Вынужденная миграция как одна из форм миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:44, доклад

Краткое описание

Вынужденная миграция является одной из характерных черт современности: во всем мире насчитывается в настоящее время около 18 миллионов беженцев.

Содержимое работы - 1 файл

Вынужденная миграция как одна из форм миграции.docx

— 19.05 Кб (Скачать файл)

Вынужденная миграция как  одна из форм миграции

Вынужденная миграция является одной из характерных  черт современности: во всем мире насчитывается  в настоящее время около 18 миллионов  беженцев. Масштабность и острота  проблемы вынужденной миграции предопределила ее превращение из национальной в интернациональную. Соответственно, участие в ее решении принимают не только национальные правительства, но и все мировое сообщество в лице международных и межправительственных, а также неправительственных организаций.

Вынужденная миграция - перемещение людей, происходящие по независящим от них причинам. При вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека, из одной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая социальные связи и искусственно создавая такие связи на новом месте.

Отсутствие  или несовершенство законодательства государств - бывших республик СССР в области защиты основных прав и  свобод граждан, создающее возможность  дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка  способствовало возникновению проблемы вынужденной миграции на их территориях.

Беженец -- это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, оставившее страну прежнего проживания, из-за преследований по признакам расовой, национальной, этнической принадлежности, вероисповедания, гражданства, политических убеждений и т.п., и прибывшее на территорию России.

Вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства (как на территории иностранного государства, так и на территории одного из субъектов  Российской Федерации) как вследствие совершенного в отношении него или  членов его семьи насилия либо преследования в иных формах, так  и вследствие реальной опасности  подвергнуться преследованию, если таковое преследование связано  с его расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, принадлежностью к определенной социальной группе или политическими убеждениями (например, в случае увольнения и невозможности устройства на работу по одной из указанных выше причин). Следует иметь в виду, что лица, покинувшие место своего постоянного жительства по обстоятельствам экономического, природного и техногенного характера, а также в связи с эпидемиями и голодом, не могут претендовать на статус вынужденного переселенца, так как причины, вынудившие их покинуть свое жилье, не соответствуют указанным в Законе РФ «О вынужденных переселенцах».

Итак, основное отличие между понятиями  «беженец» и «вынужденный переселенец» заключается в принадлежности к  гражданству Российской Федерации. Однако в определенных случаях закон  допускает признание вынужденными переселенцами и не граждан российской Федерации. Так, вынужденным переселенцем может быть признан иностранный  гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории России и  в силу указанных выше обстоятельств  вынужденное сменить место жительства в пределах Российской Федерации (п.3 ст.1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах»).

В Законе «О вынужденных переселенцах»  предусмотрены две категории  таких лиц.

Первую  составляют лица, совершившие преступления против мира, человечности и другие тяжкие преступления, предусмотренные  Уголовным кодексом Российской Федерации. К числу таких преступлений относятся планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; публичные призывы к развязыванию агрессивной войны; производство или распространение оружия массового поражения; применение запрещенных средств и методов ведения войны; геноцид; нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой помощь в индивидуальном жилищном строительстве, при вступлении в жилищный кооператив, приобретении земельного участка под строительство жилого дома, а также приобретении строительных материалов, содействие в организации компактных поселений), получением социальной помощи, устройством детей в государственные школы и детские дошкольные учреждения.

Следует помнить, что, будучи гражданами Российской Федерации, лица, ходатайствующие о  предоставлении статуса вынужденного переселенца, и вынужденные переселенцы  имеют право на получение бесплатной медицинской и лекарственной  помощи в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения, на получение  пособий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.

Статус  этой категории вынужденных мигрантов  определен законом РФ "О беженцах". Неоднородность беженцев предполагает деление их на следующие группы: беженцы временные транзитные, предполагающие вернуться в места прежнего проживания; беженцы безвозвратные, предполагающие поселение на территории России.

Беженцы имеют право на оказание следующих  видов помощи:

а) Организация и обеспечение деятельности пунктов первичного приема контроля;

б) Обеспечение перемещения и обустройства в центры временного размещения;

в) Осуществление адаптационных программ: социальное обслуживание, включающие консультирование по различным вопросам в сфере социальной ориентации;

г) Оказание помощи в социальной адаптации  в местах постоянного расселения;

д) Обеспечение соблюдения основных прав человека.

