Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:49, контрольная работа
Весь дальнейший процесс развития вселенной связан с термоядерным синтезом идущим в звездах. Эволюционируя, звезды образуют такие объекты как нейтронные звезды, белые карлики, черные дыры, туманности. Из материала взорвавшихся звезд формируются планеты и другие малые космические тела. Так будет еще несколько десятков миллионов лет пока не прекратятся все термоядерные реакции.
Далее мы рассмотрим все стадии образования вселенной более подробно и так же рассмотрим что содержит в себе эта огромная, невообразимая человеческому воображению вселенная.
Введение 3
1. Эволюция вселенной 4
1.1. Теория большого взрыва 6
1.2. Реликтовое излучение 7
1.3. Темная эпоха 8
1.4. Первые звезды 9
1.5. Слияние протогалактик 10
1.6. Раздутая Вселенная 11
1.7. Вселенные рождались не однажды 12
2. Строение вселенной 15
2.1. Темная материя 15
2.2. Темна энергия 17
2.3. Черные дыры 18
2.3.1. Черные дыры со звездной массой 19
2.3.2. Сверхмассивные черные дыры 20
2.4. Галактики 20
2.4.1. Карлики и гиганты 21
2.4.2. Рождение галактик 22
2.4.3. Звездное расселение 23
2.4.4. Млечный путь 24
2.4.5. Форма и содержание 24
2.4.6. Столкновение галактик 25
2.5. Квазары 27
2.6. Сверхновые звезды 28
2.7. Кометы 31
2.8. Белые карлики 32
2.9. Астероиды 33
Заключение 34
Список используемой литературы: 35
Исследования реликтовых
излучений дают ценный
Реликтовое излучение
существенно влияет на ряд
процессов, происходящих во
Спектр реликтового излучения. Сплошная кривая — спектр излучения абсолютно черного тела с температурой 2,7 К.
Как ни удивительно, вскоре после Большого Взрыва, через полмиллиона лет, началась эпоха, когда во Вселенной было совершенно темно, пусто и холодно. Темная эпоха продолжалась примерно 250 миллионов лет. Во Вселенной не было ни одной звезды, ни одной галактики. Если в начале Темной эпохи глаз человека еще мог бы заметить тускло-красное равномерное свечение неба, то теперь темнота стала вездесущей. Пространство было заполнено главным образом Темной материей и реликтовым излучением, которое тогда было более коротковолновым (инфракрасным), соответствовало примерно 150К (-120°С) и продолжало остывать по мере расширения пространства. Барионная материя составляла 1/10 темной и состояла из атомов водорода и гелия в пропорции 4:1 по массе, оставшейся от Большого Взрыва. Темная Энергия практически никакой роли не играла.
События Темной эпохи установлены с помощью расчетных моделей, потому что ничего, кроме реликтового излучения, оттуда до нас не дошло. Но модели достаточно надежны; именно они дают представление о природе Темной эпохи. Когда связь реликтового излучения с веществом разорвалась, и излучение стало самостоятельным явлением, красное смещение составляло огромную величину z = 1200. Это соответствует уже упоминавшемуся возрасту 400 тысяч лет, а самые далекие (или ранние) объекты, которые удается наблюдать, имеют z = 6,5 (900 миллионов лет). При z = 1100 температура снизилась до 3000К, произошла рекомбинация плазмы, и частицы объединились в атомы. На этом, похоже, бурные события закончились, и наступила Темная эпоха. До образования первых звезд оставалось, по разным моделям, 200-400 миллионов лет довольно скучного времени, когда уже не было никаких критических процессов. Главное, что происходило — дальнейшее понижение температуры. И причина, по которой задерживалось звездообразование, даже не в том, что распределение вещества было практически однородным, что препятствовало возникновению конденсаций.
Эксперимент на спутнике WMAP показал, что, хотя образование звезд оставалось маловероятным, очень небольшие и крайне маловероятные неоднородности Темной Массы все же существовали. Но когда красное смещение z достигло примерно 6 (а возраст Вселенной примерно миллиарда лет), бесчисленные галактики заполнили пространство. Первые звезды, которые были огромными и очень яркими, определили всю дальнейшую историю Вселенной. Чего же они ждали, что до того задерживало звездообразование? Оказывается, запрет создавал сам механизм образования звезд.
