Урало-сибирская роспись на занятиях изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработать методику организации блока занятий «Урало-Сибирская роспись» в средней общеобразовательной школе как средства активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся.
Исходя из цели, мы определили задачи:
Изучить и систематизировать искусствоведческие материалы по теме Урало-Сибирская роспись: ее историю возникновения, технику, семантику.
Обобщить педагогический опыт изучения Урало-Сибирской росписи на занятиях с детьми.

Содержимое работы - 1 файл

ппп.docx

— 94.21 Кб (Скачать файл)

   Такое же многообразие форм листьев, плодов и других всевозможных растительных и зооморфных мотивов. Основа композиций обычно древо, куст, ветка, букет, круг-венок, от которых подобно ручейкам разбегаются в разные стороны гирлянды цветов и ягод; тут же висят гроздья винограда, плоды красной и черной смородины, цветы черемухи. Корни, стволы деревьев и кустов напоминают земных и морских чудищ. Среди этого «райского сада» порхают и сидят певчие птички, павы и сирины, жар-птицы, мудрые очкастые совы и филины, гуси, тетерева, желтые петухи с голубыми гребнями, курицы, экзотические павлины, попугаи, фламинго, лежат львы, бегут гордые кони и шустрые собаки (рис.4). Очень образно выписаны птицы: фазаны-философы, гордые птички-бойцы, веселые птички-певуньи, похожие на зеленых рыбок; у одних птичек головка гордо украшена белой короной, у других - папахой. Так, в одной из композиций навстречу жар-птице с длинным разноцветным хвостом летит синяя птичка-кукша с черной папахой на головке.

  Художники любили изображать и человека, делая его героем картинок лубочного содержания со смешливыми надписями (рис.5). Вот молодой супруг держит под руку жену или жена ждет мужа домой, посылает ему весточку-«птичку», или мужчина здоровается за ручку с женщиной и говорит ей: «Здорово, горстовка, давно тебя не видал»; или в доме праздник, у входа стоит хозяин и приглашает гостей к столу.

  Писали не только жанровые, бытовые сценки, обычно связанные с обстоятельствами из жизни хозяев дома, но и исторические сюжеты, в разное время волновавшие крестьян: первый в России паровоз (рис.1)— чугунка Черепановых в г. Нижнем Тагиле, сооружение Великой Сибирской железнодорожной магистрали. Изображение паровоза обнаружено в росписи домов в д. Камельской, в д. Катышка (в избе Горянова Ермолая Павловича), в д. Толстовой (в доме Ельника Аркадия Михайловича).

  Внешний облик крестьянского дома на Урале был прост, сдержан. Редко встречалась наружная окраска наличников, карнизов. Больше внимания крестьяне уделяли внутренней отделке дома, чтобы человека окружали тепло, уют, красота.

  Размеры красочных панно выбирались соответственно площади расписываемой поверхности. На стенах, простенках обычно изображали «сады», а полатный брус, грядки расписывали вытянутыми по горизонтали гирляндами или букетиками из цветов и ягод. На потолке размещали венки, круги с наугольниками, солнце (6).

   В построении композиций мастера пользовались своей системой модулей, выработанной местной практикой. Например, толщина пальца, ширина ладони, пядь руки, длина локтя соответствовали размерам крупного цветка или ягодки, длине ветки и т. д.

  Расписывать начинали с более крупных форм, а затем переходили к мелким. Это помогало организовать композицию по законам равновесия и симметрии.

   Стоило приоткрыть дверь в сени, и, несмотря на слабое освещение, внимание входящего сразу же обращалось на расписные двери и стенку чулана, крашеные скамейку, коромысло и валек. Чулан, где хранилась одежда и съестные припасы семьи, расписывался особенно ярко, со значением. Эти символы русской мифологии выражали надежду хозяев на богатый урожай и полный достаток в доме.

  Роспись избы имела теплую тональную гамму и делалась на темных фонах: темно-коричневом, коричневом, коричнево-красном, темно-красном, красном, красно-оранжевом, оранжевом, красно-розовом, темно-розовом, красно-желтом и розовом. Контраст темного цветового фона с ярким живописным орнаментом, изображенном на нем, придавал росписи выразительность, усиливал звучность красок, помогал выдержать нагрузки изображаемого сюжета.

  В избе первый акцент делался на обратной стороне двери. На ней часто изображали древо жизни с птицей на вершине.

  На стенке голбца чаще всего изображали пышный вазон с кустом цветов, но встречались и стилизованные бытовые сценки, где действовали люди, звери, птицы (рис.6). Тут же мастера оставляли свой автограф и дату. У стенки голбца всегда имелось узкое сиденье, под ним делалась окраска с разделкой под мрамор. Если стенка голбца была из вертикальных досок с фасками, то на доски наносили букеты цветов.

