Брак и семья в римском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:24, реферат

Краткое описание

Целью работы служит исследование вопросов, касающихся семьи и брака, как способа ее создания в древнем Риме. В связи с оговорённой целью в работе решается ряд задач:
рассмотреть общий строй римской семьи;
изучить отношения в римской семье между супругами;
изучить правовые отношения в римской семье между родителями и детьми.

Содержание работы

Введение 3
1. Общий строй римской семьи 5
Агнатическое и когнатическое родство 5
Римская семья 9
2. Правовые отношения в семье 15
2.1. Отношения между супругами 15
2.2. Правовые отношения родителей и детей 18
Заключение 21
Список литературы 23

Содержимое работы - 1 файл

римское право.docx

— 48.66 Кб (Скачать файл)

   При браке без супружеской власти женщина не становилась агнаткой в семье мужа, но оставалась под властью своего отца или своих агнатских опекунов. В соответствии же с принципом цивильного права без супружеской власти (манус) не создается агнатическая семья. Тем не менее, брак без супружеской власти признавался браком цивильного права. Дети от такого брака следовали правовому положению отца. Следствием «триноктиум» таким образом, явилась тенденция отрицания супружеской власти как непременного признака римского брака. Довольно продолжительное время обе формы брака сосуществовали. С постепенной утратой значения супружеской власти (манус) отпадает и требование «триноктиум».

   Брак  sine manu – неформальный свободный союз супругов- заключался посредством простого соглашения, юридически завершающим актом которого был привод невесты в дом жениха. В отличие от предыдущего брака, в котором определяющей была воля мужа, данный брак расторгался односторонним заявлением одного из супругов без указания каких-либо оснований развода.

   В агнатической семье жена не имеет ни личных, ни имущественных прав, она на положении дочери главы семьи приравнена к своим детям, подчинена одной и той же отцовской власти. Напротив, брак sine manu основан на равенстве супругов. В то же время его нельзя назвать браком «без мужней власти». В этом браке отцовская власть трансформировалась во власть супруга, выражавшегося в праве определить место жительства, принципы воспитания детей, семейные расходы. С др. стороны, жена – хозяйка дома, мать своих детей. Взаимодействие соответствующих правовых норм с социально психологическими факторами в позднереспубликанском Риме образ римской женщины – матери и хранительницы дома, готовой действовать во имя общественного блага и в первую очередь – мужа. На матерях лежало бремя воспитания подрастающего поколения, что отразилось в историко-культурной традиции и сказалось на роли женщины в трудные периоды римской истории.

   Моральная деградация, поразившая  римское общество в конце республики, имела своим следствием кризис  семейных устоев, чему способствовала  и свобода брачных отношений.  С целью сохранения стабильности  семейных отношений, пресечения  злоупотребления свободой развода  и стимулирования вступления  в брак и деторождения Август  издал ряд законов. Предусмотрел  уголовную ответственность за  нарушение супружеской верности. В то же время этот закон  легализовал внебрачные сожительства  лиц, между которыми брак был  запрещен законом (например, браки  между вольноотпущенниками и  представителями  сенаторского сословия). Такое сожительство лиц, ни одно из которых не состояло в браке, с намерением создания жизненной общности называлось конкубинатом.

     Дети, рожденные в конкубинате, хотя и  не признавались законными, все же имели  некоторые права наследования после  родителей, ряд прав был признан  и за конкубиной. Конкубинат, следовательно, отличался от случайных связей, не порождавших никаких правовых последствий. Закон установил, для мужчин в возрасте от 25-60 лет и для женщин от 20-50л., не состоящих в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах.

