Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:46, доклад
Особое место судов ФРГ в политической системе и механизме государственной власти отражается уже в том факте, что юстиция имеет здесь больший удельный вес в структуре политических учреждений и повседневной практике общественной жизни. На один миллион жителей в ФРГ приходится более 200 судей (в Англии — 51, Италии — 101, Швеции — 100) Из средств, расходуемых на поддержание правопорядка, в ФРГ на суды расходуется примерно две трети, в то время как в других европейских странах примерно одна треть.
Правовой основой организации и деятельности ФКС являются более десятка конституционных статей, в особенности ст. 93 и 94 Основного закона, а также специальный Закон о Федеральном конституционном суде, принятый в 1951 г. и существенно развитый Законом 1956 г.
Конституционные суды существуют не только на уровне Федерации, но и в каждой из земель ФРГ, хотя Основной закон не обязывает федеральные единицы вводить такие суды. Более того, в ст. 99 он разрешает землям передавать свою конституционную юрисдикцию Федерации. Этим разрешением формально воспользовалась лишь одна из земель — Шлезвиг-Годыптейн. Конституционные суды в землях именуются неодинаково (в Гамбурге, например, Конституционный суд, в Бремене — Государственная судебная палата). Земельные конституционные суды существенной роли не играют, т. к. основополагающие конституционные принципы едины для всей Федерации, так что и в тех случаях, когда сомнения и споры возникают не на федеральном или межземельном уровнях, стороны все равно предпочитают обращаться к высшему конституционному суду, чему закон не препятствует.
ФКС состоит из двух сенатов, в каждый из которых входят по восемь судей. Судьи одного из них не могут заседать в другом. Первый сенат занимается преимущественно спорами и конфликтами, затрагивающими права граждан, и потому именуются в обиходе «сенатом основных прав». Второй сенат рассматривает главным образом споры, возникающие между членами Федерации и государственными органами, и потому часто именуется «государственно-правовым сенатом». К его ведению относятся и дела о запрете политических партий.
В случае сомнений относительно подсудности конкретного дела решение принимает коллегия, состоящая из президента суда, его вице-президента и четырех судей — по два от каждого из сенатов (так называемый Комитет шести). Если один из сенатов принимает решение, противоречащее решению другого, спор между ними разрешается на пленарном заседании обоих сенатов.
Судьи обоих сенатов ФКС избираются поровну бундестагом и бундесратом; таким образом, в суде оказываются представлены как интересы земель, так и политических сил парламента. Бундесрат избирает восемь судей прямым голосованием, причем каждый кандидат должен получить не менее двух третей голосов. Бундестаг избирает сначала выборный комитет из 12 депутатов, который затем избирает 8 судей! ФКС. На практике предлагаемые бундестагом и бундесратом кандидатуры обсуждаются неофициальной группой из представителей крупнейших партий бундестага, которые одновременно представляют некоторые земли, а также Ведомство Федерального канцлера (всего 4 человека). Только после достижения соглашения в этой группе происходит голосование в бундестаге и бундесрате.
Состав ФКС обновляется не одновременно: на выборах осенью 1987 г. было избрано пять новых судей ФКС. В специальной литературе ФРГ часто подчеркивается независимость судей ФКС от политических партий, что не подтверждается ни процедурой выборов, ни составом суда. Так, ФКС, действовавшем в конце 1987 г., шесть судей были членами СДПГ, пять — ХДС/ХСС, один — СВДП, а четыре «нейтральных» были рекомендованы поровну ХДС/ХСС и СДПГ.
Судьи ФКС избираются на 12 лет без права повторного избрания, они должны быть не моложе 40 лет. Все судьи должны иметь право на занятие судебных должностей или быть профессорами права в университетах. Три из судей каждого сената избираются из числа судей высших федеральных судов. Предельный возраст судей ФКС 68 лет.
Рассматриваемые ФКС дела можно свести в четыре основные группы: собственно конституционные жалобы, контроль за конституционностью правовых норм, споры о полномочиях государственных органов и некоторые иные дела.
