Исторический ракурс отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

1. Исторический ракурс отношений «человек – общество - природа».
2. Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.
3. Техногенные аварии и катастрофы.
4. Классификация опасностей.
5. классификация чрезвычайных ситуаций, вызванных различными природными явлениями.

Содержимое работы - 1 файл

Исторический ракурс отношений.docx

— 84.95 Кб (Скачать файл)
  1. Исторический ракурс отношений «человек – общество - природа».

Ход исторических связей между  природой и человеком по Н.Ф. Реймерсу (1994) приводит к одновременным переменам в при­роде и в формах хозяйства. Формы хозяйства, меняясь вследствие затруднений, происходящих от перемен в природе, в свою очередь вызывают цепные реакции в природе. Постоянная обратная связь получила название закона обратной связи взаимодействия чело­век—биосфера П. Дансеро (1957) или закона бумеранга, иначе — четвертого закона Б. Коммонера (1974): «ничто не дается даром». Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому векселю нельзя избежать. Он может быть только отсрочен. Неизбежность платежей подчеркивается и законом неза­менимости биосферы. Его формулировали многие исследователи, такие, как В.И. Вернадский, Д.П. Марше, Э. Реклюидр. Например, В.Г. Горшков (1990) данный закон формулирует следующим обра­зом: «Нет никаких оснований для надежд на построение искусствен­ных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей сре­ды с той же степенью точности, что и естественные сообщества. Сокращение естественной биоты в объеме, превышающем порого­вое значение, лишает устойчивости окружающую среду, которая не может быть восстановлена за счет создания очистных сооружений и перехода к безотходному производству... Биосфера... представляет собой единственную систему, обеспечивающую устойчивость сре­ды обитания при любых возникающих возмущениях... Необходимо сохранять естественную природу на большей части поверхности Земли»[4].

Незаменимая биосфера до определенного  времени работа­ла в рамках принципа Ле Шателье-Брауна, что для этой фазы эволюции сформулировано в виде закона обратимости био­сферы П. Дансеро (1957): биосфера стремится к восстановле­нию экологического равновесия тем сильнее, чем больше дав­ление на нее. Это стремление продолжается до достижения эко­системами климаксовых фаз развития. В то же время П. Дансеро (1957) сформулировал закон необратимости взаимодействия человек—биосфера: возобновимые природные ресурсы дела­ются невозобновимыми в случае глубокого изменения среды, значительной переэксплуатации, доходящей до поголовного уничтожения или крайнего истощения, а отсюда превышения возможностей их восстановления. Такова, например, фаза раз­вития системы взаимоотношений человек—природа в наши дни. Современная цивилизация и культура не обеспечивают стабиль­ных условий существования на Земле ни жизни, ни человека как ее части. Это заключение находит отражение в правиле меры преобразования природных систем: в ходе эксплуатации при­родных систем нельзя переходить некоторые пределы, позволя­ющие этим системам сохранять свойство самоподдержания (самоорганизации и саморегуляции). Так как свойство и саморе­гуляция природных систем поддерживается двумя механизма­ми — соотношением экологических компонентов внутри систе­мы и взаимодействием пространственно выраженных подсис­тем, систем того же уровня, то данное правило справедливо для обоих этих механизмов.

Таким образом, из правила  меры преобразования природных систем можно прийти к следующим выводам:

1. Единица (возобновимого) ресурса может быть получена лишь в некоторый, определяемый скоростью функционирова­ния системы (и их иерархии), отрезок времени. В течение этого отрезка нельзя переходить рубежи ограничений, диктуемых всеми теориями экологии.

2. Перешагнуть через фазу  последовательного развития при­родной системы с участием живого, как правило, невозможно.

3. Рациональное проведение  хозяйственных мероприятий лишь  в рамках некоторых оптимальных  размеров, выход за которые в  меньшую и большую стороны,  снижает их хозяйствен­ную эффективность.

4. Преобразовательная деятельность  не должна выводить природные  системы из состояния равновесия  путем избытка какого-то из  средообразующих «компонентов. Если это необ­ходимо, то требуется достаточная компенсация в виде относи­тельно непреобразованных природных систем.

