Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:10, реферат
Хозяйственный учет возник значительно раньше, чем суды, но в судах, когда они появились, данные учета использовались очень широко. Выдающиеся ораторы в Афинах и Риме (например, Демосфен - 384 - 322 г. до н.э., Цицерон - 196 - 43 г. до н.э.) прибегали к бухгалтерским документам. Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Он фиксировал факты хозяйственной жизни, т.е. действия и события, которые влекут или могут повлечь за собой юридические последствия. Эта фиксация предполагает осуществление контроля за действиями администрации, принимающей решения, связанные с управлением организацией.
Изучение
теории и практики современного состояния
судебно-бухгалтерской
При наличии в деле "черновых" записей необходимо сопоставить их со счетными записями официального бухгалтерского учета. При этом эксперт должен ответить на вопросы:
Решение
экспертных задач посредством
Ведущую роль при организации экспертного исследования играет отбор материалов и необходимых документов. Нередко из-за недостаточно четкого представления об объектах судебно-бухгалтерской экспертизы следователи (суды) направляют эксперту все материалы дела или документы, не имеющие отношения к данному предмету. В первую очередь необходимо представить эксперту-бухгалтеру документальные источники информации, отражающие системы счетных записей, являющиеся непосредственным объектом экспертного исследования. Выявленная с помощью бухгалтерской экспертизы "скрытая" информация впоследствии используется следователем (судом) для определения соответствующей версии, уточнения плана расследования и проведения других следственных действий. В зависимости от того, какие учетные данные вызывают сомнение, какие обстоятельства свидетельствуют о возможном их подлоге или сокрытии в системе счетных записей, эксперту должен быть представлен такой комплекс документов, который обеспечивает решение экспертных задач на основе всестороннего анализа всех взаимосвязей и зависимостей в бухгалтерском отражении интересующих следствие (суд) данных.
Лицу, назначившему бухгалтерскую экспертизу при отборе необходимых документов, следует изучить действующий на предприятии документооборот, затем с привлечением специалистов провести следственный осмотр документов. Результаты осмотра бухгалтерских документов в правоохранительной практике являются одним из главных источников при формулировании вопросов перед экспертом-бухгалтером. Протокол осмотра документов представляется эксперту-бухгалтеру вместе с другими следственными материалами, относящимися к предмету экспертизы. На взгляд многих экспертов, нельзя признать правильной практику, когда на экспертное исследование направляются все первичные документы. Безусловно, все они могут являться объектами судебно-бухгалтерской экспертизы и использоваться при проведении экспертизы в качестве объектов исследования. Однако следователю (суду) предварительный осмотр и изучение первичных документов целесообразно осуществлять с участием соответствующих специалистов. Например, содержание первичных документов, фиксирующих операции, совершаемые в торговле, важно изучать с участием товароведа, совершаемые в промышленности - с участием технолога, в животноводстве - зоотехника, в растениеводстве - агронома, в строительстве - строителя и т.д. При изучении первичных документов следует иметь в виду, что каждая хозяйственная операция сопровождается оформлением большого количества взаимосвязанных документов. В этом процессе принимают участие разные должностные лица проверяемой и других организаций. Каждая основная и вспомогательная хозяйственные операции порождают в сопроводительной документации сложные информационные цепи и сети. Для эффективного их изучения, по нашему мнению, необходимо построить блок-схему документооборота и информационных связей между документами. Это поможет обнаружить несоответствие данных, содержащихся в различных документах. Обнаружение таких расхождений может стать поводом для решения вопроса о необходимости проведения судебно-бухгалтерской экспертизы.
При поиске подложных документов необходимо учитывать следующие обстоятельства.
1. При
попытке сокрытия в учете
2. Ряд взаимосвязанных документов по времени составляется раньше сомнительного, поэтому для "увязки" их исправляют задним числом. В данном случае может возникнуть потребность в проведении криминалистической экспертизы по техническому исследованию документов.
3. Часть документов защищена системой нумерации (в прошнурованных журналах), которая затрудняет изучение всей системы документальных данных как целого. При этом нередки технические подделки, т.е. материальный подлог, который также требует проведения криминалистической экспертизы.
