Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:27, курсовая работа
Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству, (что отличало советскую модель) ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Асимметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны.
Введение.
Особенности становления федерализма в России.
Органы законодательной власти.
Система и структура органов исполнительной власти в РФ.
Судебная власть.
Взаимодействие ветвей государственной власти.
Проблемы Российского федерализма.
Заключение.
Использованные источники.
Региональная политика РФ построена на новых принципах. Она нацелена на повышение благосостояния граждан и осуществляется не приказами, а мерами по стимулированию или сдерживанию различных общественных процессов в зависимости от того, какие из них сочтены полезными для общества, а какие — нежелательными.
Основная цель региональной политики — поддержание и утверждение социальной справедливости. Что же касается чисто экономических региональных проблем, то их предлагается решать через рынок. Это новое дело, и отладка региональной политики идет непросто, требуя постоянного и пристального внимания государственных органов.
Требуются официальные документы, конкретные меры воздействия на определенные территории, конкретные программы региональной деятельности государства. Эта деятельность многообразна, но в ней выделяются три главных направления: 1) помощь «проблемным» территориям (в том числе депрессивным районам), к числу которых можно отнести и Крайний Север, и Дальний Восток, и Северный Кавказ, многие приграничные районы; 2) развитие средств коммуникации и 3) разработка федеральных программ регионального развития России.
«Проблемные» территории, прежде всего депрессивные и слаборазвитые, должны получать помощь государства. Важно, чтобы жители каждого уголка России были уверены, что страна придет к ним на помощь, если они окажутся в беде.
Эта помощь должна преодолевать кризис за счет структурной перестройки хозяйства, переобучения рабочей силы, модернизации инфраструктуры, помощи желающим переехать в другие регионы и т. д. При этом к числу «проблемных» территорий могут быть причислены не только субъекты Федерации, но и отдельные их части, а если такие части разных субъектов соседствуют друг с другом, то из них могут создаваться единые федеральные округа для непосредственного оказания федеральной помощи.
В качестве примера проблемного региона можно привести Северный Кавказ.
Как отмечал Президент России В.В. Путин, выступая 13 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительства РФ вскоре после крайне жестокого и масштабного акта международного терроризма в г. Беслане 1 сентября 2004 г.68, на Северном Кавказе сложилось плачевное социально-экономическое положение, «он недопустимо отстает по уровню жизни от других российских территорий. Достаточно сказать, что уровень безработицы здесь в разы выше, чем в среднем по России. А в таких республиках, как Ингушетия, Чечня, Дагестан, она носит поистине массовый ха- рактер. Показатели среднедушевых доходов за месяц в Южном федеральном округе в полтора раза ниже, чем в среднем по стране. А, например, в Ингушетии почти в четыре раза. И практически во всех республиках Северного Кавказа крайне высокие показатели детской смертности.
Виновны в таком положении органы исполнительной власти. Мы не вправе забывать: Северный Кавказ - это важнейший стратегический регион России. И сейчас он одновременно является и жертвой кровавого, террора, и плацдармом для его воспроизводства.
Именно здесь идеологи международного терроризма - действуют особенно активно. Причем они откровенно и нагло используют в своих преступлениях и в своих преступных планах имеющиеся недоработки в социально-экономической политике»69.
При
этом В.В. Путин отмечает, что « ...
корни террора лежат И в
сохраняющейся в регионе
Все более настоятельными становятся разработка и реализация федеральных программ развития российских регионов. В них должна быть отражена точка зрения федеральной власти на то, какое направление в развитии данного района отвечает интересам страны в целом, какое направление государство будет поддерживать своими субсидиями, льготами и другими мерами. Такие ~. программы должны быть лоцманами государственной политики.
Новые программы будут нацелены на среднесрочную перспективу (10—12 лет) и рассчитаны на то, что государственные инвестиции привлекут в 4-5 раз больше частных отечественных или иностранных капиталовложений, чтобы на государственный бюджет ложилось не более четверти будущих расходов по осуществлению программ. Примером могут служить программа развития Дальнего Востока, рассчитанная на гигантские инвестиции - около 370 трлн руб. на десятилетнюю перспективу, программа развития Северного Кавказа, в целом Юга России.
Но дело не только в инвестициях. Ключевая проблема - создание в регионе особо благоприятного инвестиционного климата, а в этом решающая роль принадлежит государственному регулированию. Здесь многое зависит от субъектов Федерации, межрегиональных ассоциаций и муниципальных властей. Именно местная инициатива должна сдвинуть дело с мертвой точки.
В то же время федеральные власти все более понимают, что резкие различия между регионами по уровню развития и благосостояния населения расшатывают экономическое и социально-политическое единство страны, и рассматривают региональную политику в числе главных направлений своей политической деятельности.
Сохранение и развитие России как федеративного государства во многом зависит от эффективной национальной политики, реализуемой в стране. В начале 90-х гг. России досталось в наследство множество проблем прежней советской национальной политики. К ним добавились и новые, порожденные распадом тоталитарного государства. Это были реальные угрозы шовинизма, сепаратизма, межнациональных конфликтов, политического национализма, разрушительных волн миграции и многие другие.
