Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:24, лекция
С давних времен в Китае был популярен театр теней, который считают прообразом современного кинематографа, однако, родоначальниками кино по праву являются европейцы – 28 декабря 1895 года братья Люмьеры продемонстрировали в Париже первый в истории человечества кинофильм. Так наступила эпоха кино.
Образование Китайской Народной Республики открыло широкие перспективы для развития кино. Поочередно были основаны Пекинское и Шанхайское предприятия по производству кинофильмов, а также киностудия НОАК. Совместно с Северо-восточной киностудией они функционировали в качестве главной базы выпуска кинофильмов в первые годы Нового Китая. Так начался отсчет истории кино Нового Китая.
Для того, чтобы новое кино не только соответствовало требованию эпохи, но и отвечало требованиям народа, лишь недавно избавившегося от реакционного общественного строя, ЦК КПК обнародовал четкие указания по кинематографической работе. Благодаря руководству ЦК КПК и тщательной организационной и подготовительной работе в сферах обеспечения кинопроизводства кадровыми и материальными ресурсами, кинематограф в первые годы после образования Нового Китая получил динамичное развитие. Менее чем за три года был выпущен ряд замечательных фильмов - «Мост», «Стальные воины», «Красное знамя на кургане Цюйган», «Дети Китая», «Женщина-водитель», «Победа монгольского народа», «Чжао Имань», которые продемонстрировали силу и перспективы развития молодого кинематографа Китайской Народной Республики.
В течение долго времени Шанхай функционировал в качестве центра развития кинематографа Китае. В первые годы после образования Нового Китая в Шанхае работали более 10 частных киностудий, в частности, «Куньлунь», «Вэньхуа», «Готай», «Датун» и «Дагуанмин». Компартия Китая и Центральное правительство предприняли ряд мер по объединению и реструктуризации с целью направления их на правильный путь развития. Как следствие, многие частные кинокомпании в первые годы после образования КНР смогли выпустить неплохие кинофильмы: «Большие ладони простых людей», «Мой жизненный путь», «Комроты товарищ Гуань», «Весна двух семей».
После дискуссии 1951 года вокруг фильма «Жизнь У Сюня» в кинематографической сфере наметился перелом негативного характера. В ходе кампании критики были осуждены такие фильмы, как «Моя супруга и я», «Комроты товарищ Гуань». В 1952 году частные кинокомпании компании были объединены, а на их базе был создан Шанхайское объединенное кинопредприятие, которое в следующем году было поглощено Шанхайским кинопредприятием. Так закончилась история частного кинематографа в Китае.
Компания критики фильма «Жизнь У Сюня» не только «похоронила» частный кинематограф, но и нанесла удар по «народному кино». Узкое понимание отношений между кино и политикой, а также накладываемые ограничения сдерживали творческую работу деятелей кино. В результате с 1951 по 1952 годы киноиндустрия находилась в застое, вызванном элементарным отсутствием сценариев.
Проблема привлекла внимание соответствующих ведомств, и ЦК КПК обнародовал Постановление об активизации работы по выпуску кино, в котором подверг критике тенденцию к формализму и концептуализму в творческой сфере. Постановление способствовало оздоровлению атмосферы в киноиндустрии, и начиная с 1954 года китайский кинематограф вступил на путь устойчивого развития. Увидели свет такие замечательные произведения, как «Люди степи», «Партизаны на равнине», «Куриное перышко, срочное письмо», «Великий почин» и другие фильмы высокого эстетического и нравственного уровня.
1956—1960 Зигзагообразное развитие: движение вперед
В 1956 году Китай пережил важный поворот в истории своего развития. В этом году в основном был установлен социалистический строй. Китай переориентировался от массовой классовой борьбы на задачи экономического строительства.
На этом фоне 2 мая 1956 года Мао Цзэдун выдвинул основной курс развития научной и художественной деятельности – «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Этот курс был с воодушевлением встречен творческими работниками.
Согласно данному курсу с 1956 по 1957 гг. китайский кинематограф добился знаменательных успехов в развитии. Выпущенные в это время фильмы «Горы Шангань», «Доброе пожелание», «Ли Шичжэнь», «История села Любао» и др. демонстрируют эти успехи.
