Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 19:38, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении понятия срока исковой давности, анализе понятия, что срок носит императивный характер при изучении срока исковой давности и является одним из сроков защиты субъективных гражданских прав. Исходя из того, что Гражданский кодекс РФ дает такую формулировку исковой давности, но для полного раскрытия данного понятия необходимо обратить особое внимание на течение срока исковой давности, а именно, начало и изменение такого срока, а также последствия истечения данного срока.
Введение ……………………………………………………………………... 3
1 ПОНЯТИЕ И СРОКИ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ…………………………... 5
1.1 Исковая давность ………………………………………………………. 5
1.1.1. Понятие исковой давности ……………………………………. 5
1.1.2 Отличия сроков исковой давности от других видов сроков… 6
1.2 Сроки исковой давности в гражданском праве ……………………… 7
1.2.1 Определение сроков …………………………………………… 7
1.2.2 Исчисление сроков …………………………………………….. 8
1.2.3 Виды сроков исковой давности ……………………………….. 9
2 ТЕЧЕНИЕ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ ………………………………………. 11
2.1 Начало течения исковой давности ……………………………………. 11
2.2 Изменение срока исковой давности ………………………………….. 14
2.2.1 Приостановление исковой давности …………………………. 14
2.2.2 Перерыв исковой давности …………………………………… 19
2.2.3 Восстановление исковой давности …………………………… 23
3 ПОСЛЕДСТВИЯ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ (на примере постановления федерального арбитражного суда Северо-Западного федерального округа) ………………………………………… 25
Заключение …………………………………………………………….......... 33
Список использованных источников и литературы ……………………… 35
Таким образом, перерыв исковой давности предъявлением иска имеет фактически очень узкую сферу действия и, в сущности, сводится к тем немногим случаям, когда иск, предъявленный в установленном порядке, оставляется судом без рассмотрения. Во всех остальных случаях предъявленные, но обоснованно и законно не рассмотренные судами иски не оказывают никакого влияния на течение исковой давности.
Введение упрощенного судопроизводства в действующее гражданское процессуальное законодательство поставило вопрос, прерывается ли исковая давность подачей заявления о выдаче судебное приказа. Как известно, такое заявление может заменять собой иск по ряду требований о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества, если последние основаны на достаточно очевидных доказательствах (нотариально удостоверенная или письменная сделка, взыскание алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, и др.). Дела упрощенного судопроизводства рассматриваются без судебного разбирательства, вызова должника и взыскателя и заслушивания их объяснений. Установив обоснованность требований заявителя и, по существу, отсутствие спора между сторонами, судья пылает судебный приказ, имеющий значение исполнительного листа.
В упрощенном судопроизводстве ввиду отсутствия судебного разбирательства неприменим институт оставления иска без рассмотрения. Следовательно, беспредметен и вопрос о перерыве течения исковой давности. Последняя в соответствии не только буквальным текстом ст. 203 ГК, но и смыслом процессуального законодательства может быть прервана лишь иском, предъявленным в установленном порядке.
Признание долга как обстоятельство, прерывающее исковую давность, может выражаться в любых действиях должника, подтверждающих наличие долга или иной обязанности.
Поскольку закон детально не регламентирует условия перерыва исковой давности по данной причине, в литературе и судебной практике признание долга нередко трактуется с разных, подчас прямо противоположных позиций. Вопросов, по которым достигнуто относительное единство мнений, не так много. В частности, все сходятся в том, что долг может быть признан должником не только совершением формального акта, но и путем конклюдентных действий (частичная оплата долга, просьба должника об отсрочке, предложение о производстве зачета и т. п.); что каждое новое признание долга должником вновь прерывает исковую давность; что действия должника, признающего свой долг за пределами исковой давности, не прерывают последнюю в связи с се истечением и др. В то же время спорными остаются вопросы, может ли рассматриваться в качестве признания долга бездействие должника; прерывает ли исковую давность отражение задолженности во внутренних документах должника либо признание им долга в отношениях с третьими лицами; влияет ли ведение переговоров об урегулировании спора между должником и кредитором на течение исковой давности; действия любых или лишь определенных работников должника могут расцениваться как признание долга и др.
Отвечая на эти и другие возникающие на практике вопросы, необходимо учитывать следующие положения. Во-первых, признанием долга как обстоятельством, прерывающим исковую давность, ст. 203 ГК считает лишь совершение обязанным лицо действий, т.е. активное поведение должника, свидетельствуют о том, что он признает свой долг. Поэтому любое иное поведет должника, в частности его бездействие (например, отсутствие его реакции на требование кредитора об исполнении), не свидетельствует о признании им долга.
