Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 06:57, контрольная работа
В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится задача предотвращения насилия в семье, жестокого обращения с женщинами.
Семейное насилье является одной из самых сложных, противоречивых и латентных проблем в большинстве современных обществ, включая многие зарубежные страны (США, Швецию) и Россию.
Исследования показали, что большинство жертв супружеского нападения женщины, а большинство насильников мужчины. В последние годы обнаруживается тенденция к росту числа избитых мужей. В России, также как и в большинстве европейских стран обнаруживаются та же тенденция. За последние 20 лет доля жертв женщин уменьшилась от 7:1 до 3:1.
Была обнаружена тенденция к увеличению числа повторных избиений женщины, нарастанию жестокости, а также к тому, что избиение может закончиться убийством, самоубийством или и тем, и другим. Убийство/самоубийство почти всегда совершается мужчиной, который сначала убивает свою жену, подругу или отдаленного партера и затем себя. В других случаях намеченной целью являются жена и некоторые или все дети и/или другие члены семьи. Первое национальное исследование семейного насилия открыло большую долю насилия, в которое вовлечены и муж, и жена, и отсюда возникло утверждение о «взаимном сражении». Представление о «взаимной битве» твердо укоренился в американском общественном сознании и среди многих профессионалов, несмотря на то, что во многих исследованиях показано, что большинство женщин, бьющих своих супругов, делают это в целях самозащиты. Л.К. Хембергер рассмотрел выборку женщин, арестованных за семейное насилие, и обнаружил, что около двух третей женщин были избиты и применяли насилие, чтобы защитить себя или отомстить за предыдущее насилие против них.
Программа реабилитации жертв насилия (Калифорния, США)
Данный опыт работы с жертвами насилия служит своего рода образцом для создания новых центров, как в Калифорнии, так и в других штатах. Этот подход построен на групповом обсуждении проблемы насилия.
В первую очередь с пострадавшей проводится индивидуальное консультирование.
Затем производится семейная консультация, согласно модели Вирджинии Сатир терапевтической модели, основанной на гуманистической психологии.
Третьим, и основным этапом является проведение терапевтической работы со всей семьей. Работа производится в форме групповых обсуждений, дискуссий на заданную тему. Темой работы в группе в большой степени являются: кризис, беспокойство, вселение надежды, ответы на вопросы, развод, законоведение и др.
Группы подразделяются на: мужские женские и парные.
1. В женских группах встречаются женщины, пострадавшие от сексуальных злоупотреблений, обычно со стороны мужа или близкого человека. Ведущими темами и этих группах являются: неспособность предотвратить посягательство, неуверенность перед будущим и злоба к создавшейся ситуации, склонность обвинять себя за поведение мужа, сохранение брака или развод, боязнь начать рабочую жизнь, а также возможность карьеры или получения образования, если брак сохранится.
2. В мужских группах встречаются, главным образом, мужья, совершившие сексуальное посягательство, но также меньшее число других правонарушителей. Основная цель группы состоит в том, чтобы каждый ее участник постепенно полностью признал свою ответственность за содеянное, подумал о том, как ему надо встретить предстоящие последствия, и позаботился о том, чтобы это никогда не повторилось.
3. Парные группы состоят из пяти пар, которые могут состоять в браке или быть сепарированы. Они уже перед этим участвовали в женских и мужских группах. Эта группа считается, возможно, самой важной. Цель группы состоит в том, чтобы:
говорить более ясно друг с другом и избегать различных уловок и притворства;
выразить потребности и пожелания;
обработать нереалистичные взаимные надежды;
прояснить коммуникативные возможности, улучшив способность слушать и отвечать;
обсуждать вещи, которых раньше старались избегать, особенно в отношении сексуальности;
подтвердить положительные стороны взаимоотношений, а не перемалывать вновь и вновь отрицательные;
балансировать взаимоотношения, избегая ролей «властитель и раб»;
быть более чувствительными к интонации голоса, способу выражения, языку движений тела и к тому, как они влияют на взаимоотношения;
и в ссорах и конфликтах следовать правилам, о которых ранее было достигнуто соглашение.
После совместного прохождения этой программы реабилитации, пара может участвовать в других программах:
группы на тему сексуальности (с преподаванием и дискуссиями о сексе);
группа для взрослых, потерпевших посягательства в детстве;
группы воссоединения (где встречаются взрослые, совершившие и не совершавшие посягательств);
а также группа для взрослых с проблемами алкоголизма.
