. Необходимый элементный состав потока достигается сложным и трудоемким подбором технологических режимов распыления каждого из катодов, состава и давления реакционного газа. При этом не всегда удается обеспечить равномерное перемешивание потоков, генерируемых разными катодами. В работе приведены результаты по синтезу покрытий Ti-Al-N с использованием системы формирования радиальных потоков (СФРП) фильтрованной вакуумно-дуговой плазмы на базе двух встречных аксиальных потоков. Осаждение покрытий нитридов производилось с использованием катодов из титана и алюминия в атмосфере азота или смеси азота с аргоном. Показано, что получаемые наноструктурные покрытия неоднородны по составу и толщине.

   Один из приемов, который позволяет добиться более равномерного распределения химических элементов и толщины конденсатов по поверхности обрабатываемых деталей, это послойное осаждение потоков, генерируемых двумя катодами. Для этого источники располагают на боковой поверхности камеры, а в процессе осаждения осуществляется быстрое и равномерное вращение детали перед ними. Для перемешивания слоев и формирования наноструктуры осаждение, как правило, сопровождается ионной бомбардировкой поверхности, путем подачи потенциала смещения на подложку 50…200 В.

  При осаждении покрытий системы Ti-Si-N хорошие результаты получают и без вращения подложки, при использовании одновременного вакуумно-дугового осаждения нитрида титана и магнетронного распыления кремния.

  Другой подход к генерации многокомпонентной плазмы реализуется путем замены нескольких катодов одним, содержащим необходимые компоненты в нужном соотношении. Такая замена позволяет существенно упростить конструкцию оборудования для нанесения покрытий, повысить надежность его работы и однородность генерируемой плазмы. Однако технологии традиционной металлургии, включающие литье, ковку и обработку резанием, не пригодны для подавляющего большинства составов, представляющих интерес для использования в качестве распыляемых катодов. Например,

сложные нитриды систем Ti-Al-N, Ti-Si-N, Ti-Al-Si-N, Ti-Cu-N имеют высокие показатели твердости и жаростойкости, однако сильная ликвация при выплавке и высокая хрупкость соответствующих сплавов практически исключает возможность получения материала с однородной структурой и пластичностью, достаточной для его механической обработки. Авторам работы методом вакуумно-дугового переплава удалось изготовить катоды из сплавов на основе титана ВТ1-0 с добавками Si. Особенностью строения композитов Ti-Si-N, полученных с использованием этих катодов вакуумно-дуговым методом, является слоистый характер структуры.

   В настоящее время, как правило, используют сложные катоды двух типов. Во-первых, применяют мозаичные катоды, где в основной материал катода помещаются вставки другого элемента. Второй тип - композиционные катоды, полученные порошковыми технологиями. Катод формируется из смеси порошков заданного состава путем холодного прессования и спекания, изостатического горячего прессования (HIP) или самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (SHS).

   В работе проведено сравнение структуры и свойств покрытий Ti-Cu-N, осажденных с использованием различных типов катодов из меди и титана. Установлено, что наилучшие результаты дает использование двух отдельных катодов Ti и Cu или композиционного катода Ti-12% Cu. В обоих случаях на подложках из сплава ВК-8 формируются покрытия, твердость которых превышает твердость покрытий TiN, изготовленных в аналогичных условиях, в 2 раза. Однако в первом случае микротвердость покрытия резко уменьшается в течение недели, в то время как покрытие, осажденное из композиционного катода, не меняет своей твердости даже после года выдержки при комнатной температуре на воздухе.

   Особо следует выделить группу современных промышленных вакуумно-дуговых установок, конструкция которых базируется на использовании вращающихся катодов (LARCÒ-технология). В отличие от традиционных планарных катодов, вращающиеся катоды имеют цилиндрическую форму. Присутствие сильного аксиально-симметричного магнитного поля обеспечивает быстрое перемеще-

ние катодного  пятна по поверхности электрода (с частотой около 1 кГц), что позволяет достичь равномерной эрозии катодов, минимизировать присут-

ствие капельной составляющей в пленках, а также обеспечить равномерное осаждение покрытия на подложке. Подобно планарным электродам цилин-

дрические катоды изготавливаются двух типов: простые и сложные. Cложный цилиндрический катод, используемый для осаждения сверхтвердых покрытий nc-(Al1-xTix)N/a-Si3N4, состоит из двух независи-

мых сегментов  из чистого титана (Ti) и сплава алюминия с кремнием эвтектического состава (Al-11,8%Si). Быстрое перемещение катодного пятна автоматически обеспечивает хорошее перемешивание элементов в плазме.

