Экскурсия по театральной площади

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Каждый город многолик, он имеет свои лица: архитектурное, культурное, бытовое, производственное, легендарное..... Они складываются постепенно, в процессе строительства - освоение территории, планировки, возведения различных зданий, накапливание материальных и духовных ценностей, творческого потенциала и достижений его знаменитых граждан. Колорит города зависит от многих факторов: исторических, географических, национального состава населения. Площади, хотя это зачастую лишь пустые пространства, имеют свою энергетику. Они - градообразующие и градосоставляющие центры огромного поселения. Площади больше всех сооружений города помнят прошлое, так как не меняются. Меняется лишь их окружение. Поэтому они помнят о прошлом и всегда устремлены в будущее.

Содержимое работы - 1 файл

Полная Курсовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

      Строительство крепости Дмитрия Ростовского было начато в 1761 году. В это время продолжалась Семилетняя война, успешно завершившаяся в 1763 году.

      Тот факт, что крепость строили (на юге!) в годы войны на севере, говорит  о многом, и в первую очередь - об усилении России, особенно в военном  и экономическом отношениях.

Подтема.

Значительную  роль в градообразующих центрах  городов всегда играли и играют сейчас соборы и церкви. Церковь, площадь, базар - были «тремя китами» локальных  пространств, на которых города образовали места общественной жизни. Так было с собором Рождества Пресвятой Богородицы, церкви во имя Святого благоверного князя Александра Невского, Покровской церкви, стоявшей в центре крепости Дмитрия Ростовского, а затем на Покровской площади, собором Сурб - Лусаворич в Нахичевани…

      К территории, образовавшей позже Театральную площадь, примыкали две церкви: армянская Георгиевская (Сурб - Геворк) и русская Софиевская - во имя иконы «София премудрость Божия» (о ней пойдет речь в одной  из последующих глав).

      Когда прибывшие из Крыма армяне стали  осваивать места своего нового поселения, благоустраивать свой Нор -Нахичевань, наряду со строительством жилых домов, административных зданий, они возводили и церкви. Среди них: Успенская (Сурб - Аствацацин) - время закладки  1780г. В этой деревянной церкви освящались камни для закладки других храмов.

      Георгиевская  церковь занимала особое место - она  была «выдвинута» в сторону крепости Дмитрия Ростовского. Отстояла от городских  застроек практически на два квартала западнее и на квартал южнее от основной  магистрали - Соборной улицы, ведущей к центральной площади Нахичевани. Армянские переселенцы таким образом осваивали земли «межи», разделяющие крепость и Нор - Нахичевань.

      К Георгиевской церкви примыкало большое  пространство, часть которого образовывала Георгиевская площадь. Само место предопределяло возможность большого стечения народа.

      Георгиевская  площадь, стоявшая за чертой Нахичевани, была её самой дальней западной окраиной. А окраина - это особая черта города. Как центр, его главные площади, рынки, «стягивают» город центростремительными силами, образуя дух поселения, его лицо, так и окраины, подчиненные уже центробежными силами, определяют «край его одежды». Это всегда пустыри, свалки, куда город выбрасывает отходы своей цивильной деятельности. Он, занявший когда-то чистую землю, «расплачивается»  с природой грязью окраин.

      Площадь была выложена каменной плиткой, и дорога от нее вела по направлению к Большой  Садовой Ростова, хотя и здесь, по замечаниям репортера газеты «Южный телеграф» уже в начале ХХ века встречались «трудно преодолимые препятствия в виде выбоин и грязных луж в дождливый сезон». За Георгиевской площадью начинался Георгиевский спуск. Пониже к Дону тянулась Георгиевская балка, тут когда-то был большой овраг, размытый паводковыми водами и сильными дождями.

      В начале тридцатых годов в Ростове  были разрушены многие церкви, в  том числе и Георгиевский храм. Ушли в историю народные празднества  и гуляния.

Подтема.

В дореволюционной  России парки назывались садами. В  Ростове - на - Дону слово «сад» имело дополнительное значение. Рядом с домом коменданта в крепости Святителя Дмитрия Ростовского был разбит большой фруктовый сад. В нем любил гулять , когда жил в крепости, Александр Васильевич Суворов. Этот сад выходил на то место, которое позже станет частью улицы Большая Садовая. Большие сады находились и у Темерника и тянулись вверх, к крепости. Потому - то образовались здесь - Большая и Малая Садовые.