  На двери голбца, которая вела в подполье, а считалось, что в подполье обитает сверхъестественное существо — домовой, охранитель дома и с ним надо жить в согласии, художниками изображались древние мотивы: круг солнца и древо жизни.

   Как правило, декоративные композиции на стенках голбца, двери и подполатного угла обрамлялись пышными, роскошными (у вятских мастеров) или графичными, линейными (у кармакских) рамками. Рамки эти были контрастных или более глубоких активных тонов по отношению к основному фону росписи. В простенке избы Баянкина Анисия Григорьевича (д. Катышка Алапаевского района) по голубому фону рамки вьются «царские кудри» глубоких темно-синих тонов. Мотивы «царских кудрей» и «под лепнину» часто использовались в обрамлении.

  Необычайно интересны композиции подполатного угла, на которых изображались вазоны с пышными разрастающимися кустами плодов и цветов, на вершинах или в центре которых по обеим сторонам обязательно размещались характерные птички (супружеская пара) (рис.6); или львы в ларе с птицами-павами (мотив чаще встречающийся у вятских мастеров) (рис.7). Продольная и поперечная стены подпалатного угла нередко смотрелись пышными коврами в красивом живописном оформлении.

    Сами полати окрашивались в спокойные уравновешенные цвета, в их центре размещали большое желтое солнце. На брусе полатей часто встречаются вытянутые горизонтально букеты и ягодки. Углы полатей также окрашивались.

  Небольшие по площади простенки «красного угла» декорировались просто: несложные, приглушенные по цвету и очень аккуратно выполненные композиции, вазон с кустом, либо ветка. Мотивы зверей, птиц не вводились — считалось неуместным.

  Все это делалось для того, чтобы не отвлекать внимания от расположенной вверху, над красным углом, божницы.

На остальных  простенках избы мастера свободно и смело вводили разнообразные мотивы и сюжетные сценки.                           

Так в  избе Пешкова Александра Федоровича (д. Пешкова Аланаевского района) простенок избы расписан как лубок. Очевидно молодой хозяин был в отъезде, а дома ждала его жена. Дом решили расписать его родители. В центре росписи вазон, слева от него стоит мужчина в шляпе, в руке трость, на ногах сапоги со шпорами. На трости сидит птичка — «весточка» из родных мест. Справа от вазона нарисована женщина, по всей видимости его супруга, ожидающая милого домой.

В руке она держит черный графин, горлышком  обращенный в сторону мужа. В избе Сычева Степана Андреевича (д. Никонова Алапаевского района) на простенке изображена счастливая супружеская пара: стоят, держась за руки. Здесь же расположен вазон с пышным  букетом цветов и плодов, над которым устремилась ввысь разноцветная жар-птица, рядом с вазоном - лошадь в сбруе. Эта символика говорила о достатке в семье и выражала мечту о счастливой жизни.

 Опечье и залавок в уральских избах расписывались редко, но всегда окрашивались в темно-красные, коричневые, зеленые цвета. На потолке часто изображали венки из цветов, плодов и ягод. На потолке избы Камельских (д. Камельская Алапаевского района) изображен венок, в углах потолка - букеты цветов. Вся композиция заключена в рамку насыщенных темных тонов по отношению к основному красно-коричневому фону избы.

Важное  значение придавалось также росписи кухонного угла. Композиции стен кухонного угла отличались разнообразным цветочным и травным орнаментом. На стене кухонного угла, в избе Баянкина Анисия Григорьевича (д. Катышка Алапаевского района), изображен небольшой треугольный вазон с растущим из него пышным кустом, раскинувшим свои удлиненные ветви с цветами и плодами, чем-то напоминающие человеческие руки. Вся условная композиция вазона с кустом напоминает женскую фигурку. По всей видимости художник изобразил хозяйку дома. Роспись выполнена в изумрудно-зеленых тонах.

С большим  вдохновением в желтых солнечных  тонах выполнена роспись избы Баянкиной Ефимьи Ермолаевны. Здесь, пожалуй, стоит остановиться на тайнах цветовой символики, очевидно хорошо известной некоторым мастерам; символике, берущей свое начало в древнерусской живописи. Солнечным желтым цветом художник славит хлебосольство и гостеприимство хозяйки, а изумрудно-зеленым выражает надежду на плодородие земли и богатый урожай.

В избах  мы нередко видим темно-пурпуровый цвет - символ тяжелой жизни крестьянина, политой потом и кровью; зеленый - надежды, жизни, подвига; белый - чистоты, бессмертия; голубой - девственности; светло-желтый, золотистый - славы и царственности.

Из мебели в избе расписывали обеденный  стол, посудный шкаф и комод, который  стоял в простенке на лавке  или на полу, как бы отделяя избу от кухни (середы) (рис.10).

Цветочным орнаментом расписывалась лицевая  часть шкафа; у комода же, как правило, разделывались боковые стенки «под мрамор» или «под орех».

