Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:53, реферат
Роль государства в наследственных отношениях неоднократно изменялась на различных этапах развития государства. Если наследство не принято ни одним наследником как по завещанию, так и по закону, оно становится выморочным. В древнейшем праве такое имущество считалось ничьим и могло быть захвачено каждым желающим. Начиная с эпохи принципата, выморочное имущество передавалось государству; в период абсолютной монархии городская курия, церковь, монастырь и т. д. получили преимущественное право на получение выморочного наследства после лиц, принадлежавших к этим организациям. Еще в Древнем Риме, откуда и пришел институт выморочного имущества, император Август определил, что всякое выморочное имущество поступает в казну.
Таким образом, в случаях, когда в состав имущества входят не только движимые вещи, но и недвижимость, расположенная за рубежом, причем статусом наследования выступает иностранное право (если наследодатель проживал в момент смерти за пределами Российской Федерации), в силу положений ст.1224 ГК РФ не исключены такие последствия, как фактическое раздробление наследства и дифференциация правовых режимов наследования, поскольку решающим для недвижимости будет закон места нахождения вещи, а переход права собственности на движимые имущество будет регламентироваться правом страны, где наследодатель имел последнее место жительства. В результате, если применимым к выморочному имуществу законом будет выступать российское право, квалификация, на каком титуле переходит к государству право собственности на имущество, должна осуществляться по ст.1151 ГК РФ, содержащей материальную норму о наследовании по закону. К переходу же прав на недвижимое имущество будет применяться закон того государства (а следовательно, и имеющаяся в нем квалификация), на территории которого находится недвижимая вещь. Различным будет и определение места открытия наследства для движимых и недвижимых вещей, подчиняющихся разным правопорядкам.
Отечественная доктрина, отстаивая в свое время приобретение государством права собственности на имущество на основе института наследования, подчеркивала наличие в нем некоторых характерных признаков.
Отмечалось, в частности, что такой переход:
- происходит в результате смерти лица;
- распространяется на все имущество как на единое целое (универсальный характер преемства);
- связывается с ответственностью по долгам, «обременяющим наследство»;
- считается совершившимся в момент открытия наследства.
Как видно из вышеизложенного, в современных условиях многое из того, что было принципиальным ранее, не сохранило своей правовой «чистоты». Это касается, прежде всего, отхода от принципа регулирования наследства как единого комплекса на основе одного применяемого правопорядка. Ныне последовало обусловленное требованиями хозяйственного оборота правило о разъединении режимов регулирования в зависимости от наследуемой вещи - движимой или недвижимой.
Статья 1151 и ст.1116 ГК трактуют приобретение
выморочного имущества
Субъектом права наследования выморочного имущества является исключительно Российская Федерация. Это означает невозможность наследования выморочного имущества гражданами, юридическими лицами и муниципальными образованиями, не являющимися наследниками по закону или завещанию.
Субъектом наследования выморочного имущества признано государство в лице Российской Федерации. Заметим, что в проекте части третьей Гражданского кодекса 1999 г. вопрос о субъекте наследования выморочного имущества был решен иначе: по общему правилу выморочное наследство должно было переходить в собственность муниципальных образований по месту открытия наследства; в порядке исключения, в частности, если оно находилось за пределами Российской Федерации, - в собственность Российской Федерации.
Выбор единственного наследника в лице Российской Федерации при наследовании выморочного имущества обусловлен конституционным принципом государственной целостности Российской Федерации (ст.5 Конституции РФ) и принципом гражданства Российской Федерации, устанавливающего государственно-правовую связь каждого гражданина России с Российской Федерацией как единым государством (ст.6 Конституции). С учетом норм международного частного права, это законодательное решение имеет существенное значение также для определения судьбы выморочного наследства, осложненного иностранным элементом. Кроме того, оно отвечает более высокому, государственно-правовому уровню наследования выморочного имущества, сохраняя правило о наследовании выморочного имущества государством, а не муниципальным образованием, которое не относится к публично-властным образованиям государственного уровня.
Наследование государством выморочного
имущества по своей сути не противостоит
приобретению имущества публично-властными
образованиями в порядке
Содержание принадлежащего государству права на наследование выморочного имущества существенно отличается от права наследования, возникающего по иным основаниям у наследников по закону или по завещанию.
Рассмотрим основные особенности положения Российской Федерации в области наследования выморочного имущества.
Первая особенность положения Российской Федерации в области наследования обусловлена тем, что она здесь выступает в двоякой роли. С одной стороны, Конституция возлагает не нее роль гаранта права наследования. В Постановлении Конституционного Суда РФ №1-П сказано, что Конституция обеспечивает «гарантированный государством» переход имущества, принадлежавшего умершему, к другим лицам. Это - конституционная обязанность Российской Федерации.
С другой стороны, раздел V ГК признает Российскую Федерацию наследником, устанавливая, в частности, что получение ею выморочного имущества является наследованием по закону. В этих случаях государство выступает как наследник по закону. В таком качестве уже гражданский закон наделяет государство определенными правами и возлагает на него известные обязанности.
