Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:47, контрольная работа
В хаосе Октябрьской революции, а потом и Гражданской войны не было определенной действующей систематики правовых норм. Поэтому после Гражданской войны правовое регулирование общественных отношений основывалось на сознании человека (а точнее - масс), или, другими словами на революционном правосознании. Так оно нашло отражение в новых декретах о судах 1917 – 1918 гг., где, как, например, в ст. 5 «Декрета о суде» говорится об однозначности «революционной совести» и «революционном правосознании», в дальнейших декретах они синтезируются в «социалистическое правосознание».1
1. Необходимость кодификации советского права в 1920е годы…………….. 2
2. Проблемы укрепления революционной законности и правовых гарантий злоупотреблений НЭПом………………………………………………………... 3
3. Разработка и принятие ГК РСФСР 1922…………………………………….. 5
4. Особенности гражданского права по ГК1922 г……………………………... 6
5. Заключение.
Значение ГК 1922 г……………………………………………………………….
10
Список использованной литературы…………………………………………… 12
Контрольная работа по предмету
«История государства и права России»
Студентки первого курса 7-ой группы заочного отделения ОИ МГЮА (ИЦП)
Добрыниной Натальи Анатольевны
вариант
10
Домашний адрес: 460040, г. Оренбург,
Пр.
Гагарина, д. 23а, кв.45.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Необходимость кодификации советского права в 1920е годы…………….. | 2 |
2. Проблемы
укрепления революционной |
3 |
3. Разработка
и принятие ГК РСФСР 1922……………… |
5 |
4. Особенности гражданского права по ГК1922 г……………………………... | 6 |
5. Заключение.
Значение ГК 1922 г………………………………………………………………. |
10 |
Список использованной литературы…………………………………………… | 12 |
НЕОБХОДИМОСТЬ
КОДИФИКАЦИИ СОВЕТСКОГО ПРАВА
В хаосе Октябрьской революции, а потом и Гражданской войны не было определенной действующей систематики правовых норм. Поэтому после Гражданской войны правовое регулирование общественных отношений основывалось на сознании человека (а точнее - масс), или, другими словами на революционном правосознании. Так оно нашло отражение в новых декретах о судах 1917 – 1918 гг., где, как, например, в ст. 5 «Декрета о суде» говорится об однозначности «революционной совести» и «революционном правосознании», в дальнейших декретах они синтезируются в «социалистическое правосознание».1
Но декреты не являлись основным документом правового регулирования. Скорее всего, правоведы того периода основывались на судебных решениях, принятых в ходе судебного процесса на основе, в некоторых случаях, этих декретов. Но все же правосознание сохраняло свои позиции как ведущий принцип правотворчества. Исходя из этого принципа, создавались отрасли права, отвечавшие тем требованиям, которые признавались «верховными органами пролетарской диктатуры»2. Поэтому кодификация права рассматривалась в то время, как способ достижения цели, которой являлся правопорядок в понимании «пролетарской диктатуры»; правопорядок – это комплекс правил, подчиненных целому. Поэтому законодательство рассматривалось большевиками не что иное, как плановая политика: «дальнейшая разработка правовых норм должна идти строго по определенному плану»3.
Новая
экономическая политика в производстве
и торговле создавала совсем иную
ситуацию сравнительно с периодом продразверстки,
военного коммунизма. Нормативные документы,
рассредоточенные в декретах и постановлениях
правительства, затрудняли оперативное
регулирование отношений. Возникали и
противоречия, например, ограничения на
куплю-продажу периода военного коммунизма
снимались в период НЭПа; в то же время
наличие государственного уклада, поддерживаемого
правительством, вносило свои особенности
в возникающие производственные отношения.
Возникала настоятельная потребность
в систематизированном законодательном
документе, который регулировал бы гражданско-правовые
отношения.
ПРОБЛЕМЫ
УКРЕПЛЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ
И ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
НЭПОМ.