     Не  состоящие в браке не наследовали  по завещаниям, а состоящие в браке но бездетные, наследовали половину завещанного. При этом мужчина не считался бездетным, если у него 1 ребенок, женщина – 3 детей, 3 у вольноотпущенниц. Женщины, удовлетворявшие этим требованиям, имели рад привилегий, в т.ч. нограничное право наследовать по завещаниям. Закон 18г. до н.э., не затрагивал принципа свободы развода, установил правило, чтобы о расторжении брака объявлялось в присутствии 7 свидетелей (обычно с вручением разводного письма). [12]

     Были  также установлены имущественные  санкции в случае заявления о  разводе без основательной причины. Если поведение жены послужило поводом  к разводу, приданое оставалось у  мужа, если виновен муж, предбрачный дар сохранялся за женой. Какого-либо основательного выяснения причин развода судом не было. Фактически брак мог быть расторгнут при отсутствии причин. Возможность вмешательства государства в брачные отношения с целью принудительного их сохранения римское право не предусматривало.

   Создав свободную форму брака  с равенством супругов, с полной  свободой развода, римское право  совершило огромный исторический  прыжок, надолго опередив др. народы  в регулировании брачных отношений.

   Свободному браку соответствовала  свобода правового режима имущества  супругов, основанного на его  разделении. Брак не создал общности  имущества супругов, напротив, их  имущество было обособлено и  составляло две отдельные независимые  массы. Все имущество жены, как  приобретенное до брака, так  и во время его, являлось  ее собственностью. Супруги не  наследовали друг другу. Только  нуждающаяся вдова получала определенную  часть имущества умершего супруга,  как бы алименты. В последствии претор предоставил право наследовать друг другу, но при условии абсолютного отсутствия наследников. Дарения супругов друг другу признавались ничтожными, что имело целью гарантировать независимость их имущественных прав. Однако материальное обеспечение жены, детей, расходы на ведение домашнего хозяйства относились к обязанностям мужа. 

    1. Правовые отношения родителей и детей
 

   Самостоятельным лицом в Риме был только отец, сыновья и дочери были лицами чужого права. Отцовская власть возникает  с рождения сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения и усыновления.

  Личные  права и обязанности родителей  и детей коренным образом были  различны на разных этапах  римской истории. В древнейшее  время отец имел в отношении  своих детей право жизни и  смерти, право продажи детей и  т.п. С течением времени эта  суровая власть смягчалась. В  конце концов, власть отца свелась  к его праву применять домашние  меры наказания детей, к обязанности  детей оказывать уважение родителям,  в связи с чем дети не могли предъявлять к родителям порочащих исков, не могли вступать в брак без согласия родителей.

  Родители  и дети взаимно были обязаны  в случае необходимости предоставлять  друг другу алименты.  Отцу  давался иск против всякого  третьего лица, удерживающего его  подвластного.

  Подвластный  сын может совершать имущественные  сделки. Но все, что он приобретает,  автоматически поступает в имущество  отца: по исконному римскому правилу,  подвластный не может иметь  ничего своего.

        Однако обязанным по сделкам подвластного признавался он сам, хотя никакого собственного имущества подвластный в республиканский период не имел. В случае совершения подвластным правонарушения, деликта, потерпевшему давался (как в случае правонарушении раба) особый иск (под которым подразумевалось «выдать головой для возмещения вреда); отцу принадлежало право или уплатить потерпевшему сумму понесенного ущерба, или выдать подвластного в кабалу потерпевшему на срок, необходимый для отработки суммы причиненного ущерба. Если правонарушитель переходил под власть другого домовладыки, то и ответственность переходила на нового домовладыку.

       С развитием торговли такое  положение стало невыгодным для  самого домовладыки. Фактическая невозможность что-либо взыскать с подвластного и юридическая безответственность домовладыки по сделкам подвластного приводили к тому, что третьи лица не склонны были вступать в сделки с подвластными. Между тем хозяйственный интерес домовладыки требовал широкого использования подвластных (как и рабов) не только для совершения в хозяйстве различных фактических услуг и работ, но также и юр. действий. На этой хозяйственной основе, с одной стороны, расширяется имущественная правоспособность и дееспособность подвластного, а с другой стороны, признается ответственность домовладыки по сделкам подвластных.

