Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:48, статья
Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне на севере крупнейшей в мире Западно- Сибирской равнины и занимает обширную площадь 769 тысяч квадратных метров. Более половины округа р асположено за Полярным округом.
Ханты на территории ЯНАО проживают, в основном, в Шурышкарском и Приуральском районах. Этнонимы "ханты" образованы от самоназвания народа хантэ. В качестве официальных названий был приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации народ ханты называли остяками.
Г.С. Дунин-Горкавич - исследователь начала века, побывавший в этих краях, так описывает аборигенов: "Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себя вправе придти к более состоятельному, и пользоваться у него пищею, в особенности после хорошего улова зверя или рыбы. Среди них существует даже род общественной благотворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный труду остяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами'.
Для обозначения народа ханты в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.
Язык ханты лингвисты относят к угорским (югорским); в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно-угорскую группу уральской языковой семьи.
Исходя из того, что хантыйский язык относится к финно-угорской группе, предполагается, что некогда существовала и общность людей, говорившая на этом праязыке. Вопрос о том, где находилась прародина этой общности, крайне сложный. Несмотря на неясность и противоречивость происхождения хантов, исследователи единодушны во мнении о двухкомпонентности их культуры, вобравшей в себя традиции местных таежных племен и пришлых с юга угров. Лингвисты предполагают возможность древних связей уральской языковой семьи с индо-европейской и тюркской, имеются параллели с юкагирскими, чукотско-камчатскими, эскимосско-алеутскими языками, обнаружены связи с праиранскими языками.
Ханты традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.
Одежда ханты существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных - распашная. Богат и разнообразен орнамент.
Селькупы - народ самодийской языковой группы. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного, в Каргасокском, Парабельском, Верхне-кетском районах и на сельской территории города Колпашево Томской области. Общая численность селькупов - около 4 тыс. человек. Исторически в составе селькупов различают две территориально изолированные группы - северную и южную. Самоназвание северных селькупов - солькуп, шолькуп (таежный человек). В дореволюционной этнографической литературе их называли обычно остяками или остяками-самоедами. Современный этноним введен в 30-е годы ХХ века и первоначально был воспринят лишь северной группой. У южных селькупов он утвердился в последние два десятилетия. Селькупский язык принадлежит к самодийской ветви уральской семьи языков. В нем выделяют шесть диалектов и два переходных говора.
Русские обосновались на Средней Оби в конце 16 века. К этому времени здесь существовало селькупское объединение, известное под названием Пегая орда во главе с князцем Воней, которое долгое время отказывался признать власть русского царя. Лишь с основанием Нарынского острога (1596) русские сумели обложить селькупов данью. В начале 18 века было осуществлено крещение томских селькупов. Во второй половине 19 века усиливается русский переселенческий поток в районы проживания селькупов. Под влиянием русских они стали селиться в деревнях, заводить домашний скот, заниматься огородничеством. Хозяйственно-культурные связи селькупов и русских стали закрепляться семейно-брачными узами. С конца 19 века у всех селькупов основной общественной единицей стала соседская община, в которую входили представители различных этнотерриториальных групп, не связанных между собой кровным родством.
Селькупы вели комплексное хозяйство, главными отраслями которого были охота и рыболовство. Транспортное оленеводство знали только северные селькупы. Экономический регресс селькупов к началу 17 в. исследователи объясняют изобилием пушного зверя, которым отличалась Западная Сибирь, ставшая одним из основных центров концентрации торговцев пушниной из различных цивилизованных стран того времени. Соболь в среднем Приобье был истреблен в конце 17 века, поэтому основным объектом пушной охоты у селькупов была белка. О распространенности беличьего промысла говорит наличие у селькупов в 19 веке специальной меновой единицы сарум - связка из десяти беличьих шкурок. Для нарымских селькупов большое значение имела охота на боровую дичь - глухарей, тетеревов, рябчиков, которые являлись основным источником мяса. Вторым по значению в хозяйстве селькупов был рыбный промысел. Основные объекты промысла - осетр, нельма, омуль, чир, муксун, стерлядь. Из традиционных орудий рыболовства наибольшее распространение получила ставная сеть, было известно запорное рыболовство. Оленеводством занимались северные селькупы. Селькупское оленеводство - таежного типа. Размеры стад и маршруты сезонных передвижений относительно невелики. Селькупы, в отличие от ненцев, не пользовались пастушеской собакой. Пастьба оленей вообще практиковалась редко, даже зимой.