Обеденный стол окрашивался разными цветами, при этом доминировали: красный, синий, зеленый, светло-коричневый. В центре столешницы на красном фоне изображался зеленый круг - символ жизни - с желтой окантовкой. Углы столешницы тоже окрашивались в желтые цвета.

Нередко на пол избы стлали толстые однотонные «клеенки» — коричневые, охристые, желтые. Изготовляли их в «кустарных заведениях» города Алапаевска.

Если  мастеру хорошо платили, то интерьер избы расписывался весь, т.е. не только его крупные части, но и оконные  и дверные проемы, карнизные доски над окнами, полки, божница, а также мебель, утварь, орудия труда и быта: стол, табуретки, комод, деревянная кровать, тренога, кросна, зыбка (люлька), прялка, швейка, детская стоялка, бочонок для кваса, деревянный дойник, , бураки, посуда (например лагуны(рис.11)) и многое другое.

Роспись избы дополняли половики, занавески, лоскутные одеяла, домотканая яркая  одежда, рушники и живые цветы. Трудно найти в интерьере избы участок, который бы выпадал, все умело сгармонировано по цвету. Окраска избы и роспись были строго подчинены внутренней планировке, тактично, с чувством вкуса и меры усиливали и дополняли художественную выразительность всего помещения.

Избы  и горницы расписывались по дощатой  обшивке и по бревнам, где пазы обклеивались тканью или заделывались рейками. Встречается, правда редко, роспись по ткани, обычно она применялась для склеивания углов и узких простенков.

В некоторых  случаях стены под лавками  и скамейками в избах и горницах разделывались «под мрамор».

На Урале  горницы были в пятистенных и четырехстенных домах. Горницы были теплые (зимние) и холодные (летние). Их называли чистой половиной дома — чистые горницы. Здесь жили молодые, устраивались праздники. Все это заставляло живописца относиться к росписи горницы более творчески. Для горниц мастера готовили просветленные, праздничные тона: бледно-голубой, белый, светло-зеленый, светло-желтый, золотистый. Когда автор впервые вошел в горницу Камельских Максима Федоровича (д. Камельская, Алапаевского района), то был просто потрясен! Красота какая! Чувствуется автор росписи — Рябков Варлам Кононович — развернулся, вложил в роспись все свое мастерство, сполна потешил душу, дал волю своему таланту и кисти. И сотворил чудо, сказку-праздник. Нет сомнения, эта горница войдет в историю искусства. Дата росписи: 1897 год. Роспись выполнена на бледно-голубом фоне. В горнице у дверей, ведущих из избы, входящего «встречают» четыре мудрые совы — охранительницы жилья. На обеих сторонах двери видны цветы, своими условными формами напоминающие пауков. На второй двери, ведущей из сеней, изображено солнце и петух с курицей — «супружеская пара».

На потолке  — четыре больших венка, в центре каждого — цветок-солнышко. В  простенках размещены прекрасные вазоны с букетами цветов, расходящихся гирляндами в радиальном направлении — все это заключено в рамки барочного типа. Над окнами изображены кусты цветов. В красном углу на божнице выписан голубой купол неба и звезды, мерцающие на нем. На задней стене во всю высоту горницы, от пола до потолка — громадный розовый вазон, из которого растет райское дерево с богатым урожаем цветов и плодов.

На средней  стене — два огромных дерева с широкими, разросшимися кронами. Между ними стоит привязанный за кол верблюд с кольцом в губе. Рядом написано: «Ето верблють». Внизу композиции несется под парами паровоз-чугунка с тремя вагонами — первого, второго и третьего классов (рис.1). Размеры расписываемой поверхности большие: 234Х405х596 (см). Вся горница покрыта росписью, за исключением угла, где стояла русская печь. Поначалу роспись смотрится сплошным ковром, но когда повнимательнее приглядишься к ней, оценивая увиденное, то поймешь, что она состоит из скальных композиций, которые акцентируют те или иные части интерьера.

Особо следует сказать об архитектуре  изб. Снаружи они кажутся небольшими, но внутри широки и просторны. Рациональна  их планировка. Здесь нет ничего лишнего, все продумано до мелочей. Вдоль стен идут широкие лавки, на которых могут разместиться человек тридцать. Условно избы разделены на три функциональные части. От двери идет подпалатный угол — прихожая, где раздеваются, оставляют верхнюю одежду, умываются, поят скотину из лохани. Верхний ярус этой части (справа от двери) — печь с голбцем и (слева от двери) — полати. Полати и печь предназначены для отдыха и сна. Здесь могут разместиться человек пятнадцать. Перед печью пространство отведено для кухни (середы), где размещается бытовая утварь, пекутся хлеба, готовится пища. Иногда кухня отделяется от избы цветастой ситцевой занавесью. Красный угол с пространством до полатей служит как бы столовой, а также местом для приема гостей, исполнения обрядов.

Информация о работе Урало-сибирская роспись на занятиях изобразительного искусства