      В Нахичевани Александровский городской  сад был самой западной окраиной города, дальше стояла лишь Георгиевская церковь. Вообще сады и парки чаще разбивались на окраинах городов - и это естественно - там было больше свободного места. В Ростове также был Александровский парк ( парк -  чтобы отличаться от Александровского сада). Его проект утверждала в 1860 году специальная думская комиссия, в которую входило шесть человек.

      Парк  был назван в честь Александра Второго. Он расширялся в дни праздников древонасаждений, которые в старом Ростове были поистине массовыми.

      Александровский городской парк был устроен по инициативе головы Нахичевани М.И. Балабанова. Он заложил и знаменитые Балабановские рощи, в середине 30-х годов парк имени первого секретаря Северо - Кавказского крайкома партии Шеболдаева, расстрелянного в 1937м. Потом он стал Сельмашевской рощей ( ныне парк имени Н. Островского), в 50-х двумя парками : завода «Ростсельмаш» и им. Крупской. Он находился тогда на северо - восточной окраине Нахичевани.

      Александровский сад представлял собой место  «культуры и отдыха» двух социальных уровней. Его огороженная часть предназначалась для состоятельных горожан - они платили «аренду» за вход на его аллеи, т.е. жители Нахичевани (в основном) и жители Ростова, если они попадали сюда, «брали в аренду» , на время отдыха все , что предназначалось для развлечений. По неогороженной части гуляли малообеспеченные граждане - плата вход (входить было некуда) - не предполагалась.

      Сад имел несколько входов. Два выходили на Соборную улицу, один - на Георгиевскую площадь. Центральный вход представлял  собой сложную конфигурацию строений, чем - то отдаленно напоминающую и подходы к средневековому замку и триумфальную арку. Две большие башни с высокими шпилями по бокам, с крышами, расписанными черно - белыми ромбами, затем основная арка с «вазами» на верху, мачты с развевающимися флагами. Арку поддерживала колоннада, образующая полукружье.

      Против  входа, за трамвайной линией было «море  травы» и посажены деревья. Как раз  из - под этой арки были видны купола Софиевской церкви - она находилась напротив, метрах в стах от входа  в сад.

      Западный вход в Александровский сад, примыкающий к соборной улице, располагался на границе Нахичевани и Ростова. Здесь возвышались как распахнутые ворота две каменные «кубические» тумбы, украшенные круглыми  колоннами, увенчанными шарами. Похожие камни с шарами, только меньшего размера, опоясывали Александровский сад, это были опоры ограды.

Подтема.

На юго - восточной стороне Александровского сада в 1911 - 1913 годах было возведено  фундаментальное здание Управления Владикавказской железной дороги. Оно  было выстроено в стиле модерн по проекту архитектора Н. Вальтера и А. Буткова.

      Управление  Владикавказской железной дороги было самым крупным зданием в Ростове  в начале ХХ столетия, для его  постройки у Нахичеванского магистрата была куплена земля площадью в 3256 квадратных саженей - это соответствовало  целому кварталу армянского города. С восточной стороны участок был ограничен Александровским садом, с западной оградой Георгиевской церкви, что составляло некоторые трудности для ведения строительства. Участок был сравнительно ровный, с небольшим уклоном в сторону Дона.

      С южной стороны, а только в ту сторону  здание и могло увеличить свою площадь, в резерве было оставлено 900 квадратных саженей. Всего же внутренняя полезная площадь составляла 2800, а  вместе с коридорами и другими вспомогательными помещениями - 3700 квадратных саженей, т.е. оно занимало изначально площадь большую, чем было куплено земли, поэтому она была увеличена.

      В структуру Управления входило 13 подразделений, в том числе «врачебные службы»  и «литография», кроме того - директорские комнаты. Предполагалось также открыть библиотеку, столовую и буфет (и кухню при них), квартиру смотрителя здания о отделение магазина Общества потребителей.

      Все эти этапы были утверждены в октябре 1910 года. был объявлен конкурс, на который поступило 27 проектов. Три из них (по условиям конкурса) были премированы как «относительно лучшие». Но жюри постановило приобрести еще один проект. Он поступил под девизом «Н.В.» и «особенно выделялся своими достоинствами, как по разработке отдельных частей программы, так и общей архитектурной композицией». Но он не мог быть премирован, так как значительно превышал заданную площадь, т.е. нарушал условия конкурса. Его автором был архитектор Вальтер.

