Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:08, курсовая работа
Романтизм - это духовное движение во всех областях культуры, прежде всего в литературе, живописи, музыке, философии, исторических науках. Определить «романтизм» безотносительно формы его проявления крайне сложно. Однако некоторые элементы понимания романтизма можно выделить: Это, прежде всего порыв к свободе человеческого духа от сковывающих условий бытия.
Введение………………………………………………………………… 3
1 Описание картины «Восход луны над морем»
Каспара Давида Фридриха…………………………………………….. 6
2 Образно-стилистический анализ полотна Каспара Давида Фридриха «Восход луны над морем»……………………………………………… 8
3 «Восход луны над морем» в творчестве Каспара Давида Фридриха ………………………………………………………………... 13
Заключение………………………………………………………………. 18
Список использованной литературы…………………………………… 19
Список иллюстраций……………………………………………………. 20
Иллюстрации…………………………………………………………….. 21
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
Факультет искусств
Кафедра искусствоведения
Курсовая работа
Каспар Давид Фридрих «Восход луны над морем».
Выполнил студент:
501 группы 2 курса
дневного отделения
Лысенко Е.В.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения
Турчинская Е.Ю.
Санкт-Петербург
2010 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1 Описание картины «Восход луны над морем»
Каспара
Давида Фридриха………………………………………
2 Образно-стилистический анализ полотна Каспара Давида Фридриха «Восход луны над морем»……………………………………………… 8
3 «Восход луны над морем» в творчестве Каспара Давида Фридриха ………………………………………………………………... 13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………… 19
Список иллюстраций………………………………
Иллюстрации…………………………………………………
Введение
Романтизм - это духовное движение во всех областях культуры, прежде всего в литературе, живописи, музыке, философии, исторических науках. Определить «романтизм» безотносительно формы его проявления крайне сложно. Однако некоторые элементы понимания романтизма можно выделить: Это, прежде всего порыв к свободе человеческого духа от сковывающих условий бытия. Интерес к тому, что еще не воплотилось в жизни в виде готовых произведений искусства, науки, природы. «Жизненное брожение», процессы творчества - в центре внимания романтиков. Романтики переживают «разорванность» жизни в современном им обществе. Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: «ностальгия» - желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному; «страсть», «тоска», «желание» - обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно сформулировать. [2, c.457]
Тема данного исследования является одной из актуальных тем в современном искусствознании, так как в последние десятилетия художники все чаще изображают природу фоном к каким либо событиям, в которых главный герой, естественно, человек. И стоит вспомнить, как к природе относились художники романтики, в частности на примере Каспара Давида Фридриха это очень четко просматривается. Человек во фридриховской природе есть наблюдатель происходящего в природе и происходящего с природой, но только не радостный наблюдатель ее красот и совершенств, а наблюдатель вынужденный и лишний, природа может обойтись и без него: как писал Шуберт, земля постепенно остывает, живая природа северных зон «готовится к тому, чтобы убраться отсюда», и вот, наконец, человек остается одиноким созерцателем мертвых скал.[3, c.170]
Чаще всего, так же как и в нашем случае, событие совершается на фоне природы, а природа захватывает и поглощает событие как принадлежащее ей, как принадлежащее той недраматической и непсихологической конкретности пространственного момента, который раскрывается как красота; постоянный спутник всего человеческого, ландшафт и сам по себе, без участия человека, может быть раскрыт перед нами. Природа — это то, что обступает со всех сторон человека, все то, что, обступая человека, естественно стоит на своем месте, как горы, деревья, текущая мимо река и поставленные на своем, нужном, естественном месте дома; но и наоборот: все, что окружает человека, все это, без малейшего исключения, есть природа как естественность существующего, природа как то, в чем живет человек, как естественная и потому никак не препятствующая человеку в его человеческих делах поверхность, нарушить которую и проникнуть внутрь которой он никак не может; человек, правда, может рубить деревья, протаптывать тропинки и прокладывать дороги, но этим он никак не может еще нарушить естественность природного, потому что везде он встретит ту же самую преграду — поверхность, в которой и за которой нет ничего ни таинственного, ни