   Разработаны две принципиальные конструкции установок по нанесению покрытий: с центральным и асимметричным расположением катодов. В первом случае два (или более) вращающихся катода располагаются в центре вакуумной камеры, а обрабатываемые детали устанавливаются вокруг них. Во втором - катоды расположены на одной из сторон боковой поверхности камеры, а подача обрабатываемых деталей осуществляется при помощи вращающегося стола. 
 

  2. СВЕРХТВЕРДЫЕ НАНОСТРУКТУРНЫЕ

ПОКРЫТИЯ 

   Современные технологии позволяют создавать сверхтвердые покрытия. К сверхтвердым материалам принято относить материалы с твердостью по Викерсу >40 ГПа, т.е. твердостью приближающейся к твердости алмаза (~100 ГПа). Следует выделить три отдельные группы таких материалов : 

  • непосредственно сверхтвердые материалы, такие

           как алмаз, алмазоподобный углерод (DLC), куби-

           ческий нитрид бора (c-BN);

  • тонкие покрытия, твердость которых повышает-

           ся благодаря комплексу синергетических эффек-

           тов, связанных с ионной бомбардировкой в про-

           цессе осаждения PCVD и PVD;

  • наноструктурные сверхтвердые покрытия, такие как гетероструктуры и нанокомпозиты.

   На рис. 4 показана твердость некоторых вышеперечисленных материалов с указанием года их синтеза. Зачастую ключевой проблемой использования

таких материалов является их нестабильность, т.е. склонность к деградации свойств при повышенной температуре или с течением времени. 
 

                             
 

В последние  годы рекордные значения твердости  и стабильности были получены у нанокомпозитов, состоящих из наноразмерных кристалликов твердого металлического нитрида (карбида, борида), “склеенных” между собой  тонкими слоями неметаллических ковалентных нитридов, таких как Si3N4, BN, CNx. Такие покрытия при правильно выбранных параметрах осаждения обладают уникальным сочетанием механических свойств: высокими твердостью (40…100 ГПа), упругостью и прочностью. Большая часть этих объектов изготавливается методом PCVD. Значительно меньше информации о качественных нанокомпозитах, изготовленных методом PVD. Наблюдаемая высокая твердость качественно объясняется тем, что из-за малых размеров нанозерен зарождение и скольжение дислокаций по- давляется, в то время как высокая когезивная прочность тонкой межзеренной фазы блокирует зерно граничное скольжение.

  В литературе имеются сообщения о сверхтвердых структурах системы Ti-B-N, где высокая твердость обеспечивается формированием двух фаз – TiN и TiB2 или TiN и BN. Пленки TiB0,6N0,4 , полученные магнетронным распылением в присутствии ионной бомбардировки при давлении азота 0,1 Па,

температуре подложки 800 °C и потенциале смещения на подложке – 30 В, имеют максимальную твердость 40 ГПа.

  Введение в вакуумно-дуговое покрытие (Ti,Al)N примеси углерода при замене реакционного газа с N2 на смесь N2+CH4 приводит к увеличению микротвердости. В покрытиях состава TiAlC0.48N0.52 твердость достигает 41 ГПа, а стойкость к окислению, характерная для (Ti,Al)N, сохраняется.

   Достаточно хорошо изучена система суперстехиометрического состава TiC1+x или TiCx/a-C. Максимальная твердость в ней достигается, когда избыток содержания углерода в ней оставляет ~20%.

  В настоящее время наиболее интенсивно изучается система Ti-Si-N. Установлено, что независимо от способа получения (PCVD или PVD) высокие механические свойства имеют нанокомпозиты nc-TiN/a-Si3N4, в которых кристаллиты TiN размером 3…4 нм окружены тонкими монослоями аморфного Si3N4. Такая структура может быть получена, когда концентрация кремния в покрытии составляет 6…10 ат.%. Рекордные значения твердости (до 100 ГПа) зафиксированы в композитах nc-TiN/a-Si3N4/nc-TiSi2. К сожалению, такие композиты очень нестабильны, по-видимому, вследствие деградации фазы TiSi2.

Информация о работе Наноструктурные покрытия. Синтез упрочняющих наноструктурных покрытий