Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа
Тысячелетия назад человек научился использовать самородные металлы — медь, золото, метеоритное железо — для изготовления различных орудий труда. В отдаленные времена в древнем Египте были известны семь металлов—золото, серебро, медь, олово, свинец, железо, ртуть. Эти металлы по традиции, унаследованной от алхимиков, связывались с планетами солнечной системы и солнцем: Солнце — золото; Луна — серебро; Венера —медь, Марс —железо; Юпитер — олово; Сатурн — свинец; Меркурий — ртуть.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Методы выплавки стали………………………………………………………3
1.1. «Сыродутный» способ……………………………………………...…….6
1.2. Выплавка стали в кислородных конвертерах……...……………………6
1.3. Мартеновский способ…………………………………………………….7
1.4. Процесс получения синтетического чугуна в индукционных печах….7
2. Технология производства стали методом прямого восстановления железа8
2.1. Типы процессов ППЖ……………………………………………………10
2.2. Свойства готового продукта…………………………………………….13
2.3. Методы рафинирования расплава………………………………………16
3. Характеристика предприятия………………………………………………..17
4. Блок-схема производства стали……………………………………………..20
5. Приложение…………………………………………………………………..21
6. Список литературы…………………………………………………………..23
ВВЕДЕНИЕ
Тысячелетия назад человек научился использовать самородные металлы — медь, золото, метеоритное железо — для изготовления различных орудий труда. В отдаленные времена в древнем Египте были известны семь металлов—золото, серебро, медь, олово, свинец, железо, ртуть. Эти металлы по традиции, унаследованной от алхимиков, связывались с планетами солнечной системы и солнцем: Солнце — золото; Луна — серебро; Венера —медь, Марс —железо; Юпитер — олово; Сатурн — свинец; Меркурий — ртуть.
По мере развития человеческого общества число используемых металлов увеличивалось. В дальнейшем человечество перешло от ковки самородных меди и золота и железа метеоритного происхождения к получению железа из железных руд путем его восстановления в примитивных горнах. Так как в этом процессе применялось «сырое» дутье (неподогретый воздух), способ получил название сыродутного.
В дальнейшем увеличение размеров сыродутных горнов и мощности дутьевых средств сопровождалось восстановлением железа при более высоких температурах, которое науглероживалось и превращалось в жидкий чугун. Был найден способ передела чушкового чугуна в низкоуглеродистую сталь путем кричного процесса.
Значительное развитие металлургия России получила при Петре I, когда в первой трети XVIII в были построены 30 металлургических заводов, имеющих в своем составе доменные, кричные и кузнечные цехи.
До XIX в. доменные печи и кричные горны работали на дорогом и дефицитном древесном угле, использование которого приводило к уничтожению лесов в районах работы металлургических заводов. В конце XVIII в. в странах Западной Европы было запрещено использовать древесный уголь в металлургических процессах. Это привело к разработке новой технологии работы доменных печей на каменноугольном коксе и изобретению пудлингового процесса — получению тестообразного железа из чугуна на поду отражательных печей.
В 1855 г. англичанин Генри Бессемер разработал способ получения литой стали из жидкого чугуна в конвертере в течение 10—15 мин продувкой через него сжатого воздуха без затрат тепла. Возникновение этого процесса было обусловлено необходимостью производства большого количества жидкой стали для отливки артиллерийских стволов орудий и для строительства железных дорог. Бессемеровская сталь была значительно дешевле и более высокого качества, чем пудлинговая.
В 1864 г. французский инженер Пьер Мартен, применив принцип регенерации тепла, разработал новый способ получения жидкой стали на поду пламенных печей. Первая мартеновская печь с площадью пода 2,2 м2 была изготовлена из кислого огнеупорного материала, садка ее составляла 1,5 т. Мартеновский процесс может быть кислым (кислые шлаки) и основным (основные шлаки). В основных мартеновских печах удаляются из металла сера и фосфор. В России первая кислая мартеновская печь садкой 2,5 т на Сормовском заводе была построена инженером А. А. Износковым. Мартеновский процесс позволяет перерабатывать большое количество железо-стального лома.
Мартеновский процесс получил значительное распространение во всем мире. В конце XIX в. мартеновское производство стали быстро развивалось на Урале и Юге России. Большинство мартеновских печей имело садку 8— 15 т, в некоторых случаях 25—40 т. В 1917 г. в России работали 260 мартеновских печей, из них только пять печей имели садку 65—70 т.
В России производство черных металлов достигло расцвета во второй половине XVIII в., когда она занимала первое место в мире по производству чугуна и стали. Русское кровельное железо экспортировалось во многие страны и считалось лучшим в мире. Чугун выплавляли в доменных печах, сталь получали кричным способом.
Одновременно с возникновением основных сталеплавильных процессов (мартеновский, томасовский) в конце XIX в. появились первые дуговые электросталеплавильные печи, в которых можно было выплавлять сложные высоколегированные стали, содержащие в своем составе тугоплавкие элементы. Толчком к дальнейшему развитию послужило применение переменного тока. Первая трехфазная дуговая печь была установлена в Макеевке (Донбасс).
Первые опыты по применению технически чистого кислорода для продувки чугуна сверху были проведены в СССР инженером Н. И. Мозговым. Эти опыты в дальнейшем послужили основанием для разработки технологии выплавки стали в кислородных конвертерах, а сам процесс получил название кислородно-конвертерного. В 1952—1953 гг. первые кислородно-конвертерные цехи были введены в эксплуатацию в Австрии на заводе в Линце и Донавице (процесс ЛД).