Эта модель работы схожа с моделью, также разработанной в США профессором Л. Миллс. Л. Миллс, взяв за основу принципы восстанавливающего правосудия (restorative justice), разработала собственную модель, которую назвала «круг домашнего насилия» (the Intimate Abuse Circle).
Социальный опыт Канады реабилитации женщин – жертв семейного насилия
Канада признанный лидер в области разработки и проведения политики по пресечению насилия в семье. Она хорошо известна своими федеральными и региональными законами, а также социальными программами местного уровня, направленными на борьбу с этим злом. Канада одна из немногих стран, имеющих Министерство по делам женщин специальное ведомство, отвечающее за улучшение положения женщин. Сегодня проблемы семейного насилия интегрированы в текущие программы многих правительственных департаментов, таких, как министерство здравоохранения, министерство недвижимости и строительства, королевская канадская конная полиция (RCMP), министерство по делам женщин, министерство юстиции, ведомство статистики Канады, а также ряд проектов и программ развивают министерство национальной обороны, министерство по делам индейцев и народов севера, министерство по делам гражданства и иммиграции, министерство иностранных дел и внешней торговли и другие.
Особое внимание уделяется вопросам медицинской помощи пострадавшим от злоупотреблений в семейных отношениях. Министерством здравоохранения Канады в сотрудничестве с медицинскими учебными заведениями, ассоциациями врачей и медсестер организованы курсы, обучающие семинары для медицинского персонала, занятого в работе с пережившими семейное насилие. Проведенное специальное исследование «Здравоохранение и насилие в отношении женщин» вскрыло всю глубину и серьезность последствий насилия для физического и психического здоровья жертв. По указанию министерства были также разработаны правила поведения для врачей и издано руководство для медсестер, оказывающих помощь пострадавшим от домашнего насилия.
Генеральная прокуратура и Министерство юстиции были также подключены к реализации программы. В ее рамках предусматривалось прохождение полицейскими специальной подготовки для работы с пережившими насилие ведь так же, как россиянки, канадские женщины часто жалуются на грубость и бестактность работников правоохранительных органов. Полицейские получили инструкции и информационные материалы по оказанию помощи жертвам насилия. Канадскими юристами было подготовлено специальное пособие для социальных работников, поддерживающих пострадавших от насилия в семье. До 70-х годов в Канаде социальные службы не обеспечивали пристанищем женщин, подвергшихся насилию. Помощь иногда оказывали религиозные или благотворительные организации. Только в 70-е года, когда проблемы насилия стали шире обсуждаться в обществе, появилась необходимость создания убежищ, «безопасных домов» для пострадавших от насилия. Первые из них располагались в гостиных домах, в их числе дома временного пребывания в Ванкувере и Торонто. В 1980г. таких домов было уже более 70 по всей Канаде, а к 1990г. существовала сеть из 400 домов, расположенных как в городской, так и в сельской местности. Ныне их число достигло 470, и потребность в них велика: к примеру, в 1994г. 85 тыс. женщин и детей обратились за помощью в канадские убежища для жертв насилия.
Услуги, предоставляемые женщинам и детям в убежищах:
1. терапевтическое консультирование;
2. индивидуальное и групповое консультирование;
3. 24-часовая кризисная телефонная линия;
4. помощь в обращениях к юристам и в другие организации.
Многие убежища одновременно проводят образовательные программы, деятельность по сбору средств и тренинги для сотрудников и волонтеров. Делаются такие попытки помочь женщинам стать «социальными адвокатами» (общественными защитниками, для других женщин, страдающих от насилия). Во многих населенных пунктах Канады на первых страницах телефонных книг печатаются номера местных убежищ для женщин, подвергающихся домашнему или сексуальному насилию, а также кризисных центров, телефонов доверия и служб для детей, страдающих от жестокого обращения.
Средства на содержание указанных служб и убежищ представляются в первую очередь (82%) федеральными, провинциальными или муниципальными властями (всего 140 млн. долларов в год). Кроме того, 30 млн. долларов поступает от неправительственных источников (пожертвования, поиск средств самими убежищами, лотереи, займы и гаранты).