Между тем, продолжали иметь место серьезные проблемы – при большом количестве выпускаемой кинопродукции ее качество зачастую оставляло желать лучшего. Одновременно развернулась дискуссия вокруг вопроса об ограниченности сюжетов отечественного кино, сходстве содержания, унификации творческих приемов и концептуализации кинематографа.
Однако, политическая составляющая кинематографической жизни продолжала оставаться изменчивой. В 1957 году во всекитайском масштабе развернулось движение против «правого уклона», следствием чего стало прекращение вышеупомянутой дискуссии. Многие деятели кинематографа были заклеймены ярлыком «правый элемент», их кинопродукция тоже была запрещена. Вслед за тем в 1958 году поднялось движение «Свергнуть белый флаг». В рамках данного движения фильмы «Прекрасные цветы и полная луна», «Музыкант Сяо» и др. были названы «ядовитой травой» и подверглись критике. Все это сильно сказалось на творческой активности деятелей кино. Каждый день они с волнением ожидали неприятностей и нападок. Как в этих условиях можно было ожидать взлета творческой активности?
Такая ситуация привлекла внимание партийного руководства. Накануне 10-летия со дня образования КНР премьер Госсовета Чжоу Эньлай подчеркнул, что в руководстве кинематографом следует сосредоточить усилия на работе по диверсификации жанров, обогащению арсенала творческих приемов, усилении художественного направления.
В этом контексте 1959 год стал знаменательным годом. В 1959 году были выпущены много высококачественных фильмов -- «Торговая лавка Линей», «Буря», «Пять красавиц», «Композитор Не Эр», «Линь Цзэсюй» и т. д. Эти кинопроизведения сочетали в себе дух эпохи и облик нации, реализм и художественную эстетику. Их недаром называют шедеврами. Кинематограф Китая взял новую высоту.
Однако, суровые реалии политической борьбы снова неблагоприятно сказались на развитии китайского кино. Развернувшаяся с конца 1959 года борьба против правоуклонистского оппортунизма и ревизионизма в художественной сфере сильно ударили по кинематографу Китая. В кино появлялось все больше и больше «запретных зон». Кроме того, китайская киноиндустрия переживала серьезный дефицит кинопленки и техники.
1961—1966 Зигзагообразное развитие: движение вперед
В 60-х годах кинематограф Китая столкнулся с еще более серьезными проблемами.
Вслед за борьбой с правоуклонистскими и ревизионистскими элементами молодой республике предстояло выправить перегибы, допущенные в ходе реализации политики «большого скачка». В художественных и кинематографических кругах началось всестороннее урегулирование.
Премьер
Чжоу Эньлай строго раскритиковал нездоровый
уклон в сторону отторжения демократических
принципов и игнорирования
Один за другим увидели свет такие фильмы, как «Защитим красное знамя», «Революционная семья», «Ранняя весна в феврале», «Из искры – пламя», «Ли Шуаншуан», «Крепостной» и др. Эти фильмы стали настоящим прорывом в развитии кинематографа, и многие из них были удостоены наград на кинофестивале «Сто цветов», который начал проводиться с 1962 года. Известность и любовь зрителей получили такие фильмы, как «Красноармейцы обороняют оз. Хунху», «Вечная жизнь в пламени», «Ашима», «Красный цветок Тянь-Шаня», «Весна засохшего дерева», «Южный колорит на севере страны», «Красные командиры Ян» (фильм в жанре пекинской оперы), «Лю Саньцзе» (в жанре оперы), танцевальный фильм «Малые Ножи», «Сон в красном тереме» (в жанре шанхайской оперы).
После того, как на 10-ом пленуме ЦК КПК 8-го созыва, которое состоялся в 1962 году, был выдвинут лозунг «Ни в коем случае не пренебрегать классовой борьбой», в художественной и кинематографической сферах также понемногу произошла переориентация. На эту тему был снят ряд кинопроизведений - «Молодое поколение», «Никогда не забыть», «Захват печати». Китайский кинематограф вступил в период испытаний, вызванный привнесением концепции классовой борьбы в кинотворчество.