5. Преобразование природы  дает локальный или региональ­ный выигрыш за счет ухудшения каких-то показателей в смеж­ных местностях или в биосфере в целом.

6. Хозяйственное воздействие  затрагивает не только ту систе­му, на которую оно направлено, но и ее надсистемы, которые в соответствии с принципом Ле Шателье-Брауна «стремятся» ни­велировать производимые изменения. В связи с этим расходы на преобразование природы никогда не ограничиваются лишь за­тратами на непосредственно планируемые воздействия.

7. Природные цепные реакции  никогда не ограничиваются изменениями  вещества и энергии, но затрагивают  динамичес­кие качества систем природы.

8. Вторичное постепенно  сложившееся экологическое рав­новесие, как правило, устойчивее, чем первичное, но потен­циальный «запас преобразований» при этом сокращается.

9. Несоответствие «целей»  естественно-системной регу­ляции в природе и целей хозяйства может приводить к дес­трукции природного образования, т. е. силы природы и хо­зяйственных преобразований в ходе противоборства снача­ла «гасят» друг друга, а затем природная составляющая начинает разрушаться.

10. Технические системы  воздействия в длительном интервале  времени всегда менее хозяйственно  эффективны, чем направляе­мые естественные.

Антропогенные преобразования природных систем имеют достаточно четкие ограничения. Здесь выявляются и некото­рые более частные закономерности, например, нашедшие от­ражение в законе убывающей отдачи А. Тюрго — Т. Мальту­са: повышение удельного вложения энергии в агросистему не дает адекватного пропорционального увеличения ее продук­тивности (урожайности). Данный закон стал азбучной исти­ной сельскохозяйственной экологии.

Обратные связи, которые  были изложены выше в законе бу­меранга и правиле меры преобразования природных систем, дают подоснову закона или правила демографического насыщения: в глобальной или регионально изолированной совокупности ко­личество народонаселения всегда соответствует максимальной возможности поддержания его жизнедеятельности, включая все аспекты сложившихся потребностей человека. Вместе с тем че­ловечество создает давление на среду не столько биологически, сколько техногенно. С другой стороны, фактически в конце XX столетия наблюдается не демографическое насыщение, а с уче­том всех потребностей человека, чрезвычайное перенасыщение. Несоблюдение правила демографического насыщения дает рез­кий дисбаланс в системе взаимоотношений человек—природа. К этому сдвигу равновесия может добавиться и воздействие груп­пы биоэкологических факторов, которые зависят от плотности видового населения. Не исключается ситуация, когда оба огра­ничивающих механизма реализуются одновременно, и произой­дет демографическая катастрофа.

Для первобытных людей  территория Земли была неисчерпае­мым ресурсом. Однако сегодня, когда продолжается рост населе­ния, а планета имеет ограниченные размеры, становится очевид­ным, что на ограниченном целом Земли не может быть ничего бес­конечного, т.к. часть не может быть больше целого, а отсюда, для человека нет неисчерпаемых природных ресурсов. Растущая часть — человечество с все возрастающими потребностями может лег­ко исчерпать ресурсы любой емкости. Территория планеты для современного человечества становится исчезающе малой при всей ее огромной величине. Ресурсы, которые считались неисчерпае­мыми (поток солнечной энергии и другие мощные природные явле­ния) по сравнению с энергопотреблением человечества, оказываются резко ограниченными из-за лимитов востребования. Прихо­дится признать действие закона ограниченности (исчерпаемости) природных ресурсов: все природные ресурсы и естественные условия Земли конечны. Ограниченность природных ресурсов оказывает воздействие на производительные силы общества, а через них на социальные отношения. Наблюдается соответствие между разви­тием производительных сил и природно-ресурсным потенциалом общественного прогресса.

Существует и действует  правило интегрального ресурса: конкурирующие в сфере использования  конкретных природных тем отрасли  хозяйства неминуемо наносят  ущерб друг другу тем сильнее, чем значительнее они изменяют совместно  эксплуати­руемый экологический компонент или всю экологическую сис­тему в целом.