Для селькупов характерны анимистические представления об окружающем мире. Добрым началом, демиургом считался Ном, олицетворявший собой небо. Властитель зла Кызы имел обиталище под землей. Искусство селькупов представлено орнаментацией на берестяной посуде, костяных деталях оленьей упряжи, ножнах, и других бытовых предметах. Характерное для многих народов Сибири украшение одежды не получило у селькупов широкого распространения. В традиционном фольклоре центральное место занимает описание всевозможных приключений героя, его столкновений со злыми духами, которые всегда оказываются побежденными. Из музыкальных инструментов бытовали варган - губная из оленьего рога пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа - лебедь. У северных селькупов единственным музыкальным инструментом был шаманский бубен.
Кто же они - селькупы. Может быть, они жители древней ойкумены самоедского мира, которые так и остались на своем месте, когда через них переселялись поздние пришельцы - самодийцы-оленеводы, ушедшие с юга в тундру со своими стадами? А может быть, они та самая часть древнего населения, которая не разделялась четко на самоедов и угров? Есть еще третье предположение: может быть, селькупы - продукт смешения самоедов и угров? Эти вопросы так и остаются вопросами. И оценить селькупов очень трудно, так как они по всем своим культурным привычкам близки и к уграм, и к самодийцам.
Событийный туризм – один из распространенных и активно развивающихся видов туризма в Ямало-Ненецком автономном округе. В жизни каждого региона есть свои памятные даты, значимые события социально-экономической и культурной сферы, национальные праздники. Ямал называют «оленным краем», именно здесь веками живут и трудятся коренные жители, из поколения в поколение сохраняют древние традиции, самобытную культуру, кочевой образ жизни.
Ключевой отраслью в жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера ЯНАО по финансово-экономическим показателям, социально-культурной роли и количеству занятых является оленеводство.
Агентство по туризму Ямало-Ненецкого автономного округа целенаправленно работает над разработкой ямальского турпродукта для российских и иностранных туристов, готовит предложения в части организации турмаршрутов в период проведения национальных праздников на Ямале. Наиболее красочным, насыщенным и интересным праздником является День Оленевода, отмечаемый в регионе в начале весны.
Такие праздники, содержащие в своей основе богатейшие декоративно-прикладные традиции коренных малочисленных народов Севера, - это сохранение культурного и духовного наследия тундровиков.Именно на Ямале – территории исконного проживания коренных северян, удалось сохранить родные языки и самобытную культуру, несмотря на масштабные социальные и культурные изменения современного мира. В немалой степени это зависит от постоянной и планомерной работы администрации Ямала в обеспечении прав аборигенов Севера.
Основу традиционного хозяйства ненцев составляет крупнотабунное оленеводство, существующее и сейчас. Большинство исследователей считают, что сформировалось оно в XVIII веке. Стада диких оленей постепенно одомашнивались и становились собственностью группы охотников с семьями. По другой версии, часть оленей приручалась и оставлялась в качестве живого запаса мяса.
В XVIII – XIX веках у оленеводов сложились определенные маршруты кочевания, которые не изменились и до сегодняшнего времени.
Олень давал людям практически все необходимое для жизни: мясо, шкуры для одежды, сухожилия для ниток, кость и рога для украшений, различных инструментов и деталей. Свежая оленья кровь помогала избежать цинги, опасной болезни на Севере.
Олень в тундре – всему начало, он – символ жизни. Как говорят ненцы: «Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он - смысл твоей жизни».
Иван Семёнович Шемановский, основатель «Хранилища коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера» (сегодня окружного уникального музейно-выставочного комплекса в столице Ямала - Салехарде) в своих трудах писал, что «олени – чудные животные, управляемые кочевником, и в то же время управляющие всем ходом его жизни».
Оленина занимает достойное место в питании не только северных народов, занимающихся кочевым оленеводством, но и населения в странах Западной Европы, Канады и даже Новой Зеландии. Ареал обитания северного оленя расположен на территориях с суровым арктическим климатом. В рационе северного оленя нет промышленных кормов, только разнообразие тундровой растительности в летний период и ягель, почки и ветки кустарников в зимний период. Результатом такого питания являются уникальные диетические характеристики оленины – сравнительно низкое содержание жира, сбалансированное содержанием микроэлементов при выраженном преобладании гемолитически активных микроэлементов – железа, цинка, меди.