Конституционные жалобы составляют самую объемистую группу дел. Это жалобы на нарушение конституционных прав, которые могут поступать как от физических, так и от юридических лиц и общин. Обжалованы могут быть действия публичной власти, а также отдельные предписания закона. Гражданин, обращающийся в ФКС, должен прежде исчерпать другие возможности обращения в судебные органы. Примерно три четверти таких жалоб, прежде чем попасть на рассмотрение сената ФКС, рассматриваются специальным «комитетом по предварительной проверке жалоб» и чаще всего дальше не идут. Из нескольких десятков тысяч жалоб ФКС за время его существования рассмотрел примерно 1,2 %. Имеет значение сама возможность такого обжалования, которая, как предполагается, должна удерживать публичную власть от принятия неконституционных решений.
К числу важнейших сфер работы ФКС относится рассмотрение дел, порожденных спорами о конституционности той или иной правовой нормы. Сомнение в конституционности закона может возникнуть у суда, разбирающего конкретное дело. В этом случае суд должен приостановить рассмотрение и обратиться в ФКС; последующая процедура именуется «конкретным нормативным контролем». Однако законодательный акт может быть оспорен с точки зрения его конституционности целиком или в какой-то его части после вступления в законную! силу независимо от конкретного судебного дела. Инициаторами таких дел в ФКС могут выступать правительства Федерации или земель или не менее трети членов бундестага. Это так называемый абстрактный нормативный контроль. Такой вид контроля — серьезное средство, которое могут использовать противники уже принятого закона. Именно контроль ФКС за конституционностью законов превращает его в орган, способный противостоять парламентскому представительству и ограничивать его права.
Большое практическое значение имеют рассматриваемые ФКС споры между Федерацией и землями, между самими землями, а также заинтересованными государственными органами об их компетенции в случаях, когда стороны не могут прийти к единому толкованию конституционных положений.
В числе прочих полномочий ФКС —возможность рассмотреть жалобу бундестага и бундесрата на нарушение закона президентом (никогда не использовалось); право проверки итогов выборов в бундестаг; решение вопроса о лишении основных прав в соответствии со ст. 18 Основного закона (принималось дважды в защиту праворадикальных изданий и издателей). Серьезное полномочие суда — возможность признать неконституционными политические партии.
4. Министерство юстиции
Министерство юстиции — высший орган управления юстицией в стране. Его положение существенно отличается от положения соответствующих министерств во Франции или Италии, так как отсутствует орган, подобный Высшему совету магистратуры. Министр юстиции ФРГ подчиняется непосредственно федеральному канцлеру.
Своеобразие положения этого министерства в ФРГ еще и в том, что основная часть собственно управленческих функций ложится на министерства юстиции западногерманских земель. Но все они действуют под руководством федерального министерства юстиции, причем тенденция к усилению контроля федерального министра за земельными выражена здесь очень отчетливо.
Освобождение федерального министерства юстиции от большинства управленческих задач дает ему возможность сосредоточиться на подготовке законов и осуществлении ряда важных контрольных функций в этой области.
Министерство участвует в подготовке законопроектов по важнейшим отраслям права, которые выносятся на обсуждение законодательных органов от имени правительства. В ходе обсуждения законопроектов оно представляет правительство в парламенте и его комитетах. Министерство проверяет проекты законов, правительственных постановлений и решений, подготавливаемых другими министерствами с точки зрения их конституционности и правомерности, а также правовой, формы. Министр юстиции имеет право выдвинуть свои возражения против любого законопроекта или постановления, предлагаемого правительством ФРГ. В этом случае правительство должно обсудить этот проект заново. Закон или постановление не могут быть приняты, если за новый вариант их проекта не проголосует в присутствии министра юстиции большинство членов кабинета, включая главу правительства. Учитывая широкие полномочия министерства юстиции в области законодательства, специальная западногерманская литература часто именует его «законодательным министерством».
На основании специального законодательного акта о Собрании законов ФРГ от 1958 г. министерство юстиции обязано следить за действительностью всех федеральных законов, исключением из юридической практики всех законов, утративших силу, а также за включением действующих актов в Собрание федеральных законов. Правовые предписания, не включенные в это собрание, в определенные сроки утрачивают свою силу.
В ведении Министерства находятся Федеральная судебная палата в Карлсруэ, Генеральный федеральный прокурор при Федеральной судебной палате, Германское патентное бюро и Федеральный патентный суд в Мюнхене, Совещательный комитет по вопросам помилования в Бонне и другие учреждения.