      Дальнейшая  разработка планов, проектировка фасадов, составление финансовых смет, рабочих чертежей и главное - само строительство Управления дороги поручило гражданскому инженеру технического отдела службы пути А.П. Буткову.

      Окончательная разработка  проекта показала: площадь  здания составила 4 257 квадратных саженей. Это значительное увеличение площади позволило создать в южной части полный пятый этаж, а под ним еще и полноценное подвальное помещение. Стройка началась в конце июля 1911 года и к концу летнего сезона была закончена кладка фундаментов, части цоколя и стен полуподвального этажа. Первоначальное время сдачи было определено к 1 мая 1913 года - это было время, когда заканчивался срок аренды зданий различными службами Управления дороги, находившихся в разных местах города.

      Цокольные работы продолжались при подогреве и зимой. К октябрю 1912 года здания в основном было закончено, но только к концу октября 1913 года, т.е. через год, строительство было завершено полностью.

      В строительных работах применялись  кирпич  и бутовый камень, доставляемый из Ставрополя, станции Баканской  и со станции Грушевская. Значительные объемы здания заставили строителей обратить особое внимание на прочность и огнестойкость. Особое место занимали железобетонные перекрытия - они были выполнены по самым последним технологиям. Пристальное внимание было обращено на арматуру. Строго отбирались все строительные материалы, более того, были устроены даже конкурсы между  различными фирмами. Гравий, например, доставляли из карьеров со станции Кавказская. Он был уже испытан при строительстве различных сооружений Владикавказской железной дороги. Песок для армирования железобетонных конструкций привозили из Мариуполя. Морской песок смешивался с речным, донским. Промывка гравия, очистка песка, перемешивание бетона и его доставка в нужные места стройки проводилась только вручную на носилках. Внешняя монументальность здания соответствовала его прочности и надежности.

      Элементы  эклектики особенно заметны в  интерьерах здания, в котором размещается  Управление дороги.

      Рассмотрим  как органично  сочетаются архитектурные детали модернистого стиля хотя бы только на одной детали - окнах. Модернизм, а позже и конструктивизм «тяготели» к окнам, как особой форме соединения внешнего и внутреннего единства здания.

      Управление  Владикавказской железной дороги демонстрирует это в полной мере . На оконных проемах резная резьба (если рассматривать большие, вытянутые вверх у центрального входа, и узкие, на контрасте рядом, широкие полукружия с балкончиками с декоративными каменными подоконниками они не создают пестроту, наоборот - их разнообразие подчеркивает единство.

      Практически каждый из четырех этажей имеет свою форму окон. Такая дополнительная выразительность усиливает впечатление  органичности объемов, и если так  можно сказать, создает «праздник для глаз».

      Это описание относится к первоначальному  виду здания, некоторые архитектурные  детали были утрачены во время перестройки, ремонта. Это происходило и со многими другими зданиями в Ростове - все упрощалось, удешевлялось…

      Само  возникновение этого здания на будущей площади тоже несет своеобразную информацию. Когда на нижнем Дону возникла перспектива строительства железной дороги, купцы и предприниматели Нахичевани недооценили ее значение. Инициативу проявили ростовцы, уже вкусившие в полной мере плоды промышленной революции, и железная дорога, а главное  - вокзал, были построены в Ростове. Железная дорога стала мощным стимулом развития экономики в городе и вообще на Дону, стала ее «движущей силой». И она сыграла значительную роль в росте Ростова, его значении на юге России. Пересечение   водных и железнодорожных путей на территории, объединяющей разные регионы - ключ, открывший Ростову дорогу во второй половине XIX века.

Подтема.

К концу  XIX века Ростов и Нахичевань значительно придвинулась друг к другу. На пустыре, к скверу от Большой Садовой встал комплекс корпусов Николаевской больницы, со стороны Нахичевани подступали с южной стороны Александровский городской сад и Георгиевская площадь. Жилые кварталы армянского поселения располагались на месте , где когда - то стояли дома форштадта.

Подтема.

Первый  лазарет в будущем Ростове  был сооружен еще при строительстве  крепости Дмитрия Ростовского. В  него перевели солдат Аннинской крепости - там был «нездоровый воздух». Да и сами строители новой цитадели на высоком берегу Дону часто болели. В те же, далекие от нас времена, самыми страшными были эпидемии: холеры, цинги, чумы - они уносили тысячи жизней.   

Информация о работе Экскурсия по театральной площади