Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:38, курсовая работа
Цель исследования - выявление профессиональной направленности личности сотрудников сферы услуг в контексте гендерных различий.
Женщины ищут постоянства и определенности, при этом постоянно меняются, приспосабливаясь к обстоятельствам. Мужчины стремятся к новизне, но их основные личностные характеристики не меняются, и они приспосабливают обстановку к себе, насколько это возможно.
Глава 2. Изучение гендерного аспекта сервисной деятельности
2.1. Исследование гендерного аспекта сферы услуг
Проведенный теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования гендерного аспекта сервисной деятельности выявил недостаточную разработанность вопроса. В связи с этим основной целью эмпирического исследования явилось изучение гендерной сегрегации в различных структурах сферы услуг.
Гендерная сегрегация проявляется в асимметричном распределении мужчин и женщин в различных структурах: отраслевых, профессиональных и должностных. Статистические данные позволяют оценить только отраслевую и профессиональную сегрегацию по полу. При этом профессиональную сегрегацию нельзя рассматривать только как горизонтальную. Распределение по 10 профессиональным группам отражает как горизонтальную, так и вертикальную сегрегацию [10].
Для анализа профессиональной структуры использовалась классификация видов деятельности по 10 группам профессий (по данным РМЭЗ): военнослужащие; руководители; специалисты с высшим образованием; специалисты со средним образованием; конторские служащие; занятые в сфере торговли; квалифицированные сельскохозяйственные работники и работники рыбной промышленности; промышленные рабочие; операторы и машинисты установок; неквалифицированные рабочие.
2.2. Анализ гендерной сегрегации сферы услуг
Будем те отрасли, где доля женщин была меньше 33%, считать «мужскими», а те, где доля женщин больше 66%, — «женскими». Оставшиеся отрасли выделим в третью категорию — промежуточные отрасли.
Из 15 групп отраслей, выделяемых Росстатом (в прошлом — Госкомстатом), «мужскими» отраслями в 1994-2002 годах можно было считать лесное хозяйство (здесь женщины составляют лишь 1/5 часть), строительство (доля женщин на протяжении рассматриваемых 9 лет не превысила 25%), транспорт (доля мужчин в этой отрасли держалась на уровне около 75%) и отрасли, объединенные в отдельную категорию «другие отрасли».
Наивысшая концентрация женщин наблюдалась в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (процент мужчин в этой отрасли ни разу за все 9 лет не превысил 20), образование (в этой отрасли женщины составляют около 4/5), культура и искусство (отрасль, наиболее из всех остальных «женских» отраслей приближавшаяся к промежуточным, так как доля женщин здесь варьировала от 67,5 до 72,5%) и финансы, кредит, страхование (с 1994 по 2002 год процент женщин в этой отрасли снизился с 74,5 до 69,3).
Промышленность; оптовая и розничная торговля, общественное питание; жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, а также наука и научное обслуживание относятся к категории промежуточных отраслей. При этом если в промышленности наблюдалась тенденция плавного снижения количества женщин (на 4,3% с 1994 по 2002 год), то в жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания населения, наоборот, их количество увеличивалось (на 3,9%). А такая отрасль, как оптовая и розничная торговля, общественное питание в самом начале периода находилась на грани перехода в «женские» отрасли, но к 2001 году доля женщин в этой отрасли снизилась с 65 до 61,5%.
Рисунок 1. Доля женщин по профессиональным группам (по данным РМЭЗ), %
Анализ гендерной структуры занятости в российской экономике позволяет сделать несколько наблюдений. Во-первых, распределение мужчин по профессиям является более неравномерным, чем женщин. Так, в трех наиболее распространенных среди работников мужского пола профессиях в рассматриваемый период было занято до 53% всех работающих мужчин (1994 год), тогда как аналогичный показатель для женщин не превышал 30,13% (2002 год). Однако если у мужчин наблюдается тенденция постепенного рассредоточения по другим профессиям (к 2002 году профессии из трех наиболее распространенных групп имели лишь 44,47% мужчин), то среди женщин уровень концентрации остается достаточно стабильным и даже повышается. Особо отметим, что основными профессиями женщин являются занятия, требующие достаточно высокого уровня образования (за исключением группы профессий, связанных с распродажей и предоставлением услуг, которая, кстати, к 2002 году переместилась с первой на третью позицию по удельному весу занятых в ней женщин). Наиболее распространенные среди мужчин профессии, напротив, не связаны с высоким уровнем образования. Прежде всего, ими являются профессии квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Исключением в этом случае можно считать профессиональную группу специалистов в области естественных и прикладных наук, которая в 1994 году была четвертой по популярности среди мужчин (в ней было занято 7,46% всех работающих мужчин), но в 2002 году она переместилась на пятую позицию.
