Роль экспозиционно-выставочной работы в музее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы выявить роль экспозиционно-выставочной работы в музее.
Задачи работы заключаются в том, чтобы:
1.изучить источники и литературу по теме.
2.проанализировать деятельность этнографического музея под открытым небом.
3. составить научную концепцию развития этнографического музея под открытым небом и сохранения его основных фондов.

Содержимое работы - 1 файл

Музей под открытым небом Даргавс 9627505454.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

     Шоссированная дорога, протяженностью 5,5км связывает  с турбазой «Кахтысар», которая работает два летних месяца в году. Более  сложная дорога с крутым подъемом связывает Даргавс с бывшим курортом Кармадон. На площади бывшего санатория в настоящее время построена пограничная застава. С 2006-го года юго-западная окраина селения Даргавс стала застраиваться дачниками. Земельные участки в размере десять сотых можно приобрести в пригородной районной организации заплатив 60 тыс.руб. В начале 2008-го года в Даргавсе проведены некоторые работы по благоустройству селения. На улицах селения появилось освещение, установлены таксофоны. С 2006 года существует мобильная связь «Мегафон» и «МТС».

     Даргавская  котловина считается перспективным рекреационным районом. Дно котловины лежит на высоте 1400-1500м. над уровнем моря. Обилие полезного солнечного излучения, субальпийские и альпийские луга, березовые высокогорные леса, наличие выходов минеральных вод позволяют построить в Даргавсе санаторий и туристские базы. Рекреационную привлекательность Даргавской котловины усиливают исторические памятники регионального и федерального значения.

     Краткое описание селения Даргавс и его  окрестностей убедительно говорят  о значении Даргавской котловины и ее центра для экономики РСО-А. поэтому важнейшей задачей является подробное исследование памятников природы, истории и культуры.

     Экспозиционный  комплекс этнографического музея под открытым небом «Даргавс» состоит из:

     - боевых и жылых башен;

     - городка мёртвых;

     - святилищ;

     - входной группы.

     2.2. Характеристика башенного строительства

     в Даргавской котловине

 

     Типичной  принадлежностью каждого горного  селения являются башни - жилые и  боевые. Более древними надо считать  первые из них. Они обычно имеют в основании неравносторонний прямоугольник, реже квадрат. Площадь их основания различна от 7-8*8-9м. до 9-10*11-12м. и более. Строились они из местного камня, на извести, имели два-три этажа, вверху немного суживались. Вход, расположенный внизу, имел невысокую полукруглую арку. Он закрывался двустворчатой деревянной дверью, которая снабжалась изнутри толстым поперечным болтом; для него внутри стены было сделано соответствующее углубление; это позволяло свободно передвигать болт вправо и влево. Снаружи дверь запиралась большим деревянным замком. Нижний этаж предназначался для домашнего скота, который находил там убежище в холодную пору года, и для хранения всевозможных земледельческих орудий. Из нижнего яруса посредством каменной лестницы сообщались со вторым. Верхние ярусы предназначались для жилых помещений.

     Такая башня принадлежала отдельному роду, который размещался в ней со всеми  своими членами, если число их увеличивалось, пристраивались такие же смежные  башни, междуэтажные перекрытия делались из балок, прикрытых тонким хворостом и слоем земли. В каждом из верхних ярусов в углу устанавливались вертикальные деревянные лестницы.  В стенах делались небольшие окна, прикрывавшиеся дверцей, а внутри неглубокие ниши для хранения различных предметов домашнего обихода. В верхнем этаже было устроено отверстие, через которое можно было попасть на плоскую кровлю, тоже прикрытую землей; земля здесь тщательно сглаживалась с помощью деревянного обрубка, снабженного ручкой; после каждого повреждения, причиненного дождем или бурей, все щели плотно заделывались. В одном углу на кровле сооружался небольшой барьер для наблюдений за тем, что происходит в ауле и его окрестностях. Здесь же грудой лежали камни, которые в случае нападения, сбрасывались на неприятеля. Для оборонительных целей во втором этаже над дверью устраивался каменный выступ (машикули), напоминающий по виду балкончик; в станах его делались небольшие отверстия тоже для наблюдений. Оттуда также могли сбрасываться камни на приблизившихся ко входу башни врагов. По рассказам стариков. Во время междоусобий или борьбы с внешними врагами защитники башни кипятили в больших котлах воду и выливали ее на противника.

     В центре нижнего яруса очень искусно  и прочно устанавливался каменный столб, проходивший сквозь все потолки до самого верху башни. К нему в каждом этаже с четырех сторон прикреплялись толстые балки. Этот столб придавал всему сооружению надежную устойчивость. Осматривая развалины старинных башен, мы видим обычно, что если даже полностью обрушились все полы и потолок, центральный каменный столб стоит по-прежнему, возвышаясь над всей руиной.

