Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:10, курсовая работа
За десятилетие экономических реформ в России вышло немало публикаций по проблемам депрессивных территорий, проводились различные совещания и конференции. Дважды (в 1997 и 2000 г.) состоялись парламентские слушания в Государственной думе, на которых было принято решение нормативно закрепить:
Введение
1. Возможности преодоления кризисов депрессивных территорий 6
1.1. Зарубежный опыт преодоления кризисов в депрессивных территориях 6
1.2. Развитие внутреннего потенциала с участием государства (на примере Закаменского депрессивного района) 8
1.3. Социальная сфера, как объект управления депрессивных территорий 11
2. Направления совершенствования управления кризисами депрессивных территорий 14
2.1. Стратегический анализ экономики депрессивного региона 14
2.2. Меры государственной поддержки регионального развития 22
Заключение 30
Список использованной литературы 33
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА
по дисциплине "Антикризисное управление"
на тему:
"Депрессивные территории как объект антикризисного управления"
Выполнил: студент Ложкин В.В.
Группа: НМ 731 ВОС
Руководитель: к.э.н Косорученко Т.В.
------ Москва 2009 ------
Содержание
Введение
1. Возможности преодоления кризисов депрессивных территорий 6
1.1. Зарубежный опыт преодоления кризисов в депрессивных территориях 6
1.2. Развитие внутреннего потенциала с участием государства (на примере Закаменского депрессивного района) 8
1.3. Социальная сфера, как объект управления депрессивных территорий 11
2. Направления совершенствования управления кризисами депрессивных территорий 14
2.1. Стратегический анализ экономики депрессивного региона 14
2.2. Меры государственной поддержки регионального развития 22
Заключение 30
Список использованной литературы 33
За десятилетие экономических реформ в России вышло немало публикаций по проблемам депрессивных территорий, проводились различные совещания и конференции. Дважды (в 1997 и 2000 г.) состоялись парламентские слушания в Государственной думе, на которых было принято решение нормативно закрепить:
а) понятие депрессивных территорий;
б) цели и принципы предоставления господдержки территориям;
в) механизмы их предоставления;
г) критерии и принципы формирования перечня депрессивных территорий;
д) процедуры конкурсного отбора конкретных депрессивных территорий и т. д.
Однако все это отнюдь не гарантирует позитивное решение проблем депрессивных территорий. Не случайно, что они и во всем мире решаются исключительно долго. Дело в том, что до настоящего времени существуют значительные расхождения не только в понимании остроты проблем депрессивной территории, механизмов и задач ее оздоровления, но и в самом определении депрессии.
В России «депрессивными», прежде всего, оказались моноотраслевые территории с некоторыми отраслями военно-промышленного комплекса, текстильной, машиностроительной и горнодобывающей промышленности. Основными причинами явились потеря спроса на выпускаемую продукцию, ее низкая конкурентоспособность и нерентабельность производства в рыночных условиях. Кризис основного районо- и градообразующего предприятия вызывал упадок и деградацию целых территорий. Особенно пострадали горнодобывающие районы, которые изначально были подвержены депрессии вследствие искусственного «насаждения» в них одного-двух производств без учета социального фактора. Чтобы создавать индустриальную и военную мощь страны, шло интенсивное освоение природных ресурсов без продуманной всесторонней программы социально-экономического развития.
Типичным примером депрессивной территории является Закаменский район Республики Бурятия. В данном районе вследствие ликвидации основного районо- и градообразующего предприятия (Джидинского вольфрамово-молибденового комбината) резко ухудшилась экономическая и социальная база района, качество и уровень жизни населения. Доля собственных доходов района сократилась с 90% в 1990 г. до 13% в 2000 г., спад промышленного производства достиг более 70%, почти 49% населения трудоспособного возраста оказались безработными. Высок также миграционный отток населения, превысивший в 1997 г. среднереспубликанский уровень почти в 2,5 раза. В 1998 г. почти 75% населения имели среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. В сходном положении оказалось множество других районов, особенно с сырьевой ориентацией. Такие депрессивные ареалы встречаются в Иркутской области (поселки Белая Зима, Мама), в Читинской (поселки Этыка, Запокровский, Букука).
Актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что депрессивные территории не способны самостоятельно выйти из кризиса. В настоящее время механизмы предоставления и объем финансовой поддержки государства таким территориям в России пока не установлены, нет также и законодательно принятой методики их отбора. Согласно проекту ТАСИС, сам по себе официальный статус депрессивной территории — еще не достаточное основание для получения помощи от федеральных властей. Для этого депрессивным районам необходимо разработать и официально утвердить программу социально-экономического развития, которая должна пройти экспертизу. Без такой программы государственная помощь не предоставляется, ибо опыт показывает, что простое пополнение бюджета депрессивных территорий не устраняет причин депрессии. Стратегия социально-экономического развития любой территории должна предусматривать не только выделение целей и приоритетных направлений развития, но и создание условий для достижений поставленных целей.
Получение официального статуса депрессивной территории и предоставление ей помощи должны происходить по инициативе федеральных, региональных и местных властей, на основе заявки от депрессивной территории. Именно последняя предоставляет все необходимые статистические данные, гарантирует их достоверность и определяет возможные пути возрождения региона.
Целью настоящего исследования является анализ возможностей управления кризисами в депрессивных территориях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать зарубежный опыт преодоления кризисов в депрессивных территориях.
2. Рассмотреть развитие внутреннего потенциала с участием государства (на примере Закаменского депрессивного района).
3. Проанализировать социальную сферу, как объект управления депрессивных территорий.
4. Раскрыть возможности стратегического анализа экономики депрессивного региона и меры государственной поддержки регионального развития.
Для большинства депрессивных территорий на основе сценарного подхода можно (на примере Закаменского района) предложить несколько возможных вариантов выхода из депрессии.
Первый вариант заключается в осуществлении односторонних государственных мероприятий, например, целенаправленная миграция населения из кризисных районов за счет бюджетных средств. До настоящего времени такие мероприятия проводились исключительно при чрезвычайных ситуациях (экологические катастрофы, стихийные бедствия). Сейчас такие меры предусматриваются для некоторых северных районов России, переживающих наибольшие трудности. Одним из примеров может служить разработка программы по государственной поддержке северных районов Иркутской области.
Ситуация в этих районах во многом будет определяться их инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью их продукции. Иначе говоря, если на данной территории нет уникальных природных ресурсов, то шансов на возрождение прежних производств мало (под уникальностью, прежде всего, понимается наличие спроса). Поэтому уже сейчас необходимо провести своеобразную инвентаризацию таких предприятий и определить их судьбу. В перспективе придется ликвидировать некоторые поселения вместе с их градообразующими предприятиями, поэтому необходимо планомерно отселять жителей уже сейчас. Для Закаменского района такого рода мероприятия не пригодны из-за относительно благоприятных природных условий для жизнедеятельности населения (по сравнению, например, с северными территориями) и геополитических особенностей (район расположен вдоль государственной границы с Монголией).
Второй вариант - переориентация отраслевой структуры производства, то есть создание и развитие в этих районах за счет государства новых производств. Как, например, было сделано в Германии или в США (в 1933 г.). В штате Теннеси для ликвидации значительного отставания социально-экономического развития по сравнению с другими частями страны была создана крупнейшая энергосистема. Ее дешевая электроэнергия стала одной из важнейших предпосылок ускорения процесса индустриализации. В регионе установлены и поддерживаются льготные тарифы на электроэнергию. Это послужило стимулом для привлечения сюда промышленных предприятий, в том числе использующих новые технологии, в частности атомной промышленности, что способствовало улучшению условий и качества жизни населения. Эта программа стала первым крупным примером программно-целевого подхода к решению региональных проблем.
Основным направлением антидепрессивной стабилизационной политики в Германии явилось государственное вмешательство, главным образом путем предоставления различных льгот и дотаций новым фирмам, действующим в передовых отраслях, государственное инвестирование в создание систем инфраструктуры, создания совместных организаций с частными фирмами, технологических центров. Для сокращения безработицы среди молодежи и эмиграции в Рурском регионе было создано пять новых университетов (Дортмунд, Эссен, Хаген и др.).