В 1964 году Кан Шэн и Цзян Цин включили ряд фильмов («Ранняя весна в феврале», «Актрисы-сестренки», «Город без ночей») в список «ядовитых сорняков» и спровоцировали кампанию критики в адрес этих кинолент. В этом контексте кинодеятелям пришлось «упорядочить стиль» и осудить т. н. «контрреволюционный буржуазный курс Сян Яня и Чэнь Хуанмэя» и «ревизионизм в кинематографе». Злокачественное распространение левоуклонизма и механическое определение жанров кинопродукции («кино о реальной жизни в Новом Китае должно занимать 60%, о революционной истории – 30%, другие жанры – 10%») сильно сдерживали развитие кинопроизводства в Китае. В контексте усиления левоуклонистской тенденции с 1963 года уровень китайского кино постепенно опускался.
1966
год китайский кинематограф
4. Четвертый этап – «Застой и спад» (1966-1976 гг.)
«Культурная революция» - период застоя и спада китайского кинематографа. Деятели кино были осуждены, как «правые элементы», кинопредприятия были закрыты. Китайское кино вступило в эпоху «безвременья». Несмотря на имевшее место спустя некоторое время известное оживление творческой жизни, в кинопроизводственной сфере господствовала «образцовая пекинская опера».
Суровая осень: китайский кинематограф во время «культурной революции»
Десятилетие хаоса нанесло китайскому кино огромный ущерб. На самом деле, сильный удар по кинематографу был нанесен уже в 1964 году, когда отличные фильмы, снятые за 17 лет со времени образования Нового Китая, подверглись огульной критике под предлогом «игнорирования классовой борьбы».
В феврале 1966 года Цзян Цин при поддержке Линь Бяо созвала в Шанхае армейское совещание по проблемам литературы и искусства, в отредактированной протокольной записи которой отмечалось, что за годы народной власти представители творческих кругов, включая кинематографистов, «навязывали нам антипартийную, антисоциалистическую черную линию» противостояния КПК, социализму и идеям Мао Цзэдуна. Согласно протоколу совещания, современный китайский кинематограф сочетает в себе буржуазную идеологию, современный ревизионизм и так наз. «художественный стиль 30-х годов».
Более 650 кинофильмов, снятых за 17 лет народной власти, были названы «ядовитыми сорняками», а «кино левого фронта» 30-х годов несправедливо игнорировалось. Были прерваны контакты между китайскими кинематографистами и их зарубежными коллегами.
Славная история китайского кино была очернена, а огромные достижения кинематографа втоптаны в грязь. Деятели кино подвергались давлению и преследованиям. Кинематограф потерял таких мастеров, как Цай Чушэн, Чжэн Цзюньли, Ин Юньвэй,
Фашистская диктатура «банды четырех» не только вызвала резкое недовольство в творческой среде, но и повлекла вмешательство лидеров партии и государства. После вмешательства и поддержки со стороны Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая китайскому кино удалось сохранить жизненную силу в хаосе тех темных лет. Постепенно возобновляли свою работу кинопредприятия, и после 7-летнего застоя киноиндустрия постепенно вернулась в сравнительно нормальное русло развития.
Вместе с тем, в целом, китайское кино находилось в чрезвычайно тяжелом положении. С 1973 по 1976 гг. в стране было выпущено всего 76 фильмов, в частности, «Ясная погода», «Зеленые сосны в горах», «Бурные годы», «Вторая весна» и т.д. Большинство фильмов того времени сняты в соответствии с требованиями политической жизни, они пропагандируют идеологию классовой борьбы, представляя положительных героев высокими красавцами, а «классовых врагов» - клоунами. В сфере художественных методов наблюдался явный перекос в сторону формализма. Несмотря на это, фильмы выполняли известную эстетическую функцию.
Однако,
даже в самые суровые дни
5. Пятый этап – «Поиск в движении» (1977-1989 гг.)
После десятилетия хаоса Китай вступил в новую стадию развития, что не могло не отразиться на развитии кино. Китайское кино, имеющее за своими плечами 70-летнюю историю развития, встретило вызовы нового времени и обстановки, сложившейся в результате реализации политики реформ и открытости как в экономической сфере, так и в области кино. Китайский кинематограф приступил к активному заимствованию теории и практики западного киноискусства, к активному идеологическому раскрепощению, освобождению от «леваческих» оков, вписав в результате самые яркие страницы в историю китайского искусства.