     Во  втором или третьем этаже устраивался  очаг, к нему сверху спускалась железная котелка или каменной плиты для  изготовления чурека. Дым очага выходил  через окно и небольшие отверстия, проделанные в стенах. Балки в этом помещении покрывались от копоти твердым, блестящим, черным налетом. На полу под очагом были положены каменные плиты, на которых разводился огонь. Инвентарь такой башни состоял из ларей для зерна и муки, нар, прикрытый войлоком или шкурой домашних и диких животных, цилиндрических маслобоек, ручных каменных мельниц, ткацкого станка, деревянной, глиняной и медной посуды, одежды, старинных кремневок, музыкальных инструментов. К одной или нескольким башням, принадлежащим одному роду, нередко пристраивалась высокая каменная стена, огораживавшая это владение от соседних построек. В стене имелись ворота, запиравшиеся изнутри толстым болтом. В таком виде подобные жилые постройки напоминали упрощенную форму замка.

     Жилые башни сооружались членами каждого отдельного рода; в ту пору все жители горных селений были более или менее искусными строителями. Архитектура этих сооружений не была сложной и не требовала особенно тщательной отделки. По мере надобности они воздвигались и в более позднее время.

     Уже в эпоху родового строя начали также строить башни военного назначения, или так называемые боевые башни. Их предназначали не для жилья; они носили оборонный характер.

     С возникновением феодализма боевые башни приобретали особенно важное значение. Строились они из отборного материала, постройка таких башен была под силу лишь самым богатым фамилиям, которые приобретали в своем ауле заметное влияние. Если в данном селении не было искусных мастеров, их приглашали из других мест Осетии. Боевая башня воздвигалась на скалистом выступе, чтобы враг не мог сделать подкопа. Камни, из которых строились башни, были хорошо обтесаны снаружи. Башня имела квадратное основание с площадью около 5 или 5,5 м2., стены ее постепенно суживались кверху, причем угловые камни с каждой стороны образовывали совершенно прямую линию. Внизу вделывался небольшой камень для коновязи. Снаружи эти башни покрывали известковой облицовкой.

     Существовало  ошибочное мнение, что башни сооружались при помощи наружных лесов. Такое предположение опровергается уже тем обстоятельством, что очень часто боевые башни стоят на таких скалистых обрывах, где пристроить снаружи леса не было никакой возможности. Внимательно изучая устройство боевых башен, Иван Павлович установил. Что они могли быть построены только при посредстве внутренних лесов настил для которых держался на поперечных балках; концы их опирались на небольшие плитки, вделанные в углах,  выступы их через определенные промежутки (1,2-1,7м) видны начиная от второго этажа до верхнего. Камни и балки по преданиям, поднимались посредством ворота.

     «Боевые башни – отмечает Щеблыкин, - служили  защитой от врагов внешних, а также  бывали опорными пунктами во время  вражды разных влиятельных фамилий  между собой. Их можно наблюдать отдельно стоящими вблизи селения, а также сгруппированными в большом количестве среди домов аула… кладка боевых башен, обработка камней, внешний вид, расположение окон и пр. отличаются разнообразием. Так, например, кладка и обработка камней в сс. Даллагкау, Цимити, Даргавсе, Лаце, Хидикусе резко отличаются друг от друга».

     Боевые  башни имеют обычно от трех до шести  этажей различной высоты и устройства. В нижнем нет ни окон, ни входа, только в стенах проделаны небольшие  отверстия для притока воздуха. Нижний этаж предназначался для пленных, которые содержались здесь до выкура или обмена. Один угол такой камеры отгораживался каменной стеной; это было надежное хранилище для зерна. Из нижней камеры и из каменного мешка для зерна выходили отверстия во второй ярус они прикрывали сверху каменными плитами.

     Для входа в башню делался лаз  во втором этаже; лаз имел закругленную арку. К нему снаружи приставлялась  переносная деревянная лестница, которую  во время опасности втаскивали внутрь. Свод этого яруса имел крестовое перекрытие с каменными выступами. Здесь находился очаг; в стены вделывались балки для очажной цепи и деревянных крючков для подвешивания вяленного мяса. Наружный лаз, единственный в боевой башне, прикрывался дверью с поперечным болтом. В одном углу свода было проделано отверстие, ведущее в третий этаж, к отверстию приставлялась вертикальная деревянная лестница. В остальных этажах устраивался настил из балок и хвороста, прикрытых сверху слоем земли. В верхних ярусах в потолке тоже проделывалось отверстие для сообщения между ними. Кровля была плоская с барьером. В некоторых башнях на углах устанавливались каменные столбики, придававшие более красивое завершенное оформление. Во всех верхних этажах устраивались окна и небольшие отверстия, предназначенные для наблюдений и стрельбы кремневок. Снаружи эти отверстия были мало заметны. Изнутри они представляли собой глубокие суживающиеся кнаружи амбразуры. Они не могли быть использованы для стрельбы из лука; углубление их было слишком незначительно. Иван Павлович совершенно прав, указывается, что давность подобных  башен не заходила дальше периода изобретения огнестрельного оружия.