Министерство готовит выборы судей Федерального конституционного суда и всех высших инстанций федеральных судов, участвует в формировании Федерального трудового суда, осуществляет надзор за федеральной палатой адвокатов и палатой адвокатов при высшем федеральном суде общей подсудности (Федеральной судебной палате).
Во главе министерства стоит министр, который, согласно прочной традиции, имеет высшее юридическое образование, а чаще всего и должность профессора права в одном из университетов, а также длительный опыт работы в области юстиции и репутацию опытного политического деятеля. При министре действует парламентский статс-секретарь министерства. В министерстве работает около 500 человек, а в подчиненных ему ведомствах около 4000.
В основу деления министерства юстиции на шесть отделов положен принцип соответствия структуры аппарата министерства делению права на важнейшие отрасли. Это следующие отделы: управления юстицией, правосудия, гражданского права, уголовного права, торгового и хозяйственного права, публичного права.
Отдел управления юстицией — самый большой по количеству сотрудников. Он занимается прежде всего вопросами кадров и организацией работы самого министерства, а также подчиненных ему судов и ведомств. Его специальный подотдел отвечает за вопросы управления министерством и в соответствии с этим имеет, в частности, референтуры: бюджетную, организационную, кадровую, внутренней службы, статистическую. В статистической референтуре широко используются электронные запоминающие и перерабатывающие информационные устройства.
Отдел организации правосудия занят разработкой принципиальных начал судоустройства и судопроизводства. Сложная система отраслевых судов вызывает необходимость в унификации судопроизводства, за которой также наблюдает министерство юстиции.
Отдел гражданского права министерства юстиции занимается подготовкой законопроектов, касающихся вопросов материального гражданского права, а также участвует в подготовке таких законопроектов другими ведомствами. Его референтура ведает отдельными разделами и отраслями гражданского права, разрабатывает необходимые мероприятия по осуществлению правовой помощи в гражданских делах и в; вопросах, возникающих в международном общении, в частности при подготовке соответствующих межгосударственных соглашений.
В настоящее время главная задача отдела — подготовка реформ гражданского права и процесса с учетом новых требований времени.
Отдел уголовного права занимается всеми вопросами уголовной юстиции. В нем около 20 референтур, что отражает интенсивность его деятельности. Отдел сыграл важную роль в разработке уголовного и уголовно-процессуального права ФРГ, в том числе серии законов «об изменении уголовного права», принятых с 1951 по 1975 гг. и оказавших серьезное влияние на политическую атмосферу страны. Отдел тесно сотрудничал со специальным комитетом бундестага по вопросам реформы уголовного права. К 1962 г. проект нового УК ФРГ был создан, долго и бурно обсуждался в бундестаге и в 1975 г. был принят.
Особенность правового регулирования в сфере торгового и хозяйственного права состоит в том, что эта сфера в связи с процессом экономической интеграции в Западной Европе, крайне подвижна и тесно связана с деятельностью других министерств и международных экономических организаций. В связи с этим соответствующий отдел Министерства юстиции ФРГ уделяет особое внимание европейскому праву, регулирующему деятельность различных экономических объединений. Кроме того в его ведении право торговых корпораций, включая акционерное право и право концернов; морское торговое право и частное право внутреннего судоходства; право, регулирующее оборот ценных бумаг и валютные сделки и т. д.
На отдел публичного права возложен текущий контроль за конституционностью и правильным юридическим оформлением проектов законов и постановлений, исходящих как из министерства юстиции, так и других министерств ФРГ, Он участвует также в подготовке межгосударственных и межправительственных соглашений, работая в этих случаях в тесном контакте с министерством иностранных дел. Отдел публичного права дает заключения по вопросам конституционного и международного права по просьбе комитетов парламента, а также отраслевых министерств. В составе отдела полтора десятка референтур.
В отделе публичного права сосредоточены работы по совершенствованию финансового и налогового, транспортного, трудового права, права, регулирующего проблемы здравоохранения, социального страхования и деятельности чиновников. В компетенции отдела общие начала и принципы международного права, международно-правовые соглашения, а также право европейских объединений (Общий рынок, Евратом, Европейское объединение угля и стали и др.)
Министерство юстиции ФРГ действует в тесном контакте с министрами юстиции земель. Это касается как законодательной деятельности, которая разделена между Федерацией и землями и координируется министерством Федерации, так и кадровой политики в области юстиции, поскольку значительная часть судей и чиновников приходит в федеральный аппарат из земель ФРГ.