Соответственно, к выморочному имуществу как к разновидности наследства, хотя и переходящего к Российской Федерации, применяются общие правила наследственного права, касающиеся наследства. В частности, за счет выморочного имущества подлежат возмещению необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места погребения наследодателя, расходы на охрану наследства и управление им (в пределах стоимости выморочного наследства) (п. 1 ст. 1174 ГК). Требования о возмещении этих расходов могут быть предъявлены к Российской Федерации, поскольку она является наследником выморочного имущества (п. 2 ст. 1174 ГК). При этом в первую очередь подлежат возмещению расходы, вызванные болезнью и похоронами наследодателя, во вторую - расходы на охрану наследства и управление им. Эти расходы возмещаются Российской Федерацией, как и любым иным наследником, до уплаты долгов кредиторам наследодателя (п. 2 ст. 1474 ГК).
На требования кредиторов наследодателя,
предъявляемые в том числе
и к Российской Федерации как
к наследнику выморочного имущества,
распространяется правило о том,
что срок исковой давности, установленный
для соответствующих
Особое внимание необходимо уделить вопросу о применении к Российской Федерации нормы, согласно которой "наследство может быть принято наследником по истечении срока, установленного для его принятия, без обращения в суд при условии согласия в письменной форме всех остальных наследников, принявших наследство" (п. 2 ст. 1155 ГК). Эта статья предоставляет наследникам право, имеющее важное значение, а именно: дать такое согласие или отказать в нем. Поскольку Российская Федерация приобретает выморочное имущество в порядке наследования, норма п. 2 ст. 1155 ГК применяется также и к ней. Следовательно, гражданский закон наделяет и Российскую Федерацию указанным правом.
Однако осуществление этого права разными лицами регулируется по-разному. Если наследники осуществляют это право свободно, в соответствии с общим положением, что "граждане (физические лица) и юридические лица: осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе" (п. 2 ст. 1 ГК), то действия Российской Федерации регулируются прежде всего Конституцией, а не только ГК. Конституция провозглашает свободу наследования. По выводу, содержащемуся в Постановлении Конституционного Суда РФ N 1-П, эта свобода в качестве одного из двух правомочий включает право наследников на получение имущества. Конституционный Суд РФ установил, что существует "гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам)".
Поскольку обязанность гарантировать переход имущества умершего к другим лицам возложена на Российскую Федерацию Конституцией, обладающей высшей юридической силой, гражданский закон, установивший, что пропуск срока на принятие наследства ведет к утрате прав наследования, не ограничивает действие конституционной гарантии.
Российская Федерация обязана осуществлять свои права, предоставленные ей разделом V ГК, как гарант свободы наследования, а не так, как это делают граждане и юридические лица, т.е. в своем интересе. В частности, в том случае, если имущество стало выморочным по той причине, что наследник пропустил срок на принятие наследства, Российская Федерация конституционно обязана дать наследнику, пропустившему срок на принятие наследства, свое согласие на принятие наследства после истечения этого срока независимо от его просьбы, поскольку соблюдение прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст. 2 Конституции).
Третья особенность Российской Федерации как наследника по закону выморочного имущества состоит в том, что она наделена статусом, в некоторых отношениях отличающимся от положения других наследников по закону.
Прежде всего, Российская Федерация, выступающая в качестве наследника выморочного имущества, не должна принимать наследство: "Для приобретения выморочного имущества: принятие наследства не требуется" (п. 1 ст. 1152 ГК).
Соответственно, на Российскую Федерацию, выступающую в указанной выше роли, не распространяются правила о принятии наследства. В частности, если бы Российская Федерация даже и совершила действия, которые в соответствии с законом свидетельствуют о фактическом принятии наследства, такие действия не порождали бы последствия, предусмотренного п. 2 ст. 1153 ГК, а именно презумпции принятия наследства. Равным образом, к ней в связи с выморочным имуществом не применяются правила о сроке на принятие наследства (ст. 1154 ГК), а также нормы, предусматривающие принятие наследства после истечения установленного срока (п. 1 и 3 ст. 1155 ГК).
Нормы, допускающие наследственную трансмиссию (ст. 1156 ГК), не применяются при наследовании выморочного имущества.
Еще одно существенное отличие в положении Российской Федерации как наследника по закону выморочного имущества касается отказа от наследства. ГК устанавливает, что "наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц: или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества" (п. 1 ст. 1157). Когда Российская Федерация становится наследником по закону выморочного имущества, ГК ее такого права лишает: "При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается" (п. 1 ст. 1157). По этой причине не применяются также нормы о способах и сроках отказа от наследства (п. 2 ст. 1157, 1159 ГК).
Лишая Российскую Федерацию права на отказ от выморочного имущества, гражданский закон сделал вывод из принципиальных положений Конституции, которые исключают возможность существования у государства как приобретателя названного имущества каких-либо оснований для отказа от него.
На сегодняшний день действующим
актом в рассматриваемой