     Окна  в верхнем ярусе были высоки и  снаружи прикрывались бойницами. В  стенах башен были сделаны маленькие  отверстия для наблюдателя защищенные этими бойницами, войны могли сбрасывать вниз на осаждающих камни, запас которых имелся в верхнем этаже башни; остатки их нередко можно видеть и теперь.

     Эти сооружения снаружи отличались замечательной  стройностью. В стенах верхней части снаружи устраивались фигурные украшения в виде неглубоких квадратных выемок крестообразной формы или шахматного поля.

     «Большой  величиной, хорошей тщательной кладкой  и подбором камней, - пишет Щеблыкин, - отличаются башни в аулах Дзуарикау, Цимити, Даллагкау. С именем Даллагкау связанно много легенд и рассказов, представляющих большой интерес».

     Вершиной  башенного мастерства являются замки, в которых боевая башня со смежными жилыми окружалась каменной стеной. В  сооружении этих построек древние мастера  достигали высокого искусства. Они умело использовали выгодное для замка недоступное скалистое место, откуда можно было обозревать все ущелья в различных направлениях. Боевая башня воздвигалась на линии замковой стены или внутри укрепления. В замке были устроены затейливые проходы и к стенам приделывались каменные стойла для скота. Каждое такое строение всегда имело своеобразную композицию. Таковы, на пример, замковые сооружения над селениями Хусар-Хинцаг (рода Мамсуровых) в Даргавсе и в  центральной части Куртатинского ущелья. В одних случаях замок сооружался на ровной каменистой платформе, в других, в зависимости от природных условий на нескольких небольших террасах.

     Если  представлялась возможность, он строился на таком месте, где  расщелины  скал пробивался родник; это давало ему большое преимущество во время военных действий. Так он был хорошо обеспечены питьевой водой.

     При наличии холодного оружия и примитивных  кремневок подобный замок был  совершенно неприступен. В различных  местах ущелий на большой крутизне строились также одиночные сторожевые башни или заградительные каменные стены, прикрывавшие вход в пещеры, в которой укрывались защитники. Если приближался неприятель, он тотчас же бывал замечен с ближайших наблюдательных пунктов и поднималась тревога.

     В ночное время в башнях-замках разводились  костры, зажигались факелы; это был  боевой сигнал, призывавших всех быть наготове. Таким образом. Каждое ущелье хорошо охранялось целой системой защитных укреплений, что позволяло местному населению давать врагам дружный отпор.

     «Большой  интерес, - говорится  в очерке Щеблыкина, - по разнообразию крепостных и защитных построек представляет аул Даргавс, к которому идет дорога от селения  Кобань по одному из живописнейших  ущелий, полному зелени чарующих красот…  Защитные сооружения Даргавса можно разделить на семь типов-видов:

  1. боевые башни обычного типа;
  2. жилые башни;
  3. дома-башни;
  4. защитные дворы;
  5. башни со сводами;
  6. Мамсуровская башня;
  7. башня, построенная по типу мамсуровской с сильным изменением основных форм.

     Изобилие  башен и других средств защиты указывает на важность и значение этого места. По отношению ко всей местности, - Даргавс привратник, «защитник ущелья».

     Как мы установили, в Осетии и в частности  в Даргавсе, башни имели, прежде всего, военное назначение. Нам удалось обнаружить редкий документ, рассказывающий о защитниках башни Кочиевых в селении Зака.

     26 июля Ренненкампор осадил башню  Кола, после того как посланное  через князя Мачамбели предложение  сдаться повстанцы ответили отказом.  Башня Кола в два этажа из  камня на извести, высотой до восьми саженей. Началась бомбардировка башни. Прапорщик Бестужев направил на башню горное орудие, но ядра отскакивали от прочной крепкой каменной стены  и поражали самих солдат. Не лучшие результаты дала бомбардировка из имевшейся мортиры. Тогда Ренненкампор решил взять башню приступом. Две роты гренадеров были брошены в атаку, но были отбиты. Войска потеряли 4 человека убитыми и 18 человек раненными, в том числе был ранен подполковник Берилев, потом скончавшийся от ран… Ночью атака повторилась… Осажденные, услышав шум стали бросать на них пудовые камни, и охотники были отражены… После этих неудачных попыток взять башню атакой было решено сделать подкоп под башню и взорвать ее, но фундамент башни уходил глубоко в землю, эта попытка  также оказалась неудачной. Чтобы предотвратить повторение приступа в ночное время, осажденные ночью зажгли несколько домов, находившихся вблизи.

Информация о работе Роль экспозиционно-выставочной работы в музее