Кодификации Юстиниана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:17, контрольная работа

Краткое описание

На относительно раннем этапе своего исторического развития юридическая техника и в целом культура римского права обнаружили потребность к обобщению и унификации источников права и вытекающих из них правовых норм. В конце II — начале III вв. юристом Папирием Юстом был составлен систематический сборник постановлений императора Марка Аврелия в 20 книгах. Примерно в то же время другой известный юрист — Юлий Павел — свел воедино все к тому времени обнародованные декреты императоров. В начале IV в. был составлен Кодекс Григориана, в котором обобщались конституции императоров за 196—295 гг. Кодекс состоял из 14 книг, подразделявшихся на титулы, и включал, что было главным, подлинные и полные тексты прежних актов.

Несколько позднее был составлен еще один аналогичный Кодекс Гермогениана, служивший как бы продолжением предыдущего, охватывая постановления за 291—365 гг. Но и тот, и другой были частными кодификациями, правда, получившими официальное признание.

Содержимое работы - 1 файл

Римское Право.docx

— 45.02 Кб (Скачать файл)

     Работа  велась параллельно в трёх подкомиссиях, где извлечённые фрагменты сразу  группировались по титулам, и лишь на втором этапе из трёх кип выдержек формировался каждый титул компиляции. Затем сделанные каждой подкомиссией выдержки сводились воедино в  общих заседаниях. Многие одноимённые  труды читались параллельно внутри подкомиссий.

     Единство  состава титулов отражает относительно равное внимание ко всем имеющимся  авторам, в соответствии с указанием  императора и уважение к классическому  наследию в целом. Несмотря на то, что  издание Дигест обрекло на исчезновение оригиналы классических сочинений, именно инициатива Юстиниана сохранила  для нас то, что ещё было можно  сохранить.

     Создавая  Дигесты, компиляторы имели своей  задачей не просто собрать цитаты из сочинений юристов и расположить  их в известном порядке, а сделать  из них действующий Свод Законов. Между тем в сочинениях юристов  они встречали и разногласия  их между собой, и много такого, что ко времени Юстиниана уже устарело. Компиляторы должны были поэтому сглаживать разногласия и заменять устаревшее новым. Такие изменения комиссия производила, основываясь на предоставленном ей праве устранять всё ненужное и устаревшее по конституции Юстиниана 530 г.: «Если вы найдёте в старых законах или конституциях что-либо ненужное и устаревшее,...вы должны исправить и навести порядок; что вы выберете и поместите, то и будет считаться правдивым и хорошим и вроде бы написанным с самого начала...» Для этого члены комиссии нередко прибегали к различным изменениям и вставкам в цитируемом тексте. Эти изменения носят наименование emblema Triboniani или интерполяции. Камими-либо внешними знаками они не отмечены, но всестороннее изучение Corpus Juris Civilis обнаружило и продолжает обнаруживать их в большом количестве.

     Поскольку к VI в. н.э. многие обряды, термины и  даже целые институты устарели, кодификаторы заменяли их современными. Например, стоявшее в подлиннике у Ульпиана слово «mancipio» заменено в юстиниановских Дигестах выражением «per traditionem»: ко времени Юстиниана формальная сделка передачи права собственности (mancipium, mancipatio) уже отпала, вследствие чего компиляторы заменили её бесформальной traditio. Или ещё составители Дигест заменили словосочетание «волей народа» («populi auctoritate») на «волей принцепса» («principis auctoritate») из 1-ой книги Институций Гая: в VI в. н.э. о власти народного собрания давно забыли; власть была в руках императора, и, чтобы перевести текст в соответствие с современным положением, кодификаторы и прибегли к интерполяциям. Они заменяли многие термины на другие: «mancipio» на «traditio», «fiducia» на «pignus», «cretio» на «aditio», «sponsor» на «fideiussor», – но этим списком практически и исчерпывается их сознательное вмешательство в текст классика. Чаще они предпочитали сохранить текст, нежели производить замены, или отказывались воспроизводить текст вовсе.

     Разоблачение  интерполяций и восстановление подлинного текста классических юристов имеет  огоромное значение для истории развития римского права. Но как действующее право Юстиниана должно считаться не то, что юрист действительно говорил, а то, что ему вложено в уста юстиниановскими компиляторами. Но в целом работа компиляторов была тщательной: они не только использовали оригинальные копии, не прибегая к постклассическим сборникам, но и выверяли аутентичность цитат классических авторов по имевшимся у них книгам. И хотя во многом практика римского права отступила от тех начал, которые были с таким мастерством разработаны классической юриспруденцией, но при этом уже то обстоятельство, что в основу юстиниановского свода были положены сочинения классических юристов, обозначало для того времени бесспорное восстановление римского права, возращение к его лучшим началам. Благодаря Дигестам, классическая литература была сохранена от полной гибели, а её результаты от безвозвратного искажения.

     Чтобы в будущем избежать противоречий между текстами, включёнными в  Дигесты, и другими работами, Юстиниан запретил использование старых источников, а также каких-либо комментариев к Дигестам (кроме аннотаций, переводов, цитат, параллельных сопоставлений  соответствующих текстов – paratitla).

     Цитируются  Дигесты следующим образом. Каждая цитата начинается с указанием автора и сочинения, из которого она взята. В современных изданиях эти цитаты внутри каждого титула перенумерованы, а более длинные из них разделены  на параграфы. Например: D.4.8.9.2 – Дигесты,  4-я книга, 8-й титул, 9-й фрагмент, § 2. Иногда номер фрагмента выносится вперёд с буквой L. (т.е. lex) или fr., (т.е. fragmentum), и получается: L.9. § 2. D.4.8.