загадочного. Природа — лоно, в котором живет человек; он живет в ней и с ней. Природа — это обжитая местность; живя в ней, человек и не замечает, что природа, строго говоря, не допускает его к себе и что он, собственно живет не в ней, а на ней, как бы в такой чаше, которая окружает его со всех сторон, объемлет его. Природа — очевидность и внешний вид: очевидность, как очевидны все практически освоенные и ставшие привычными вещи; внешний вид — потому что природа есть обжитая, практически освоенная человеком местность, поверхность природного мира. Человек и природа здесь очень отличны друг от друга: природа принимает и вбирает в себя человека, будучи именно как бы сосудом, получающим свое содержание и смысл извне. [7, c.76]
Можно сказать, что тема, выбранная автором практически не изучена. Есть лишь небольшая группа ученых, которые занимались исследованием работ Каспара Давида Фридриха. В основном ученые выбирают какую-либо особенность творчества автора и работают только в этом направлении, как например А.В. Михайлов написал работу посвященную природе и пейзажу в работах Фридриха[7], или Willi Geismeier в работе Caspar David Friedrich пишет лишь о биографии художника и некоторых его работах, к сожалению, в данной работе есть лишь отдаленное упоминание о полотне, о котором далее пойдет речь.[10] Так же такой ученый как К.М. Азадовский пишет только о пейзаже в творчестве К. Д. Фридриха.[1] О работе упоминают вскользь, когда пишут об эпохе романтизма в целом, как например это сделала Габитова.Р.М. в «Философии немецкого романтизма».[3] Проанализировав литературу, посвященную Каспару Давиду Фридриху, становится понятно, что о самом авторе есть достаточное количество информации так же как и о нескольких, самых знаменитых его работах, но о работе «Восход луны над морем» нет практически никакой информации.
Объектом исследования данной работа является картина немецкого художника Каспара Давида Фридриха «Восход луны над морем». Предметом исследования является описание и образно-стилистический анализ данного произведения.
Задачи данной работы описать полотно и проанализировать, выявить стилистические и композиционные особенности произведения и определить место картины в творчестве художника в мировом искусстве.
Цель данной работы заключается в описании и анализе картины Давида Каспара Фридриха «Восход луны над морем» с целью выявления стилистических и композиционных особенностей произведения.
1.Описание картины «Восход луны над морем» Каспара Давида Фридриха
Жанр картины можно определить как пейзаж. Картина представляет собой изображение двух пар молодых людей, наблюдающих за восходом луны на берегу моря.
Ближе всех к зрителю
в левой части картины
На переднем плане, справа
от молодых людей изображены девушки, сидящие на валуне, поджав
ноги, спиной к зрителю. Автор изображает
их в три четверти справа на лево. Девушка
слева, одета в красное платье до пят с
белым воротником, а волосы подняты черной
заколкой. На девушке справа платье темного
цвета с белым воротником, и так же подняты
волосы заколкой. Ее левая рука покоится
на левом плече другой девушки.
Берег моря каменистый с валунами, а у
кромки воды на камне стоят два молодых
человека, расположенные спиной к зрителю.
Они одеты в сюртуки, брюки и шляпы темного
цвета. У молодого человека слева руки
скрещены на груди.
В центральной части картины изображено умбристого оттенка море, по которому в левой части вдалеке плывут три парусника с белыми парусами.
Большую часть изображения занимает фиолетово-розово-желтое небо. Оно затянуто слоистыми облаками, и сквозь них просвечивает желтый диск луны, которая отражается небольшой дорожкой в море.
2. Образно-стилистический анализ полотна Каспара Давида Фридриха «Восход луны над морем»
Каспар Давид Фридрих на картине «Восход луны над морем» изображает завораживающий процесс природы, восход луны, и при этом присутствует несколько человек. Резкое противопоставление маленьких фигурок людей окружающему их необъятному пространству звучит как аккомпанемент к меланхолическим словам Паскаля, он говорит, что это вечное молчание безграничных пространств ужасает его. Но в картине закодировано эмоциональное отношение художника не только к бесконечному пространству. Как отметил О.Шпенглер, переживание глубин в живописи такого рода символизирует и переживание времени - эмоциональное отношение к бесконечному времени, т.е. к вечности: "Чистое безграничное пространство есть идеал, который западная душа постоянно отыскивает в окружающем мире" [9, с.186-187], ибо безграничная протяженность есть "прасимвол культуры, а прасимвол определяет стиль".