Во-вторых, по своей юридической природе признание долга, в какой бы форме оно ни производилось, является юридическим поступком. Это обстоятельство дополнительно подтверждает Hi вод о возможности признания долга лишь активными действиями должника. Совершать такие действия могут лишь управомоченные на то лица. Из этого следует, что признавать долг от имени юридического лица могут лишь те его работники, которые управомочены действовать от его имени в гражданском обороте. К ним обычно относятся руководитель соответствующего юридического лица и те из работников, полномочия которых подтверждаются доверенностью. Действия, свидетельствующие о признании долга иными работниками юридического лица, не управомоченными выступать от его имени, течение исковой давности не прерывают.
В-третьих, признание долга по смыслу закона прерывает исковую давность лишь тогда, когда такие действия совершаются должником по отношению к кредитору. Как правило, только в этом случае кредитор знает о том, что должник не отказывается от исполнения лежащей на нем обязанности и может пойти ему навстречу, не рискуя при этом лишиться права на судебную защиту. Поэтому любые действия должника, связанные с отражением задолженности во внутренних, в том числе отчетных документах, которые не доступны кредитору, не могут рассматриваться как признание долга в контексте ст. 203 ГК. Лишь в отдельных случаях по смыслу закона допустимо ссылаться на признание должником долга в его отношениях с третьими лицами при условии, однако, что о таком состоявшемся признании знать или должен был знать кредитор.
В-четвертых, признанием долга может считаться лишь ясно выраженное и однозначное волеизъявление должника. Если содержание письменных документов должника или его конклюдентные действия не свидетельствуют с очевидностью, что должник признает свой долг, все сомнения должны толковаться в его пользу. В частности, не может рассматриваться в качестве признания должником долга ведение сторонами переговоров об урегулировании) спора, если только в ходе этих переговоров должник совершенно определенно не признал наличие долга.[15]
Указанные в ст. 204 ГК обстоятельства, прерывающие исковую давность, носят исчерпывающий характер и не дополняются какими-либо специальными правилами закона. Кроме того, при наличии в деле доказательств, достоверно подтверждающих факт перерыва исковой давности, суд применяет правила о перерыве срока давности независимо от наличия об этом ходатайства заинтересованной стороны.
Наряду с приостановлением и перерывом исковая давность может быть восстановлена судом, если причины ее пропуска будут признаны уважительными. Восстановление исковой давности рассматривается законом как исключительная мера, которая может применяться лишь при наличии ряда обстоятельств. Во-первых, причина пропуска исковой давности может быть признана судом уважительной только тогда, когда она связана с личностью истца, в частности его тяжелой болезнью, беспомощным состоянием, неграмотностью и т.п. Обстоятельства, связанные с личностью ответчика, во внимание не принимаются.
Во-вторых, вопрос о восстановлении исковой давности может ставиться лишь потерпевшим-гражданином. Просьбы юридических лиц и граждан-предпринимателей о восстановлении давностного срока удовлетворяться не могут. В-третьих, причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев — в течение срока давности. При этом решение данного вопроса зависит от суда — он может признать причины пропуска давностного срока уважительными, а может и не признать (рис.2).
Рисунок 2 – Схема восстановления течение срока исковой давности
В соответствий-с прямым указанием закона (ст. 201 ГК) перемена лиц в обязательстве не влечет за собой изменение срока исковой давности, т.е. не прерывает ее и не приостанавливает и, по общему правилу, не может служить основанием для ее восстановления. Такая перемена лиц происходит при уступке права требования (ст.382 ГК) или переводе долга (ст. 391 ГК), при наследовании, реорганизации юридического лица и в других случаях правопреемства. Правопреемник, заинтересованный в защите перешедшего к нему права, должен уложиться в остаток срока исковой давности, который имеется на момент перехода к нему нарушенного права.
3. ПОСЛЕДСТВИЯ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ
(на примере постановления федерального арбитражного суда Северо-западного федерального округа)
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, до предъявления иска является основанием к отказу в иске (ч. 2 ст. 199 ГК), т.е. погашает право на иск в материальном смысле. Иными словами, если при рассмотрении дела выясняется, что истцом пропущен срок исковой давности, суд должен отказать в иске, хотя бы из обстоятельств дела вытекало, что истец обладает соответствующим правом и это право нарушено ответчиком Данный вопрос однозначно решен законом и дискуссий не вызываем. Однако долгие годы ведется спор вокруг вопроса, погашается ли истечением исковой давности само принадлежащее истцу субъективное гражданское право или нет. По мнению одной группы ученых[16], с истечением давностного срока прекращается само субъективное право, неразрывно связанное с возможностью его принудительного осуществления, которая утрачивается в данном случае. С точки зрения В. П. Грибанова и С. М. Корнеева[17], субъективное право утрачивается лишь с момента вынесения судом решения об отказе в иске на основании пропуска истцом исковой давности. Наконец, по мнению многих авторов[18], с истечением исковой давности субъективное право не погашается, а продолжает существовать, хотя и не может быть реализовано в принудительном порядке.