4. Так называемые первичные документы в общей информационной цепи не являются истинно первичными, т.е. изначальными. Например, у первичного документа - расходного кассового ордера на выплату перерасхода подотчетной суммы - обязательно должен быть источник информации; запись в журнале-ордере N 7 и далее соответственно авансовый отчет, командировочное удостоверение, приказ на командировку, вызов и т.п. Поэтому все указанные информационные связи должны быть проверены. При обнаружении разрыва цепи последовательного оформления документов (отсутствие одного или нескольких ее звеньев) встает вопрос о достоверности не только первичных документов, но и данных бухгалтерского учета и отчетности. В то же время отсутствие документов еще не означает, что их вообще не было: документы могли быть утеряны, похищены, уничтожены и т.д. Если следственным путем не удается получить отсутствующую, но необходимую для дела информацию, целесообразно проконсультироваться с экспертом-бухгалтером о возможности ее реконструкции.
Таким образом, эксперт-бухгалтер в состоянии оказать следователю (суду) существенную помощь в обнаружении искажений учета на основе содержательного анализа учетной информации и углубленного исследования внутренних закономерностей учетного процесса. Однако несоблюдение правил ведения учета, как и выявление в нем отклонения, не всегда свидетельствуют о наличии преступления и о связи с ним лица, допустившего нарушение правил. Чтобы такая связь действительно могла быть установлена следователем (судом), заключение эксперта должно не просто констатировать наличие отклонений в учете, но и содержать факты, позволяющие доказать, что эти отклонения - результат намеренных действий. Такие факты обнаруживаются в особой детерминации бухгалтерских операций, проявляющейся в виде нарушений в системе счетных записей, определенных взаимосвязей, контролируемых защитными свойствами учета. Их исследование производится с помощью не ревизионных, а специальных научных методов познания, используемых экспертом в зависимости от решаемых вопросов и характера искажений учетной информации.
В настоящее
время в методиках экспертного
бухгалтерского исследования все чаще
применяются разнообразные
Следует отметить, что методы обнаружения искаженной экономической информации обусловливаются, прежде всего объективно данной эксперту информацией - характером имеющихся расхождений в учетных данных. Направление поиска искаженной информации, сомнительных бухгалтерских записей, а также способы дешифровки выявленных в них расхождений определяются процессом формирования счетных записей и учетных данных, в котором важнейшую роль играют их взаимосвязи, зависимости и влияние друг на друга. При этом экспертное исследование должно быть построено таким образом, чтобы результаты экспертизы отражали динамику и направленность учетного процесса. Следовательно, конкретные приемы бухгалтерского исследования должны исходить из общей динамической системы взаимосвязей изучаемых счетных записей и способов их формирования в бухгалтерском учете.
Судебная
бухгалтерия первоначально
По своему содержанию курс "Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы" складывался из двух мало взаимосвязанных разделов: в первом (который иногда именовали общей частью) сообщались сведения из теории, а также отраслевого бухгалтерского учета, во втором (так называемой особенной части) говорилось о ревизии и бухгалтерской экспертизе. Учебная дисциплина раскрывала деятельность бухгалтера, ревизора, эксперта-бухгалтера и в наименьшей степени ориентировалась на задачи собственно юридической практики. Методика самостоятельного применения юристом сообщаемых ему экономических сведений рассматривалась крайне фрагментарно. Такое положение дел не могло удовлетворять практику и стимулировало дальнейшее развитие учебной дисциплины. В общих разделах курса сугубо экономические вопросы стали дополняться судебно-экономическими (анализ преступной деятельности, маскируемой под видом учетных операций, характеристика документальных несоответствий как признаков и специфических следов преступлений и т.п.). Соответственно все большее внимание уже в этих разделах уделялось методикам самостоятельного применения юристом (прежде всего оперативным работником, следователем) представленных в учебной дисциплине учетно-экономических (теперь уже и судебно-бухгалтерских) знаний. Так в данном конкретном случае протекал процесс интеграции экономических (учетных) и правовых (криминалистических) знаний, приведший к новому пониманию целостности учебной дисциплины и к появлению ее собственного предмета. Фактором, интегрирующим разнородное знание, и соответственно предметом судебной бухгалтерии как учебной дисциплины явились защитные функции бухгалтерского учета, а также закономерности их использования в практической деятельности по борьбе с экономическими преступлениями. При этом под защитными понимались функции учета, обеспечивающие охрану имущественных интересов юридических лиц, которые по законодательству обязаны вести бухгалтерский учет.