Девушки, сидящие на камне, скорее всего только что пришли, и не успели в полной мере влиться в это действо, почувствовать его всеми фибрами души, как это сделали молодые люди, которых, кажется, уже не отвлечь от наблюдения за этим прекрасным процессом. Они почти сливаются с природой. Гладь воды, тишина и спокойствие, кажется, что так можно провести всю жизнь, созерцая самое прекрасное, что может быть на земле. Спокойное море, лунная дорожка, вечный покой.
Как только зритель в первый раз видит данную картину, он обращает внимание на девушек, сидящих на валуне, так как на довольно мрачном фоне их платья ярких цветов выделяются. Далее взгляд двигается вглубь картины и останавливается на фигурах молодых людей, глядя на которых, создается ощущение единения с природой, она как будто бы показывает им сейчас что-то сокровенное, и молодые люди, даже бояться пошевельнуться, чтобы не пропустить единого момента. Продвигаясь вперед, мы видим парусники, бороздящие морские просторы. И плавно наш взгляд переходит к луне, зритель смотрит на нее, и не может оторваться. Такое впечатление создается, что из этой картины нет выхода, если ты «вошел», то там и останешься навсегда, возможно, это впечатление появляется за счет того, что все созерцатели устремлены в одну сторону, в сторону луны, спиной к зрителю. И не покидает ощущение, что если ты постоишь около нее еще немного, то растворишься в этой картине так, как молодые люди в легком свечении луны.
В бесконечное пространство морского пейзажа, гаваней, Фридрих вводит человеческие фигурки. Они усиливают чувство космичности природы в полотнах, являясь как бы неким микрокосмом в ее необъятном макрокосме. Выписанность деталей пейзажа, восходящая к живописной традиции старых мастеров, всегда сочетается у Фридриха с воспроизведением эффектного, но приближенного к реальному освещения. Несмотря на определенную искусственность тональных разработок цвета, приносимого им, как то было свойственно романтикам, в жертву общей картинности пейзажей, художник всегда стремился к передаче определенного момента в жизни природы, правдивости светоцветовых отношений. Он изображает человеческие фигуры в световоздушной среде, добивается слитности планов, еще используя средства тональной живописи, лишь предвосхищая интерес мастеров более молодого поколения к возможностям передачи пленэра. Прием сопоставления обозримого и безграничного, малого и большого служит вовлечению зрителя в пространство пейзажа. Полотна художника зачаровывают чувством всевластия природы над человеком, грандиозностью вечного движения, происходящего в ней. [6,с.136-137]
Используя прямую перспективу, Фридрих придает работе особое символическое звучание. Смысл последнего с особой ясностью и силой выражен в романтических композициях Фридриха и особенно в картине "Восход луны над морем". Трудно отделаться от впечатления, что именно к творчеству Фридриха вообще и к этой картине в особенности относятся следующие слова Шпенглера: "Перспектива вызывает предчувствие чего-то преходящего, убегающего, последнего. ...Современная поэзия вянущих аллей, бесконечных линий, улиц наших мировых городов, рядов колонн собора, вершин отдаленных горных кряжей лишний раз доказывает, что переживание глубины, которое создает... мировое пространство, есть... внутреннее сознание судьбы, предопределенного направления, времени, безвозвратного" . Поэтому "слово "даль" имеет в западной лирике всех языков грустный осенний оттенок" . Сказанное позволяет резюмировать анализ символического смысла романтической перспективы, которая раскрывает художественный образ следующим образом. Зритель, поставив себя на место тех, кто стоит у Фридриха на берегу наедине с необъятным пространством и кто созерцает это пространство через призму романтического идеала, будет воспринимать линию горизонта в качестве символа бесконечного пространства, а третье измерение ("глубину") - как символ бесконечного времени (вечности). В этой интерпретации пространственной глубины, составляющей такую важную особенность центральной перспективы, и заключается, по выражению Шпенглера, "фаустовское тоскующее стремление" персонажей романтических произведений. [ 3, с.74]
Информация о работе Каспар Давид Фридрих "Восход луны над морем"