Новая экономическая политика была введена для того, чтобы сбить нарастающий кризис в экономической сфере, а так как экономическое положение страны лежит в основе популярности установившегося на тот момент политического режима, это может пошатнуть популярность РКП(б). Политика, на которую так рассчитывали большевики (политика «военного коммунизма»), заходит в тупик; рост повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, рост басмаческих движений в Туркестане и т.д. Исходя из того, что повстанческое движение составляло в большей мере крестьяне, а также исходя из того, управление распределением ресурсов производимых городом и деревней (продразверстка) было неправильно построено, можно предположить, что нарастающий кризис был вызван частичным разрывом отношений между городом и деревней в экономическом плане. Требовалась политика, которая нормализовала бы эти отношения. Власть большевиков решилась, хоть и не в полном составе, на новый метод управления экономикой страны – на основе рыночных отношениях. Однако следует заметить, что преобразования во всей стране затронули только экономику - политическое лоно оставалось прежним - углублялся процесс огосударствления РКП(б), ее диктатура оставалась незыблемой.
Важную роль в дискуссиях по юридическим вопросам в период НЭПа занимала концепция "революционной законности", возникшая в 1921-1922 гг. Она была идеологической основой для перехода от "революционного правосознания" к нормальной правовой системе со стабильными юридическими гарантиями, без которых был невозможен НЭП и частная хозяйственная деятельность. В результате этих дискуссий резко возросла роль прокурора как стража революционной законности (эпитет "революционная" был вскоре тихо забыт).
В середине 20-х годов возникла волна культа законности в связи с лозунгом "Лицом к деревне!" и кампанией по "Оживлению Советов", которые означали установление правовых гарантий для состоятельного крестьянина - главной фигуры в восстановлении хозяйства. Другой стороной лозунга законности было стремление ограничить произвол (хотя бы даже и революционный) работников госаппарата, упорядочить и сделать более эффективной систему власти. Упущения, ошибки, волокиту стали трактовать как "беззаконие". Здесь также расширились функции прокуратуры.
Хотя неясность понятия "революционная законность" позволяла в течение всего периода НЭПа придавать ему разные оттенки для использования в политической борьбе, в целом связанные с ним дискуссии стимулировали развитие правового обеспечения.
С лета 1921 г. государство начинает осуществлять меры по денационализации. Создавались гарантии для вновь приобретенных прав, но запрещалось восстановление отмененных в ходе революции имущественных прав. Закон и судебная практика признавали длительное фактическое владение имуществом более "законным", чем ссылка бывших собственников на их право собственности. Вместе с тем владение не рассматривалось как источник права собственности. Закон ограничивал объем и размеры права частной собственности. Домовладение, полученное по наследству, не могло отчуждаться, им можно было только пользоваться (до 1923 г.); пользование домовладением также ограничивалась законом. Многие объекты были изъяты из гражданского оборота (земля, леса, крупные предприятия и др.)
Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета от 21 марта 1921 года «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» подводил итоги реформам периода военного коммунизма и формировал основы новой экономической политики. Жесткий государственный контроль за производством и потреблением различных видов продукции был тормозом в развитии экономики страны. Становился актуальным лозунг «учиться торговать по-европейски». Крестьяне после того, как часть произведенной продукции отдавали государству в форме налога, оставшуюся часть могли оставить у себя для своих собственных потребностей, а также получали право обменивать ее на предметы фабрично-заводского производства. В новых условиях им давали возможность свободно продавать излишки продукции и покупать то, что необходимо для ведения хозяйства. Предметом купли-продажи могли быть лошади, сельхозинвентарь сельхозпродукты, предметы фабрично-заводского производства. Возрастала роль денег как посредника между покупателем и продавцом.4
Регулировался
нормативными документами и
РАЗРАБОТКА
И ПРИНЯТИЕ ГК РСФСР 1922 г.