             В Риме вошло в обычай выделять  подвластному сыну (или рабу) имущество  в самостоятельное управление (стадо,  сельскохозяйственный земельный  участок). Такое имущество называлось  пекулий. Пекулий – имущество,  представляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия оставался домовладыка. Третьи лица, вступившие в сделки с подвластным, имели к домовладыке  идополнительные иски.

        В случае смерти подвластного  пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное  обладание отца. Наоборот, в случае  смерти домовладыки пекулий к его наследникам наряду со всем остальным его имуществом. Если подвластный сын освобождается о отцовской власти и отец при этом не потребовал возврата пекулия, пекулий остается подаренный сыну.

  В  связи с выделением пекулия  подвластному произошли и некоторые др. изменения. Общим принципом древнеримского семейного права была недопустимость каких-либо обязательств внутри семьи ни между домовладыкой и подвластным, ни между подвластными одного и того же домовладыки. В связи с выделением подвластному пекулия было признано возможным установление обязательственных отношений между членами одной и той же семьи, но только эти обязательства не были снабжены исковой защитой, а были лишь «натуральными».

  Право  собственности сына на имущество  матери ограничивалось лишь тем,  что отцу принадлежало пожизненное  пользования и управления этим  имуществом; впрочем, сын не подвергался  и этому ограничению, если имущество  было приобретено вопреки воле  отца и если лицо, предоставившее  имущество, поставило соответствующее  условие. При Юстиниане развитие  этого института завершилось  тем, что все, приобретенное  подвластными не на средства  отца, было признано принадлежащим  подвластным. Отцовская власть  прекращается:

- смертью  домовладыки;

- смертью  подвластного (достижение совершеннолетия  не прекращало отцовской власти);

- утраты  свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;

- лишение  домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи);

- приобретение  подвластным некоторых почетных званий.

   Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстиниановского времени эманципация совершалась:

- получением  императорского рескрипта, заносившегося  в протокол суда;

- заявление  домовладыки, также заносившемся в судебный протокол;

- фактическим  предоставлением в течение продолжительного  времени самостоятельного положения  подвластному.

       Эманципация могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки, например нанесения тяжких обид. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Супруги могли вступать друг  с другом в любые юридические  отношения имущественного характера:  заключать договоры и т.п. Соответственно  могли возникнуть и иски друг  к другу. При этом, в силу необычности потенциальных субъектов правоотношений, были обозначены некоторые изъятия из общих правил.

     Так, супруги несли ответственность  друг перед другом за небрежность  не по абстрактному мерилу (когда не проявлена мера заботливости, присущая самому заботливому хозяину), а по конкретному (когда не соблюдена  мера заботливости, которая проявляется  в собственных делах). Кроме того, между ними исключались иски о  бесчестии. При взыскании с имущества  супруга в пользу др. супруга придерживались определенного придела, чтобы не доводить должника до бедственного положения.

     Семья заключает в себе тех только индивидов, которые в состоянии доказать свое происхождение от одного общего родоначальника, восходя от одного поколения к другому, а род  заключает в себе и тех, кто  в состоянии доказать только свое происхождение от одного общего предка, но не в состоянии в точности указать  всех промежуточных членов рода и, стало  быть, степени родства. Это очень ясно выражается в римских именах, как например когда говорится: “Квинт, сын Квинта, внук Квинта и так далее... Квинтиев”; здесь семейная связь сохраняется, пока каждый из восходящих членов семейства обозначается отдельно, а с той минуты, как она прерывается, ее дополняет род, т.е. происхождение от одного общего предка, оставившего всем своим потомкам в наследство название детей Квинта.

     Единство  семьи было так крепко, что даже смерть главы не вполне его уничтожала. Потомки, сделавшиеся самостоятельными вследствие этой смерти, все-таки считали  себя во многих отношениях за одно целое; это обнаруживалось в порядке  наследования и во многих других случаях, в особенности при установлении положения вдовы и незамужних дочерей.

Информация о работе Брак и семья в римском праве