Фактически перед Россией в начале 90-х гг. стояла реальная угроза насильственного отторжения от нее ряда республик, ведущего к неминуемым кровавым конфликтам. Проявленные федеральной властью готовность к политическому компромиссу и решительность в пресечении экстремистских действий позволили резко снизить межнациональную напряженность и укрепить целостность Российской Федерации.
С конца 1993 г. в большинстве республик наблюдалось значительное ослабление национал-сепаратистских настроений. Свидетельством этого являются провал сепаратистских сил на местных выборах в подавляющем большинстве республик и факт проведения выборов в Государственную Думу в 1995, 1999 и в 2003 гг. во всех без исключения субъектах Федерации.
В целях достижения межнационального согласия и возрождения национальной самобытности всех народов России федеральные власти реализуют следующие принципы:
Для современного государственного строительства России все более характерным становится учет того, что самоорганизация этнических общностей, не имеющих своих национально-территориальных образований на территории Российской Федерации или проживающих за пределами таких образований, возможна в форме национально-культурных автономий. Соединение национально-культурной автономии с механизмами местного самоуправления позволит ввести в современную жизнь традиционные формы самоорганизации (казачье, земское, горское и другое самоуправление). Сохранение и укрепление федеративного государства напрямую зависит от национального самочувствия русских. Это не означает курса на создание «Русского государства» или «Русской республики» в составе Российской Федерации. В России русские составляют абсолютное большинство населения, им не грозят ассимиляция, забвение родного языка, утрата национальной самобытности.
Однако федеральное руководство принимает меры к тому, чтобы русским были обеспечены:
- национальный паритет с другими национальностями на территории всех субъектов Федерации, в том числе и равенство в использовании родного языка в официальных от ношениях, общественной и культурной жизни;
- право на этнокультурную самоорганизацию путем создания регионально-культурных ассоциаций, землячеств на территориях, где русские находятся в меньшинстве;
- государственная поддержка программ возрождения регионального многообразия русской национальной культуры, в том числе культуры русских переселенцев.
Необходимы также принятие законов и разработка государственных программ, направленных на сохранение и развитие культур национальных меньшинств и малочисленных народов России, особенно в регионах Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа.
Должна быть восстановлена справедливость в отношении народов, подвергшихся репрессиям. Правовое решение этой проблемы требует учета исторической реальности, интересов других сообществ и может быть достигнуто только на основе переговоров между всеми заинтересованными сторонами.
Завершая рассмотрение проблем современного федерализма, следует отметить, что выделяются прежде всего следующие главные задачи развития федерализма на ближайшие годы:
Таким образом, при принятии Конституции России в 1993 г. Федеративная государственность рассматривалась как достойная цель, на которую следует много и кропотливо работать. В начале 90-х Центр многое отдал на откуп регионам. Это была сознательная, хотя отчасти и вынужденная политика. Но она помогла руководству России добиться главного — удержать Федерацию в ее границах.
Однако уже скоро власти некоторых субъектов Федерации начали испытывать прочность центральной власти, а органы местного самоуправления также стали перетягивать на себя полномочия, в основном полномочия субъектов Федерации. Все уровни власти оказались поражены этой болезнью.
Особенно сложным примером нерешенных федеративных проблем является Чеченская Республика. Ситуация здесь осложнилась до такой степени, что ее территория стала плацдармом для экспансии в Россию международного терроризма. Исходной причиной этого также стало отсутствие государственного единства. Чечня 1999 и 2004 гг. напомнила о ранее совершенных ошибках. И лишь контртеррористическая операция смогла отвести угрозу распада России, профессиональные военные помогли сохранить достоинство и целостность государства.
В своем обращении к народу 4 сентября 2004 г. Президент России В.В. Путин, характеризуя ситуацию в стране, говорил:
«Мы живем в условиях, сложившихся после распада огромного, великого государства. Государства, которое оказалось нежизнеспособным в условиях быстро меняющегося мира. Но, несмотря на все трудности, нам удалось сохранить ядро этого гиганта — Советского Союза. И мы назвали новую страну Российской Федерацией. Мы все ожидали перемен. Перемен к лучшему. Но ко многому, что изменилось в нашей жизни, оказались абсолютно не подготовленными. Почему? Мы живем в условиях переходной экономики и не соответствующей состоянию и уровню развития общества политической системы. Мы живем в условиях обострившихся внутренних конфликтов и межэтнических противоречий, которые раньше жестко подавлялись господствующей идеологией. Мы перестали уделять должное внимание вопросам обороны и безопасности, позволили коррупции поразить судебную и правоохранительную сферы.
... Нужно признать, что мы не проявили понимания сложности и опасности процессов, происходящих в своей собственной стране и в мире. Во всяком случае, не смогли на них адекватно среагировать».
В
России предстоит еще немало сделать,
чтобы создать такое федеративное устройство,
которое обеспечит действительную прочность
и незыблемость единства и территориальной
целостности страны
Информация о работе Современная конституционная модель Российского федерализма