Процесс возникновения первых звезд был более простым, чем образование звезд современного типа, из-за химической чистоты исходного материала — смеси водород-гелий. Газ атомарного состава был перемешан с Темной Массой. Он начинал сжиматься, следуя действию гравитационных сил Темной материи. Формирование звезды зависит от температуры среды, массы конденсирующегося газового образования и наличия в нем молекулярного водорода, который обладает способностью отводить из конденсации тепло, излучая его в окружающее пространство. Молекулярный водород не может возникнуть из атомарного при случайных столкновениях атомов; для его образования у природы припасен довольно сложный процесс. Поэтому при z > 15-20 водород оставался, в основном, в атомарной фазе. При сжатии температура газа в конденсации повышается до 1000К и более, и доля молекулярного водорода несколько увеличивается. При такой температуре дальнейшая конденсация невозможна. Но благодаря молекулярному водороду температура в наиболее плотной части образования снижается до 200-ЗООК, и сжатие продолжается, преодолевая давление газа. Постепенно обычная материя отделяется от темной и концентрируется в центре.
Минимальная масса газовой конденсации, необходимая для формирования звезды, масса Джинса, определяется степенной зависимостью от температуры газа, поэтому первые звезды имели массу в 500-1000 раз большую, чем Солнце. В современной Вселенной при образовании звезд температура в плотной части конденсации может быть всего 10К, потому что, во-первых, функции теплоотвода более успешно выполняют появившиеся тяжелые элементы и частицы пыли, во-вторых, температура окружающей среды (реликтового излучения) составляет всего 2,7К, а не почти 100К, как это было в конце Темной эпохи. Второй критерий массы Джинса — давление (точнее, квадратный корень из давления). В Темную эпоху этот параметр был примерно таким же, как теперь.
Образовавшиеся первые звезды были не только огромными, в 4-14 раз больше Солнца, но и очень горячими. Солнце излучает свет с температурой 5780К. У первых звезд температура составляла 100 000-110 000К, а излучаемая энергия превосходила солнечную в миллионы и десятки миллионов раз. Солнце называют желтой звездой; эти же звезды были ультрафиолетовыми. Сгорали и разрушались они всего за несколько миллионов лет, но успевали выполнить по крайней мере две функции, определившие свойства последующего мира. В результате реакций синтеза происходило некоторое обогащение их недр "металлами" (так астрономы называют все элементы тяжелее гелия). Истекающий с них "звездный ветер" обогащал металлами межзвездную среду, облегчая формирование последующих поколений звезд. Главным же источником металлов были взрывы некоторых из них в качестве сверхновых. Наиболее массивная часть первых звезд в конце своего жизненного пути, по-видимому, образовала черные дыры. Мощное ультрафиолетовое излучение гигантских звезд вызвало быстро развивающиеся разогрев и ионизацию межзвездного и межгалактического газа. Это была вторая их функция. Такой процесс называют ре-ионизацией, потому что он был обратным рекомбинации, завершившейся за 250 миллионов лет до этого, при z = 1200, когда образовались атомы и освободилось реликтовое излучение. Исследования далеких квазаров показывают, что ре-ионизация практически закончилась при z = 6-6,5. Если эти две отметки, z = 1200 и z = 6,5, считать границами Темной эпохи, то она продолжалась 900 миллионов лет. Сам период полной темноты, до появления первых звезд, длился короче, около 250 миллионов лет, причем теоретики считают, что в некоторых, совершенно исключительных случаях отдельные звезды могли появиться и раньше, но вероятность этого была очень низкой.
С образованием первых звезд Темная эпоха закончилась. Гигантские ультрафиолетовые звезды входили в протогалактики, образованные, главным образом, Темной материей. Размеры протогалактик были небольшими и они находились близко друг к другу, что вызывало сильное притяжение, которое объединяло их в первые галактики, тоже небольшие. Их размеры составляли 20-30 световых лет (всего в 5 раз больше современного расстояния до ближайшей звезды; диаметр нашей Галактики составляет 100 000 световых лет). Было бы интересно увидеть эти гигантские ультрафиолетовые звезды, но, несмотря на их огромную яркость, сделать это не удается: они находятся в области z = 8-12, а рекордом наблюдения удаленных объектов пока остается квазар при z = 6,37. Вот если бы придумать, как выделить излучение, возникшее в определенный период времени... Допускал же колебавшийся иногда Э. Хаббл, что красное смещение — просто результат старения света, а никакой не эффект Доплера.
1.5. Слияние протогалактик
Рождение звёзд в большинстве крупных галактик в ранней Вселенной могли питать почти стационарные потоки холодного газа, втекающие в галактику из межгалактического пространства. В отличие от доминирующей на сегодня точки зрения, согласно которой звёздообразование подстёгивают слияния галактик друг с другом, эта теория может объяснить, каким образом крупные галактики образовались так быстро и почему в движении их звёзд и газа не заметно беспорядка, который должны были бы вызвать слияния.