Питание травой также способствует образованию у животного линоленовых кислот, защищающих организм человека от канцерогенных факторов и атеросклероза. По сравнению с таким общепризнанным эталоном диетического питания как телятина, олений жир содержит в 20 раз больше полиненасыщенной линоленовой кислоты. Кровь и мясо оленя богато витаминами. Особенно ценна осенняя оленина, насыщенная витаминами группы А и В. По содержанию витамина В1 оленина превосходит телятину в два раза. Кровь оленя содержит много селена – 25 мг/100г. Селен – это вещество, которое соответствует эффекту витамина Е. Оно способствует улучшению работы сердца и кровообращения, уменьшает образование вредных жиров, эффективно предотвращает вредные последствия тяжелых металлов, ядовитых веществ и повреждения тканей. Протеинов в оленине содержится на 2,7-7,6% больше, чем в лучших сортах говядины. Наличие жирных кислот (стеариновой, пальмитиновой) в оленине такое же, как в говядине, но наличие жирных ненасыщенных кислот значительно меньше. Форма, в которой находятся жиры в оленине такова, что после усвоения в организме остается меньше жиров по сравнению с аналогичным количеством свинины, говядины или баранины. Это позволяет поставить оленину в один ряд с такими диетическими продуктами, как рыба или птица.
Оленина является не только радиологически безопасным мясом, но и имеет «запас прочности», что позволяет рекомендовать ее для производства продуктов детского питания (данные Государственного научного центра Минздрава РФ – Институт биофизики – совместно с НИИ детского питания).
По общему химическому составу (данные д.т.н. проф. Липатова Н.Н.) оленина содержит белка - 21%, жира – 3,3-3,8%. Такое соотношение делает оленину незаменимым диетическим и лечебно-профилактическим продуктом для лиц, страдающих избыточным весом, холестеринемией, нарушением обмена веществ. По аминокислотному составу оленина приближается к женскому молоку, превосходит свинину, баранину, говядину и конину. Вареная оленина обладает очень высокой перевариваемостью – 91%.
Данные научных исследований позволяют с уверенностью рекомендовать оленину для обычного, профилактического, лечебного, специального, реабилитационного, детского и геродиетического питания.
В настоящее время в Европе насчитывается около двух миллионов домашних оленей. Из них 1,25 миллиона обитает в России, по 200 тысяч — в Норвегии, Финляндии и Швеции...
В каждой из стран к развитию оленеводства подходят по-своему. Например, в Норвегии с появлением новых технологий эта отрасль сельского хозяйства стала заметно отличаться от российских аналогов.
По словам председателя Союза оленеводов мира Дмитрия Хороля, скандинавские оленеводы далеко ушли от первоначальной формы оленеводства. Теперь вместо чумов они строят стационарное жилье, а основной вид транспорта — снегоходы и четырехколесные мотоциклы, а не оленьи упряжки, как раньше.
Что касается России, то здесь оленеводство сохранило свои давние традиции. И особенно ярко это проявляется на Ямале, чье поголовье домашних оленей самое большое в России, Европе и мире — 700 тысяч голов. Ямал - один из немногих, где оленеводство существует практически в том же виде, как и сотни лет назад.
Не случайно ежегодно в муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа проводятся Дни оленеводов, соревнования по национальным видам спорта и другие мероприятия, направленные на поддержку и сохранение великих северных традиций.
Этот праздник уходит корнями в седую древность.
У одних северных народов он назывался Днем Солнца, у других – Днем Оленя и чаще всего приходился на время весеннего равноденствия, когда заканчивалась долгая полярная ночь и, как гласили предания, Светлые силы Земли и Неба побеждали Темные силы Подземного Царства.
Ненецкая легенда гласит:
Давно это было. Сколько зим и весен прошло с той поры, никто не знает. Жили тогда на свете два брата. Старший брат, Нум, жил на небе. Он создал людей, оленей и прочих зверей и птиц. Поселил их на землю и сказал: «Живите в радости и достатке». Младший же брат, Нга, жил под землей. Он не любил Нума и строил ему всякие козни. Увидел Нга, что люди, созданные его братом, живут хорошо и весело, разозлился и начал насылать на них холод и болезни.
Информация о работе Событийный туризм в ямало-ненецком округе