     Дигесты являлись самым ярким явлением в  кодификации Юстиниана. Именно благодаря  им до нашего времени дошел наибольший объём классических юридических  текстов.

     Институции, несмотря на то, что были созданы в качестве элементарного руководства для учебных целей, они не стояли ниже других частей по юридической силы.  Главным источником их создания послужили Институции Гая, хотя были использованы Институции и других авторов. Они дали юстиниановским Институциям своё внешнее деление на 4 книги и свой план: лица-вещи-иски (personae-res-actiones). То есть моделью для Институций Юстиниана стала общая структура Институций Гая. Согласно этой системе римское частное право состоит из 3 основных институтов:

1) Лица (personae) –  субъекты права.

2) Вещи (res) –  отношения по поводу вещей.

3) Иски (actio) – способы приобретения вещей и защиты вещных прав. К ним относятся наследование и обязательства.

     Каждая  из 4 книг делится на титулы с особым заглавием. Каждый титул в современных  изданиях для удобства цитирования  разделён на параграфы, причём нумерация  параграфов начинается не с самого начала титула, а несколько дальше. Начальная и не нумерованная часть  титула носит название principium. Поэтому цитируются Институции так: pr. (principium) Inst. 1 (книга первая) 1 (титул первый) –  § 1 Inst (I.) 1, 1 и т.д.

     Институции  дошли до нас во множестве рукописей, не восходящим далее IX в. Наиболее ценной является рукопись Туринская, т.к. в  ней, кроме текста юстиниановских Институций, были и толкования к тексту.

     Кодекс Юстиниана объединяет императорские конституции с Адриана до Юстиниана (по 534 г. включительно). Вторая новая редакция Кодекса, которая до нас и дошла, как и Дигесты до неё, содержала большое количество интерполяций. Он состоит из 12 книг, причём каждая книга, как и в других частях Свода, делится на титулы с особым заглавием. Книга 1 содержит конституции, касающиеся церковного права, источников права и officia (обязанности) различных императорских чиновников; книги 2-8 – гражданское право; книга 9 – уголовное право; книги 10-12 – положение о государственном управлении. Внутри титула расположены отдельные конституции в хронологическом порядке. Каждая конституция имеет в начале inscriptio – то есть указание имени издавшего её императора и имени того, к кому она была адресована, а в конце subscriptio – то есть обозначение даты, когда она была издана. В современных изданиях конституции внутри каждого титула перенумерованны, а более длинные разделены на параграфы. Цитируется Кодекс также, как и Дигесты: С.4.8.9.2 – Кодекс, 4-я книга, 8-й титул, 9-й фрагмент, § 2.

     Новеллы – это четвёртая часть юстиниановского законодательства. Официального собрания Новелл, изданных Юстинианом после Кодекса, мы не имеем, но до нас дошли их некоторые частные сборники. Древнейший сборник этого рода принадлежит константинопольскому профессору Юлиану. Составлен он был около 556 г. и содержит в себе 122 новеллы Юстиниана. Этот сборник обычно называется epitome Juliani. Он на латинском языке. Ещё одно собрание – collectio Marciana – содержит 168 новелл (из них 156 юстиниановских). Наконец, ещё позже стало известно и другое собрание, содержащее 168 новелл на греческом языке. В современных изданиях новеллы перенумерованны. Каждая из них состоит из введения (praefatio) текста и заключения (epilogus); текст разделяется на главы (caput). Способ цитирования: указывается номер новеллы, номера главы и параграфа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.   

     Несмотря  на то, что первые попытки кодификации  относятся ещё к III веку (Грегориан, Гермогениан, Феодосий), но всё же на первом месте по значению и мастерству проделанной работы надо отдать своду законов Юстиниана, который стал крупнейшим по систематизации права, кодификацией всех времён. Колоссальный труд составления Юстиниановского Свода был выполнен в несколько приёмов и в сравнительно короткий срок (с 528 по 534 г. н.э.). Он состоит из:

     Institutiones   (институции) – учебное пособие в 4 книгах по курсу гражданского права (533 г.) – введение, лица, вещи, способы приобретения, система исков.

     Digesta (дигестов) – 7 частей, 50 книг, 432 титула и 9123 отдельных фрагмента (533 г.) – комментарии к действующему праву 39 римских юристов.

     Codex repetitae praelectionis (кодекса) – 12 книг императорских указов, собрание конституций от Адриана до Юстиниана (534 г.).

     Novellae (новелл) – 168 новых законов, изданных Юстинианом после второй редакции кодекса до своей смерти (между 535-556 г.г.).

     Современное название свода  – Corpus Juris Civilis – не принадлежит самому Юстиниану. Название Corpus Juris Civilis – Свода Гражданского (Римского) Права было дано лишь в XII в. средневековыми правоведами в параллель своду церковного права – Corpus Juris Canonici. Впервые под именем Corpus Juris Civilis этот свод был издан в 1538 году французским историком и правоведом Дионисием Готофредом.

 Само  значение свода Юстиниана является  двояким:

 - во-первых, он даёт наиболее систематическое изложение римского классического права и римской юриспруденции вообще;

 - во-вторых, он послужил основным источником возрождения римского права в средние века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ  

     1. Виппер Р.“Очерки по истории Римской империи”, Издат. “Феникс”, 2005 г.

     2. Черниловский З.М. "Всеобщая история государства и права" Издат. “Юристъ”, 2005 г.

     3. Новицкий И.Б. "Римское право”  Издат. "ТЕИС", 2006 г.  

Информация о работе Кодификации Юстиниана