В провинции Онтарио правительство финансирует целую систему служб помощи женщинам, пережившим насилие, а также превентивные мероприятия (убежища и службы поддержки, консультирование жертв, центры помощи жертвам сексуального и домашнего насилия, кризисные центры, программы для мужчин-обидчиков). Проводится регулярный мониторинг эффективности этих проектов.
В 90-е годы канадское правительство, учитывая рекомендации Комиссии по выработке национальной стратегии по борьбе с насилием, предпринимает дополнительные меры, нацеленные на поддержку тех групп, которые имели ограниченный доступ к подобным центрам. Они касались прежде всего женщин, проживающих в сельской местности, представительниц коренного населения, национальных меньшинств, иммигранток и женщин с ограниченными возможностями (инвалиды). И, хотя женские организации Канады критикуют правительство за недостаточное финансирование и неравномерное территориальное распределение служб, ясно одно: канадки не одиноки в беде, им есть куда обратиться в минуты горечи и отчаяния.
Кризисные центры в Канаде это своеобразные социальные институты, живущие в соответствии со своими принципами и кодексом чести. Их деятельность основывается на следующих принципах:
конфиденциальность полученной центром или телефоном доверия информации;
равное уважение ко всем обратившимся независимо от их социального положения и национальной принадлежности;
доверительная атмосфера во взаимоотношениях между работниками центра и добровольными помощниками;
активная гражданская позиция.
Многие центры ведут активную общественную деятельность, участвуя, помимо просветительской и воспитательной работы, в законотворческом процессе. Так, представительницы кризисных центров добились внесения в законодательство понятия «об изнасиловании в браке».
Создание кризисных центров и убежищ является частью правительственной программы по насилию в семье, действующей в Канаде с 1988г. На сегодняшний день в таких центрах существует множество программ, разработанных для комплексной реабилитации женщин-жертв семейного насилия.
Существует пять основополагающих принципов работы кризисных центров:
1. конфиденциальность полученной центром или телефоном доверия информации;
2. равное уважение ко всем обратившимся независимо от их социального положения и национальной принадлежности;
3. обстановка доверия и взаимопонимания между работниками центра и волонтерами;
4. активная общественная деятельность (просветительская и воспитательная работа).
5. участие в законотворческом процессе (представительницы кризисных центров добились внесения в законодательство понятия об изнасиловании в браке.)
Законодательство и политика по проблемам насилия в отношении женщин.
В Канаде не существует специального федерального закона о насилии в отношении женщин.
Начиная с 1994 года, федеральное правительство внесло дополнения (поправки) в Уголовный кодекс, предусматривающие систему мер по обеспечению защиты женщин и детей от насильственных посягательств и действий в отношении них.
До 1983 года мужчина, изнасиловавший свою жену или допустивший сексуальные злоупотребления в отношении ее, даже если они жили раздельно в этот момент, преследовался законом лишь в том случае, если в результате насилия женщина оказалась изувеченной.
В 1983 году Закон об изнасиловании был реформирован. Цель реформы состояла в том, чтобы привести в соответствие норму закона с изменениями в толковании изнасилования как уголовного преступления.
Законопроект С-127, ставший частью Уголовного Кодекса, предусматривал изъятие изнасилования из части «Сексуальных правонарушений, нарушений общественной морали и общественного порядка» и перемещение этого вида правонарушения в часть «Правонарушений против личности и репутации». Вводилось три новых определения правонарушений: простое сексуальное нападение; сексуальное нападение, влекущее за собой телесные повреждения, при использовании оружия или других средств; отягощенное сексуальное нападение.
Данный законопроект отменил одно из наиболее сексистских и устаревших аспектов канадского уголовного права, покоившегося на убеждении о том, что сексуальное нападение не может иметь место в отношениях между супругами. Другими словами, было признано уголовным правонарушением изнасилование в браке.
В провинции Альберта в 1998 г. был принят Акт защиты от насилия в семье, который берет под защиту всех членов семьи женщин, мужчин, детей, пожилых людей. В соответствии с этим Актом действуют три формы защиты:
1. Охранный ордер (когда требуется немедленная помощь);
2. Королевский судебный ордер защиты;
3. Ордер, дающий право на вход в жилище.
Информация о работе Зарубежный опыт реабилитации женщин – жертв семейного насилия