За прошедшие со времени революции годы накопился значительный нормативный материал. В РСФСР к концу 1922 г. было более 4 тысяч опубликованных в Собрании Узаконений нормативных актов. Чтобы сделать эти нормы доступными, следовало их систематизировать, ликвидировать пробелы, противоречия. Встала грандиозная задача по кодификации норм советского права. Эта работа была проведена в основном за 1922 -1923 годы.
Работу
над разработкой кодекса
В августе был подготовлен Кодекс законов об обязательствах, вытекающих из договоров. Кодекс опирался на предоставление широких свобод буржуазным отношениям, что явно не устраивало Ленина, обосновывающего более активное вмешательство государства в частноправовые отношения. Замечания вождя большевиков были полностью учтены при разработке ГК РСФСР.
В период работы над проектом Гражданского кодекса ВЦИК 22 мая 1922 года принял декрет об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР и охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР.6
Декрет об основных имущественных правах ставил перед создателями Гражданского кодекса ориентиры при разработке многих его разделов, определял пределы развития частного сектора экономики и контроля над этим развитием со стороны государства.
Четвертая
сессия Всероссийского Центрального исполнительного
комитета девятого созыва 31 октября 1922
года приняла Гражданский кодекс РСФСР,
который вводился в действие с 1 января
1923 года7.
ОСОБЕННОСТИ
ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ПО ГК1922 г.
ГК 1923 г. исходил из наличия многоукладной экономики и товарно-денежных отношений, но он явно отдавал предпочтение социалистическому укладу, расширяя вмешательство государства в имущественные отношения, и вводил статьи, направленные, как считалось, против злоупотребления НЭПом. Кодекс состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательное право, наследственное право. Он был одним из самых больших кодексов не только по количеству статей (435), но и по кругу регулируемых отношений. Это и понятно, ибо ГК затрагивал наиболее сложные и массовые правоотношения – личные и имущественные.
Законодатели
различали две категории
Гражданская правоспособность физических лиц определялась Гражданским кодексом теми задачами, которое ставило перед собой государство. А.Г. Гойхбарг, говоря об особенностях кодекса переходного времени, выделял такую особенность, как охрана интересов государства от злоупотреблений частных лиц8. Но, учитывая курс, взятый на развитие рыночных отношений, определялась одна из задач Гражданского кодекса - правовое регулирование деятельности частных лиц. Статья 6 кодекса говорит о возможности ограничения гражданской правоспособности, не только по приговору суда.9 В законодательном порядке государство могло лишить отдельных граждан гражданской правоспособности. Например, лица, объявленные вне закона, правоспособностью не обладали, поскольку закон их не защищал10.
По Гражданскому кодексу гражданская правоспособность имела и ограничения. Она касалась только имущественных прав. А личные неимущественные права не охранялись этим законом. Это, прежде всего, относится к охране нематериальных благ11.
Гражданским кодексом более четко определяется круг юридических лиц; наряду с государственными предприятиями, учреждениями и организациями закон говорит и о частных юридических лицах. Позднее подзаконными актами круг юридических лиц конкретизируется, дополняется. Состав членов предопределял деление юридических лиц: на государственные, к которым относились местные советы, государственные предприятия, тресты, синдикаты; на частные - товарищества, акционерные общества; на смешанные - при участии частного и государственного капиталов; на общественно-партийные, профсоюзные организации, а позднее и колхозно-кооперативные предприятия.
Юридические лица в зависимости от устройства и целей делились на товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, тресты, комбинаты, синдикаты, земледельческие общества, организации и учреждения12. В кодексе указываются и признаки юридического лица. Юридическое лицо должно иметь Устав или Положение. Товарищества и акционерные общества были юридическими лицами, создание которых оформлялось договорами. В кодексе констатировалось, что юридические лица должны действовать для достижения целей, изложенных в Уставе. В случае отклонения от требований Устава существование юридического лица могло быть прекращено соответствующим органом государственной власти.
Информация о работе Контрольная работа по «Истории государства и права России»