Наиболее убедительной представляется последняя точка зрения как в наибольшей степени согласующаяся с правилами, установленными действующим законодательством. Так, в случае исполнения обязанности должником по истечении срока исковом давности он не вправе требовать исполнение обратно, хотя бы в момент исполнения он и не знал об истечении давности (ст. 206 ГК). Закрепляя подобное правило, закон исходит из того, что должник исполняет лежащую на нем правовую, а не только моральную обязанность. Подтверждением сохранения у истца субъективного права служит также предоставленная суду возможность признать причины пропуска давности уважительными. Если исходить из того, что истечение давностного срока автоматически погашает субъективное право, пришлось бы констатировать, что в этом случае суд наделяет лицо субъективным правом, что не входит в его полномочия и противоречит основным принципам гражданского судопроизводства. Кроме того, необходимо учитывать, что исковая давность применяется судом, арбитражным или третейским судом только по заявлению сторон в споре. Если связывать с истечением давности само существование субъективного права, а не только возможность его принудительного осуществления, необходимо было бы заключить, что вопрос о праве истца зависит от усмотрения ответчика, что также не согласуется с принципами гражданского права. Наконец, введение в закон приобретательной давности, т.е. установление особых правил приобретения права собственника по давности владения, также, хотя и косвенно, подтверждает, что истечение исковой давности само по себе не прекращает субъективного права, но его обладатель лишается возможности осуществить это право в принудительном порядке.
Рассмотрим в качестве примера постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03 августа 2009 года по делу № А42-7009/2008. В данном постановлении наглядно проиллюстрирован пример использования института срока исковой давности для вынесения решения суда в пользу ответчика[19].
Заместитель прокурора Мурманской области обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Комитету имущественных отношений города Мурманска (далее - Комитет), закрытому акционерному обществу "НС" (далее - ЗАО "НС", Общество) о признании недействительным заключенного между ответчиками договора от 23.07.2004 N 8184 аренды земельного участка площадью 22 076 834 кв.м, кадастровый номер 51:20:001019:0073, расположенного по адресу: г. Мурманск, Первомайский округ, в центральной части кадастрового квартала, с севера - пешеходная тропа вдоль северного берега озер Чайка и Рог-озера; далее пешеходная тропа до восточной границы кадастрового района; с востока, юга - граница кадастрового района от пешеходной тропы до автодороги Санкт-Петербург - Мурманск; с запада - автодорога Санкт-Петербург - Мурманск от южной границы кадастрового района до пешеходной тропы севернее озера Чайка; а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания Общества возвратить указанный земельный участок Комитету.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Мурманской области (далее - Управление ФРС); Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области (далее - Управление Роснедвижимости); Администрация города Мурманска (далее - Администрация); Министерство имущественных отношений Мурманской области (далее - Министерство).
Решением от 24.02.2009 в удовлетворении исковых требований отказано по мотивам истечения срока исковой давности, о применении которой заявило Общество.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 названное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе прокурор просит принятые судебные акты отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. Как указывает податель жалобы, суд разрешил спор только по одному требованию - о применении последствий недействительности сделки и не указал мотивы, по которым отказал в удовлетворении требования о признании недействительным договора аренды от 23.07.2004 N 8184 как ничтожной сделки; срок исковой давности по настоящему иску, предъявленному прокурором в интересах муниципального образования "Город Мурманск", начал течь с момента, когда прокурору стало известно о факте нарушения действующего земельного законодательства заключением оспариваемого договора - в августе 2008 года; доказательства, свидетельствующие о том, что Администрация знала о заключении Комитетом договора от 23.07.2004 с превышением полномочий непосредственно в июле 2004 года, не представлены; Министерство, которое в соответствии с Законом Мурманской области от 10.07.2007 N 864-01-ЗМО является органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками в г. Мурманске, узнало о заключении договора от 23.07.2004 только с момента привлечения его к участию в настоящем деле.
Управление Роснедвижимости в отзыве на жалобу указывает, что поддерживает ее по основаниям, изложенным в отзывах на иск и апелляционную жалобу, считает судебные акты незаконными и подлежащими отмене.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что исковая давность применена судом правильно.
В судебном заседании представитель ЗАО "НС" против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.