Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:31, практическая работа
Вряд ли кто-то будет сегодня утверждать, что 1900 год прошлого столетия ознаменовал собой переход не только в иной век, но и в иное состояние бытия человеческого общества. Последователь К. Маркса и Ф. Энгельса российский революционер В. И. Ленин охарактеризовал это время, как начало эры империализма, однако куда более правильным было бы считать, его началом индустриального общества.
Ещё одним важным направлением советского кино в это время стала подготовка общественного мнения к будущей войне. О войне ставились не только чисто военные киноленты. В каждом фильме, даже комедиях, так или иначе, эта тема присутствовала. Возьмём для примера комедию «Трактористы» /1939г
В «Трактористах», в центральную часть фильма врублена кинохроника с танками СССР, а в «Свинарке и пастухе», куда уже ни шпионов, ни врагов народа было не поставить, в самом конце фильма молодожёны поют, что «Когда наши танки помчатся, мы с тобою пойдём, воевать…». Песни типа «Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин, и первый маршал в бой нас поведёт…». Были обязательным атрибутом любой киноленты кроме уж самой что – ни на есть детской.
Как уже отмечалось, военная тема присутствовала практически во всех фильмах предвоенной поры. Но были ещё и «особо военные», если так можно выразиться, фильмы, где война не только упоминалась, где о ней не только пели или готовились к ней, как в кинокомедии о танкистах «Горячие денечки», но и такие, где будущая война представлялась. К ним относятся такие фильмы, как «Эскадрилья номер 5» /1939г./ А. Роома, «Если завтра война» /1938г./ Е. Дзигана и подобные. В них показывалось, как война начинается и кончается в Берлине за 24 часа. Таким образом, о войне создавалось превратное, шапкозакидательское впечатление, народ и армия ориентировались на войну «малой кровью и на чужой земле».
Кино
если что-то и критиковало, то лишь то,
на что указывал перст партии, либо
отдельные бытовые
А вот пример типичного PR-стихотворения 30-х годов, когда было весьма модным посвящать свои стихотворения товарищу Сталину с тем, чтобы иметь потом всякого рода почетные звания, получать солидные денежные премии и проводить досуг на писательских дачах. Что же касается его содержания, то оно весьма показательно:
«Учитесь у мудрого Ленина жить,
Народ до последнего вздоха любить,
Умейте все мысли и чувства собрать,
Умейте все силы и волю отдать,
Тому, кого Ленин, как друга ценил,
Тому, кого Ленин, как брата любил,
Тому, кого мир весь Сталиным зовет »
Поэт Джамбул.
Понятно, что если бы он и его российские сограждане были бы больше осведомлены о взаимоотношениях Ленина и Сталина, то эти стихи никогда не смогли бы появиться. Вот почему так важно, чтобы люди имели максимально возможный доступ к любой информации и обо всем, абсолютно обо всем могли судить на основании самого точного знания.
Таким образом, всё, начиная от монументальной архитектуры в стиле Древнего Египта, до песен, стихов, фольклора, печати, кино, плакатов и даже почтовых марок была поставлена на службу укрепившемуся в нашей стране тоталитарному сталинскому режиму. Кстати, советские марки - единственные в мире, где в годы войны в пропагандистских целях была показана сцена убийства штыком (марка «Штыковой удар») или прямо напечатаны лозунги экспансии («Вперёд на Запад!»). Интересно, что марки гитлеровской Германии и СССР военного времени во многом перекликаются, что, в общем-то, и неудивительно.
В послевоенное время большая разъяснительная работа помогала преодолеть послевоенные трудности и направляла патриотический порыв граждан СССР на скорейшее восстановление экономики. В то же время в управлении экономикой были закреплены и развивались чисто командные методы управления.
В 50-70 годы в стране господствовала уравниловка и экстенсивные методы ведения хозяйства. Едва «открыв окно в Европу», власти тут же поспешили опустить «железный занавес», чем обрекли страну на долгие годы изоляции и отставание от мирового прогресса. Период «оттепели» после отказа от «культа личности» Сталина принёс некоторое оживление в связях с общественностью и развитие социального диалога, но ненадолго.
Сравнение опыта работы в области связей с общественностью, проводившейся в СССР в 1985-1990 годах с историческим опытом PR работы за рубежом, а также в нашей стране в более ранние годы, доказывает, что данная система в СССР не предусматривала широкого участия граждан в процессе подготовки и принятия решений по вопросам, затрагивающих их интересы.
Предполагалось, а еще чаще декларировалось, что «народная» власть и так хорошо знает интересы и нужды народа. На самом же деле именно она их и вырабатывала и внушала их людям, весьма склонным к стандартизации своего поведения и запросов ввиду сохранения патриархальных пережитков общественного сознания. Решения принимались якобы в интересах каждого человека, однако на самом деле главным был интерес партийно-государственной номенклатуры. Все принимаемые решения делились на публичные и секретные, при этом секретные были совершенно недоступны общественности и имели множество дополнительных градаций секретности: от просто «секретно» до «особая папка», «запечатанный пакет». Кстати, именно поэтому в стране приобрели такое широкое распространение политические анекдоты, критикующие власть предержащих и выставляющие их в смешном и нелепом свете – люди подсознательно понимали, что их слова расходятся с делом, и хотя бы, таким образом, выражали своё несогласие с положением в стране.