Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 04:39, реферат
В своей работе мы дадим краткое описание развития горного туризма и отечественного альпинизма, начиная с первых походов с целью Джихада и заканчивая научными экспедициями наших дней. Актуальность данной темы заключается в том, что история освоения Эльбруса, как основного центра горного туризма и альпинизма, и в настоящее время имеет большое значение. Работа написана по материалам книги Мизиева И.М. «Следы на Эльбрусе».
В первый же год своего существования Общество поставило вопрос об устройстве приюта для туристов на Бермамыте, близ Кисловодска. В этом вопросе на помощь Обществу пришел директор Кавказских Минеральных вод В. В. Хвощинский, передавший в распоряжение Общества один деккеровский барак, который и был установлен на Бермамыте. Правление Общества выписывало из Швейцарии такие необходимые принадлежности альпиниста, как ледорубы, кошки, горные палки, палатки и др. Члены Общества совершали научные и познавательные экскурсии в верховья Малки, к известным минеральным источникам. Особенно интересными были экскурсии и путешествия членов Общества, организованные по инициативе Лейцингера, под руководством уже упоминавшегося Дубянского и других активных членов организации.
В мае 1909 года на юго-восточном склоне Эльбруса, на так называемом Кругозоре на высоте 11800 футов был сооружен каменный приют, положивший начало реализации планов Лейцингера, согласно которым предполагалось проложить пешеходную тропу на вершину величайшей горы Кавказа. В 1910 г. после смерти Лейцингера общее собрание Общества постановило назвать эту хижину Лейциигеровской. В том же году особого внимания заслуживали два восхождения на Эльбрус: группы Дубянского и восхождение Ройхеля на Казбек.
Кавказское Горное общество прилагало много усилий для улучшения существующих и прокладке новых колесных дорог в горах Центрального Кавказа. В числе этих мероприятий следует отметить ходатайство перед Министерством путей сообщения о проведении колесной дороги до ледника Азау и подножия Эльбруса, на что было впоследствии ассигновано 1000 рублей. В 1912 году правление Общества решило принять все меры, чтобы приобрести на правах долгосрочной аренды участок земли на горе Бермамыт для устройства там более благоустроенного приюта. В документах того периода можно прочесть, что «для продвижения этого вопроса Общество начало переговоры с уполномоченными Кабардинского народа и получило в конце концов предложение от присяжного поверенного Шaxaнова, состоящего уполномоченным Кабардинского народа и сопредельных племен, прислать на Бермамыт комиссию от Горного общества для отмежевания участка и предварительных переговоров об условиях аренды.
В августе 1912 года таковая комиссия в составе членов Правления: А. Я. Аболина,Г И. Раева и Ю. В. Фукса ездила на Бермамыт, где и был намечен желательный для Общества участок земли, нанесены тут же границы его прибывшим с господином Шахановым землемером и установлен размер арендной платы. Подробные условия и сам договор рассматривались затем на заседании Правления совместно с уполномоченным Кабардинского народа, присяжным поверенным Шахановым». Все эти документы впоследствии были утверждены Протоколом № 22 общего собрания Общества 13-го октября 1912 года.
Неоценимую и несравненно огромную роль в развитии альпинизма на Кавказе сыграло и Русское Горное общество. В отчетном докладе за 1913 г. говорилось, что «Идеи альпинизма захватывают у нас, в России, все более и более широкие массы, и интерес к горам с каждым годом возрастает. Особенно это сказывается на Кавказе, где организован «Главный Комитет поощрения туризма». Это Общество предполагало устроить гостиницу и завести своих проводников в районе Безенги, что значительно продвигало вперед развитие горного туризма и альпинизма в горах Центрального Кавказа. Этому способствовало строительство высокогорной хижины на ледниках Безенгийской стены, организация системы проводничества и выдача письменных удостоверений проводников из среды горцев Карачая и Балкарии.
Вместо заключения
В истории альпинизма и горного туризма тщетно искать экспедицию, отправляющуюся для покорения горных вершин или перевалов, которая, при этом, брала бы себе в проводники жителей степей или предгорий. Живым примером тому являются многократные экспедиции знаменитых альпинистов на Эверест и другие вершины, когда они вынуждены всегда искать себе проводников из местных жителей. И это несмотря на свой изрядный опыт горовосхождений, об этом же говорят горные восхождения и путешествия, о которых шла речь выше. Недаром даже знаменитые европейские альпинисты, везде возившие с собой опытных швейцарских горовосходителей, каждый раз, прибывая на Кавказ, всегда подбирали себе проводников из местных горцев - жителей подножий той или иной горы.
Хотя в Приэльбрусье в среде карачаевцев и балкарцев еще не сложилось письменно закрепленного общества проводников-профессионалов, мы с полным правом можем среди таковых называть имена горцев.
Для наглядности хочется привести следующую таблицу:
Приведенная таблица, по самым скромным подсчетам, показывающая 69 карачаевских и балкарских горных проводников, в т. ч. З6 из которых названы поименно, не может быть сколько-нибудь исчерпывающим списком или документом. Она построена лишь на тех скромных данных, оказавшихся возможными для автора этих строк. Дальнейшие поиски, безусловно, значительно дополнят число карачаево-6алкарских горовосходителей, способствовавших становлению и развитию отечественного альпинизма и горного туризма. Но столь же безусловно и то, что приведенные материалы красноречиво говорят о той неоценимой роли, которую сыграли горцы Карачая н Балкарии в успешном решении важнейших вопросов отечественной науки о Кавказе.
Информация о работе История Горного туризма и отечественного альпинизма