Полезен опыт Шотландии, где когда-то роль главного «мотора» первой промышленной революции и несбалансированный рост тяжелой индустрии превратили ее в регион с высочайшей концентрацией депрессивных отраслей. Ликвидацию депрессии в Шотландии начали с социально-экономического картирования всей ее территории и выделения статусных зон, в которых антидепрессивные меры распространялись с местного (локального) уровня на более широкий (региональный).
Для Закаменского района необходима особая совместная программа районной администрации, республиканских и федеральных органов, предусматривающая согласование интересов всех сторон и исходящая из возможностей самого района, в том числе и местных жителей. При этом нельзя допустить искусственного «насаждения» производств, не отвечающих местным условиям. Выделяемые депрессивным районам (местным администрациям) средства государства должны тратиться на структурную перестройку, а не на сохранение нежизнеспособных мощностей. Такие мероприятия в основном проводятся в высокоразвитых странах со стабильной экономикой. В наших условиях из-за ограниченности государственных финансовых ресурсов эти мероприятия трудно осуществимы. Тем более что привлекательность Закаменского района остается для инвесторов пока низкой из-за его невыгодного экономико-географического положения (удаленности от промышленно-культурного центра — г. Улан-Удэ и плохой транспортной доступности).
Третий вариант — использование собственного природно-ресурсного потенциала и развитие соответствующих местным условиям и ресурсам конкурентоспособных производств. Этот вариант наиболее приемлем для Закаменского района, так как предусматривает развитие внутреннего потенциала, с некоторым участием государства. В настоящее время предоставляемых Закаменскому району дотаций хватает только на покрытие его минимальных социальных расходов (тепло-, энергообеспечение - 47,7%, просвещение -26,1%, здравоохранение - 9,1% и т. д.). Поэтому для преодоления кризиса государственная финансовая помощь должна быть достаточной, а главное - «прозрачной», целенаправленной и адресной.
Для Закаменского района существуют несколько возможных направлений, чтобы преодолеть упадок и застой. Можно выделить две наиболее перспективные отрасли, способные вывести район из кризиса. Это - золотодобыча и лесная промышленность. Развитие других отраслей должно способствовать процессу восстановления социально-экономической сферы и хозяйства района.
Золотодобывающая отрасль в настоящее время является основной экономической базой района. Она дает почти 60% доходной части районного бюджета, 22% - налоговых отчислений. Сейчас в районе занимаются только добычей россыпного золота (его прогнозные запасы - всего 24 т). Поэтому в будущем ставку следует делать на «рудное» золото. И уже сейчас необходима государственная поддержка на проведение геологоразведочных работ и подготовку к промышленному освоению месторождения «рудного» золота, содействие существующему в районе проекту по извлечению золота и вольфрама из хвостов Джидинского комбината. Этот проект предусматривает экономию капитальных вложений и решение экологической проблемы города. Однако пока не решена проблема с оборудованием и технологией обработки хвостов.
В 2002 г. два крупных золотодобывающих предприятия («Закаменск», «Джидинский вольфрам») предполагают реализовать данный проект. Развитие этих предприятий будет способствовать улучшению социально-бытовой сферы района, так как они помимо добычи золота занимаются торгово-закупочной деятельностью, строительством спортивно-оздоровительного комплекса, созданием предприятий общественного питания и т. д. Это в свою очередь должно способствовать росту товарооборота, финансово-денежного обращения в районе и развитию других отраслей.
Особую ценность для Закаменского района представляют лесные ресурсы, так как почти 64% площади района заняты лесами. Леса в основном лиственничные (лиственница — 60% лесной площади, кедр — 15%, пихта и ель — 10%). Общая лесистость составляет более 71%. В настоящее время лесная промышленность практически никак не участвует в формировании районного бюджета из-за низких тарифов на использование лесных ресурсов, отсутствия глубокой переработки древесины и трудностей ее вывоза за пределы района. Но в будущем эта отрасль может стать одним из источников дохода, необходимых для преодоления депрессии. Потому что, во-первых, существует спрос на мировом рынке со стороны островных государств на лиственницу подобного качества. Во-вторых, относительно выгодное экономико-географическое положение района (близость к Восточно-Сибирской магистрали и Азиатско-Тихоокеанскому региону) должно способствовать развитию международных экономических отношений.
Информация о работе Депрессивные территории как объект антикризисного управления