Возникновение этнической миграции и территориальное рассеяние народов

Территориальное рассеяние народов было характерно для российской, а затем и советской  империи. Ее этническая карта складывалась в результате как присоединения  к славянскому ядру империи земель, населенных другими народами, так  и последующих миграций представителей разных этнических общностей внутри страны или за ее пределы. Эти миграции (иногда добровольные, иногда вынужденные, иногда полудобровольные-полувынужденные) стали особенно значительными во второй половине XIX и в XX веке и привели к существенному перемешиванию этносов и отрыву расселения многих из них от прежних традиционных территорий.  
Перепись населения 1989 года подвела итог процессам, происходившим в этническом «плавильном котле» империи. Некоторые из этих итогов представлены в таблице 1. Она содержит данные о крупнейших (500 тыс. человек и более) народах СССР, на долю которых приходилось 94, 2% всего населения страны. Как следует из таблицы 1, значительное рассеяние, обусловленное самыми разными причинами, было характерно для многих народов бывшего СССР. В одних случаях оно было следствием давнего вынужденного рассеяния некогда единого народа, вызванного политической катастрофой и связанным с ней насилием. В других рассредоточение в пространстве возникло в ходе колонизационной активности; в третьих оно порождено давним перемешиванием живущих в одном географическом ареале народов и невозможностью провести территориальную границу между ними и т. д. Исторические и более новые политические и социальные реальности переплетаются между собой и определяют динамику современных «диаспор».

Распад  СССР заметно повлиял на эту динамику. С одной стороны, по-новому прошли государственные границы, и многие этнические группы оказались автоматически  отрезанными от территорий компактного  расселения своих соплеменников, и  в этом смысле в рассеянии. С другой стороны, возникли новые условия  миграций для ряда этнических групп, находившихся в рассеянии, что привело  к его уменьшению у некоторых  народов.

Свободной эмиграции из СССР не существовало, но входе постоянной дипломатической  игры с Западом советское правительство  иногда слегка приоткрывало клапан для  некоторых этнических или конфессиональных групп, в том числе и для  евреев.

Наряду  с диаспорами, возникающими в результате изгнания или вынужденного бегства, существуют диаспоры, чье происхождение  связано с более или менее  добровольными миграциями со своей  родины - «в поисках работы, торговой выгоды или под влиянием растущих колониальных амбиций». Классическим примером может служить греческая  диаспора, возникшая в древности  в результате создания греческих  колоний в Средиземноморье. В  то же время отнесение к диаспоре потомков английских, французских или  немецких колонистов часто ставится под сомнение.

Такие же сомнения могут возникнуть, когда  речь идет о русской диаспоре. До недавнего времени такой диаспоры не существовало, российская колонизация  рассматривалась как «внутренняя»: уезжая в Сибирь, в Среднюю Азию или на Кавказ, русские продолжали ощущать себя в своей стране. Относительно немногочисленные русские эмигранты  за пределами империи нигде не образовывали устойчивых замкнутых  сообществ и довольно быстро растворялись в населении тех стран, где  они жили. Но после распада СССР все изменилось. Более 17% живших в СССР русских оказались «в рассеянии» за пределами России, и появились основания рассматривать их как русскую диаспору.

В СССР этническая принадлежность каждого  была не вопросом его личного самоопределения, а устанавливалась государством «по крови»и фиксировалась в официальных документах, так что все, находившиеся за пределами своей «исторической родины», по определению были членами диаспоры. Официальное сохранение межэтнических перегородок в советское время выполняло две функции. С одной стороны, оно позволяло сохранять двойную, а то и более «многоэтажную» идентичность тем, кто по тем или иным причинам не мог или не хотел растворяться в «плавильном котле» империи, и в этом смысле отвечало интересам (возможно, временным) многих, если не большинства этнических меньшинств. Можно было одновременно ощущать себя и татарином, и россиянином, и гражданином СССР. С другой же стороны, оно охраняло права этнического большинства, для которого эффект «плавильного котла» также не был вполне безопасен, потому что грозил утратой давних привилегий, имевших этническое или этнорелигиозное обоснование. Русский оставался «первым среди равных» и в Татарстане, и в Узбекистане, и в любом другом месте империи. Поддерживаемое государством сохранение межэтнических перегородок облегчало «диаспоризацию», которая нередко граничила с «геттоизацией» народов, и уж во всяком случае ослабляло эффект «плавильного котла».

Идея  этнических наций - важнейшая часть  всего идейного наследия советского времени в постсоветских странах. Сейчас ни в одной из них универсалистские концепции Просвещения или идея «плавильного котла» не пользуются большой популярностью. Здесь, как, впрочем, и на Западе, много говорят о подъеме этнического самосознания, о «возврате к корням» и т. п. Кажется, что наступает «золотой век» диаспор. Оживление этнических чувств и в самом деле налицо, об этом свидетельствуют всякого рода экономические и политические требования, которые, когда это возможно, приобретают этническую окраску. Не говорит ли это о возможности преодолеть кризис этничности путем возврата к этническим основаниям социальной интеграции? Не будем исключать такую гипотезу, хотя, по правде говоря, она представляется мало реалистической. Но замечу, что оживление - не всегда признак расцвета. Иногда кратковременное болезненное оживление свидетельствует об агонии, а значит, о смертельной опасности.


Информация о работе Вынужденная миграция как одна из форм миграции