Конкурентное использование  ресурсов затрагивает как отдель­ные компоненты, так и все стороны природных систем. В основном эта конкуренция носит натуральный и локально-экономический ха­рактер. Мирового «экологического» рынка или рынка природных ресурсов все еще нет, что в условиях глобальности воздействий че­ловечества на природу нельзя считать нормальным. В силу закона падения природно-ресурсного потенциала такой рынок, несомнен­но, сформируется, что уже и происходит. При приближении при­родно-ресурсного потенциала к общественно неприемлемому уровню сменится технология и изменится общественная реакция или окончательно сформируется новая общественно-экономичес­кая формация.

В рамках закона падения природно-ресурсного потенциала дей­ствует закон снижения энергетической эффективности природо­пользования. С ходом исторического времени при получении из при­родных систем полезной продукции на ее единицу затрачивается все больше энергии, а энергетические расходы на жизнь одного че­ловека все время возрастают. Так, на одного человека в каменном веке расход энергии (в ккал за сутки)-был равен 4 тыс., в аграрном обществе —12 тыс., в индустриальную эпоху — 70 тыс., а в передо­вых развитых странах конца XX столетия — 230-250 тысяч, или в 58-62 раза больше, чем у наших далеких предков.

С начала XX в. количество энергии, которое затрачива­лось на единицу сельскохозяйственной продукции, в развитых странах мира возросло в 8-10 раз, на единицу промышленной продукции — в 10-12 раз. Общая энергетическая эффектив­ность сельскохозяйственного производства в промышленно развитых странах примерно в 30 раз ниже, чем при примитив­ном земледелии. Нередко увеличение затрат энергии на обра­ботку полей, удобрения в десятки раз, приводит к незначи­тельному (10-15%) повышению урожайности. Это связано с необходимостью одновременно с улучшением агротехники учитывать общую экологическую обстановку, налагаемые ею ограничения. Отсюда вывод: рост энергетических затрат не может продолжаться бесконечно. Можно рассчитать вероят­ный момент неизбежного перехода на новые технологии про­мышленного и сельскохозяйственного производства, таким образом избежав теплового (термодинамического) кризиса и ослабив ход современного экологического кризиса.

Н.Ф. Реймерс (1994) делает вывод, что экологический кризис в 90-х годах XX в. явно усиливается. Не соблюдая закон оптимально­сти и вытекающее из него правило меры преобразования при­родных систем, люди вызывают к жизни правило неизбежных цепных реакций «жесткого» управления природой. «Жесткое», большей частью, техническое управление природными процессами влечет цепные природные реакции, значительная часть кото­рых оказывается экологически, социально и экономически неприемлемой в длительном интервале времени. Техногенные измене­ния вызывают действие закона внутреннего динамического равновесия и увеличения энергетических затрат. Экономические цели, к которым стремятся люди, нередко оказываются в тени мощ­ных цепных реакций. Так, если бы была осуществлена переброска части стока северных рек Сибири в Среднюю Азию, то закон внутреннего динамического равновесия и другие законы были бы на­рушены настолько глубоко, что могла бы произойти широкореги­ональная катастрофа.

В настоящее время положение  весьма зыбкое, и многие ученые полагают, что человечество, если оно хочет  сохранить цивилиза­цию, должно решить экологические проблемы в ближайшее время.

 

 

2. Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.

В жизненном цикле человек  и окружающая среда обитания непрерывно взаимодействуют и образуют постоянно  действующую систему “человек —  среда обитания”, в которой человек  реализует свои физиологические  и социальные потребности.

В составе окружающей среды  выделяют:

Природная среда (Биосфера) — область распространения жизни на Земле, не испытавщая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов — разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.

Техногенная среда (Техносфера) — среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям.

На современном этапе  развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания.

В 20 веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и  техногенного влияния на природную  среду. Это привело к частичной  и полной деградации. Этим изменениям способствовали следующий эволюционные процессы:

Рост численности населения  и урбанизация;Рост потребления энергии;Массовое использование транспорта;Рост затрат на военные цели

Производственная среда;Бытовая среда -;Каждая среда может представлять опасность для человека.

В составе окружающей среды  выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда  может представлять опасность для  человека.

Классификация условий для человека в системе "человек — среда  обитания":

Комфортные (оптимальные) условия  деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания.

Допустимые. Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах.

Опасные. Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды.

Информация о работе Исторический ракурс отношений