Авишай Декель из Еврейского университета Иерусалима и его коллеги из Израиля, США, Франции, Германии и Швейцарии опубликовали в последнем номере Nature результаты численного моделирования образования галактик и звёзд в ранней Вселенной, которой около 3 миллиардов лет. Учёные сравнили, за какую часть звёздообразования ответственны столкновения между галактиками, а какую может обеспечить спокойное втекание газа в галактики из межгалактических газовых «нитей», формирующихся за счёт гравитационного скучивания тёмной материи и газа; считается, что на пересечении таких нитей и образуются первые скопления галактик.
Как оказалось, второй, альтернативный механизм способен обеспечить более 3/4 всех темпов звёздообразования в ранней Вселенной. Лишь примерно треть холодного газа, аккрецирующего на молодые галактики из межгалактической среды, приходится на сгустки и может быть описана, как слияния протогалактик; оставшиеся две трети обеспечивает равномерный поток, и именно из этого газа рождается большая часть звёзд.
Модель Декеля и его коллег позволяет объяснить, почему на движение звёзд и газа в молодых, активно образующих звёзды галактиках гипотетические слияния не оказывают никакого заметного влияния, и галактические диски продолжают вращаться так же чинно и спокойно, как это делает газ нашей Галактики. При этом внешний вид галактики может быть обманчив – турбулентность в аккреции газа может разбить этот диск на участки, где звёздообразование идёт интенсивно, и где оно практически не идёт, придавая галактике «рваную» форму. Однако эта неоднородность выдаёт лишь «подсвеченные» участки, движение же газа и звёзд вокруг центра галактики остаётся невозмущенным.
Вместе с тем, по расчётам Декеля
и его коллег, редкие галактики
с особо высоким темпом образования
звёзд – всё-таки результат слияний,
в результате которых уплощённые
дисковые галактики в конечном итоге
превратятся в массивные
Современная наука «вдруг» совершила для самой себя ошеломляющее открытие: тот физический мир, который со времен Галилея и Ньютона считался областью неизменных и точных законов — «Универсумом», сам оказался подчиненным направленным во времени изменениям, у которых может быть «начало» и может быть «конец». Такую картину мира мы обнаруживаем в теории эволюционирующей Вселенной нашего соотечественника Александра Александровича Фридмана, разработанной им в 1920-е. Главный результат этого открытия — эволюция наблюдаемого мира. Особенность теории эволюционирующей Вселенной Фридмана заключалась в том, что описываемая в ее рамках Вселенная с необходимостью рождалась из так называемой начальной космологической сингулярности.
В 2002 году развернутая на высоте в 5000 м в чилийской пустыне радиоастрономическая установка CBI (Cosmic Background Imager) смогла «сфотографировать» флуктуации микроволнового фона Вселенной. Темные «крупинки» на изображении интрепретировались тогда как «семена» (seeds) будущей материи. Фото: CBI/Caltech/NSF
В богословском прочтении космологическая сингулярность была интерпретирована как «первая точка», «первый миг» рождающейся Вселенной. Поскольку в сингулярности время и пространство равны нулю, а плотность «вещества» и «энергии» почти бесконечна, постольку можно говорить о возникновении Вселенной из такой сингулярности как возникновении «из ничего». Уже после смерти Александра Фридмана и после своего первого наблюдательного подтверждения Эдвином Хабблом (Edwin Hubble, 1889–1953) в 1928-1929 годы она получила название «теория Большого Взрыва» (Big Bang). А в 1964–1965 годы эту теорию подтвердило открытие американских астрофизиков Пензиаса (Arno Penzias) и Вилсона (Robert Woodrow Wilson), обнаруживших «далекое эхо Большого Взрыва» — микроволновое реликтовое излучение.
Однако после нескольких
лет триумфа теория Большого Взрыва
сама столкнулась с рядом
Вторая половина ХХ века увидела невероятную активность ученых по созданию множества теорий происхождения Вселенной. Не многие из них прошли даже первое серьезное обсуждение среди коллег. Самой «стойкой» оказалась та, согласно которой рождение Вселенной начинается не со «взрыва», а с «раздувания» (инфляции) физического вакуума. Первым к этой идее пришел в 1979 году российский космолог Алексей Александрович Старобинский, а окончательный вид теория приобрела в работах американских ученых Алан Гуса (Alan Guth), Андреаса Альбрехта (Andreas Albrecht), Пола Стейнхарда (Paul Steinhardt) и российского ученого Андрея Дмитриевича Линде.
Основная особенность
инфляционного сценария заключалась
в том, что Вселенная зарождается
в вакууме, не содержащем ни одной
элементарной частицы, и по мере ее
«раздувания» (увеличения ее радиуса)
до гигантских размеров плотность энергии
вакуума не меняется. В этой «пустоте»
не было ни частиц, ни излучения —
никаких классических форм существования
вещества! Потом «инфляция» кончается,
и Вселенная развивается так,
как предсказывает