Во-вторых,
мужчины и женщины
Можно сделать вывод, что наиболее важным фактором, влияющим на степень сегрегации в будущем, является не то, произойдет ли перемещение женщин в такие традиционно мужские секторы, как услуги в обрабатывающей и добывающей промышленности, а то, произойдет ли увеличение доли мужчин в секторе обслуживания. Наметившиеся тенденции в этом направлении еще не являются устойчивыми.
Профессиональная сегрегация вносит устойчивый вклад в различия в заработках, однако ее уровень остается достаточно стабильным. Возможно, увеличение гендерного разрыва в заработной плате происходило за счет увеличения различий в средних уровнях оплаты труда в «мужских» и «женских» видах сервиса. То есть «мужские» виды деятельности становятся еще более высокодоходными, а «женские» — низкодоходными. При этом надо иметь в виду, что даже в «женских» видах деятельности мужчины, как правило, занимают более высокие должностные позиции.
Заключение
Проведенный анализ по проблеме исследования гендерных различий в сфере услуг позволяет сделать нам ряд выводов.
Для женщин
важна стабильность места работы, а также
возможность совмещать и гармонизировать
все сферы жизненного пространства. При
этом женщины в большей степени, чем мужчины
стремятся к «работе с людьми», «желанию
сделать мир лучше», реализовать общественно
важные цели и быть полезными для общества.
Предпринимательство, стремление создавать
что-то новое и готовность к риску для
женщин представляет мало интереса, в
отличие от мужчин. Мужчины, и женщины
в равной степени стремятся к возможности
самостоятельно распоряжаться своими
рабочим временим и пространством. В тоже
время, опрошенные женщины в большей степени,
чем мужчины стремятся быть компетентными
в своей области, хотят иметь стабильную
работу, приносить пользу обществу и совмещать
различные стороны образа жизни. Мужчины
более амбициозны в сравнении с женщинами.
Они готовы идти на риск, открывать новые
горизонты и обретать собственную финансовую
и социальную независимость, но во благо
себе. Женщины же, напротив, склонны к поддержанию
стабильности и работы «во благо общества».
Исходя из представленных данных, мы можем
заключить, что мужчины менее склонны
к построению профессионального пути
в сервисной деятельности и, следовательно,
адаптация в сфере услуг у них будет затруднена,
в то время как женщины, наоборот, быстрее
могут адаптироваться к требованиям профессии
и работать в такой организации значительно
дольше мужчин. Анализ гендерной сегрегации
подтверждает, что женщины в большей степени
заняты в торговле, социальном обслуживании,
в образовательной среде, в то время как
мужчины работают водителями, операторами
подвижной техники, рабочими металлургических,
машиностроительных отраслей, транспорта
и связи автотехобслуживания, а также
рабочих профессиях добывающих и строительных
отраслей. Изменения в гендерной структуре
занятости в сфере сервиса свидетельствуют
об определенном закреплении женщин в традиционных
для их занятости профессиях, тогда как
мужчины заметно увеличивают свое присутствие
в других, в том числе и в «женских», профессиональных
группах. Последнее особенно заметно на примере
группы работников простых профессий
по распродаже и предоставлению услуг,
в которой удельный вес занятых женщин
сокращается, а мужчин, напротив, растет
быстрыми темпами. Полученные в результате
исследования данные следует учитывать
при разработке и реализации программ
занятости сотрудников сферы услуг
с целенаправленным воздействием на гендерные
субгруппы. Это позволит надеяться на
достижение оптимальной результативности
труда и предотвращение массовой текучести
персонала, обусловленной неудовлетворенностью
трудом. Таким
образом, цель исследования достигнута.
Все намеченные задачи выполнены. Наша
гипотеза нашла свое подтверждение: пол
(мужчина, женщина) определяет профессиональную
направленность в сфере услуг.