В
СССР в 1954—1955 гг. были проведены обширные
опыты продувки чугуна кислородом сверху
в конвертерах садкой 8—15 т. На основе
результатов этих исследований были спроектированы
и сооружены первые кислородно-конвертерные
цехи в 1956 г. на заводе им. Петровского
(Днепропетровск) и в 1957 г. на Криворожском
металлургическом заводе. В дальнейшем
в СССР были построены кислородно-конвертерные
цехи садкой 100—400 т на металлургических
предприятиях Нижне-Тагильском, Мариупольском
им. Ильича, «Азовсталь», «Криворожсталь»,
Новолипецком, Енакиевском, Челябинском,
Череповецком, Западно-Сибирском, Карагандинском.
Выше было указано, что самым древним способом получения железа из руд являлся способ прямого восстановления, так называемый «сыродутный» способ. Он заключался в том, что в яму или небольшую печь загружались куски железной руды и древесный уголь. В процессе нагрева железо восстанавливалось из руды, выделяясь в виде губчатого железа, и при этом также образовывался шлак.
Получаемое губчатое железо поступало непосредственно для изготовления изделий. Однако «сыродутный» способ по причине своего технического несовершенства (большой расход топлива, малая производительность, большие потери железа и большая трудоёмкость) отошёл в историческое прошлое и уступил место другим, более совершенным и высокопроизводительным способам получения железа и стали.
В современной металлургии сталь выплавляют в кислородных конвертерах, мартеновских печах и электрических печах (электродуговых и индукционных). Для повышения качества стали применяют дополнительную внепечную ее обработку — рафинирование, вакуумирование, обработку синтетическим флюсом, электрошлаковый переплав и т.п.
Анализируя вышеуказанные методы выплавки стали, необходимо отметить преимущественный рост количества стали, выплавляемой в кислородных конвертерах. Этот метод имеет существенные достоинства перед другими: он более экономичен, так как топлива для передела чугуна в сталь не требуется, а все тепло берется от собственных, протекающих в шихте, реакций; так как шихта продувается кислородом и плавка идет под слоем флюса, сталь получается хорошего качества; метод обладает высокой производительностью. Один конвертер емкостью 250 т дает 1200 тыс. т стали в год, тогда как мартеновская печь вместимостью 500 т — около 400 тыс. т стали в год. В кислородном конвертере можно выплавлять низколегированные стали для листового и сортового проката труб, химического оборудования, для электротехнических целей и т.д. Однако более совершенным методом производства стали является ее выплавка в электропечах, позволяющих повышать температуру до 6000 °С. Это дает возможность получать стали с максимальным удалением вредных примесей (серы и фосфора) и с большим содержанием тугоплавких легирующих элементов. Недостаток метода — большая энергоемкость процесса, что повышает себестоимость стали.
Мартеновский способ выплавки стали отличается низкой производительностью, большими капитальными затратами, высокой себестоимостью стали. По этой причине мартеновские печи частично заменены на конвертеры, остальные — реконструированы в двухванные для улучшения технико-экономических показателей. В большинстве развитых стран этот метод выплавки стали вообще не применяется.
К
новым технологическим
Новый
технологический процесс
В настоящее время решение проблемы получения железа, минуя доменный процесс, в промышленных масштабах осуществляется в основном следующими способами:
1)
восстановление Fе из твердых
железорудных материалов
Fе2O3+ {С; СО; Н2; СН4}®Fе + (СО; С02; Н2O);
2)
восстановление железа в
(FеО) + {С; СО}®Fе + СО2;
3) получение из чистых железных руд карбида железа по реакции
3Fе2О3 + 5Н2 + 2СН4= 2Fе3C+ 9Н2О.
Процесс протекает при температуре ~600 °С и давлении ~4 атм (0,4 МПа). Получаемые зерна (0,1-1,0 мм) содержат >90 % Fе3С.
Способы повышения содержания железа в железорудных материалах получили название процессов металлизации. Получаемый продукт называют металлизованным. Под степенью металлизации обычно понимают процентное содержание железа в продукте.
По назначению металлизованные продукты обычно делят на три группы в зависимости от степени металлизации:
1) до 85 % Fе — продукт используют в качестве шихты доменной
плавки;
2) 85—95 % Fе — продукт используют в качестве шихты при выплавке
стали;
3)
>98 % Fе — продукт используют
для производства железного
Для восстановления оксидов железа в качестве восстановителя обычно используют или уголь (твердый восстановитель), или природный газ (газообразный восстановитель). При этом предпочтительно использование не «сырого» природного газа, а горячих восстановительных газов, так как при этом не затрачивается тепло на диссоциацию углеводородов, а приход тепла определяется нагревом восстановительных газов.
Восстановительные газы получают конверсией газообразных углеводородов либо газификацией твердого топлива. Конверсия природного газа может быть:
кислородной (воздушной)
СН4 + 1/2О2 = СО + 2Н2 + Q,
паровой
СН4 + H2O = СО + 3Н2 - Q,
углекислотной
СН4 + СО2 = 2СО + 2Н2- Q.
В случае паровой и углекислотной конверсии для протекания реакции требуются затраты тепла. Конверсию осуществляют в специальных аппаратах с использованием катализаторов.
Газификация твердого топлива осуществляется по следующим реакциям:
С + 1/2О2 = СО + Q,
С + Н2O = СО + Н2 - Q,
С + СО2 = 2СО - Q.
В настоящее время в мире работает много установок прямого восстановления, главным образом в странах, располагающих дешевым сырьем (Индия, Мексика, Венесуэла, ЮАР).
Информация о работе Экономические основы технологии изготовления керамзита