Вредные привычки: наркомания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы: «Вредные привычки: наркомания» обусловлена в первую очередь тем, что за последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины - психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем, требующих комплексного изучения. И, конечно же, разрешения, которое кажется едва ли возможным без высокого теоретического анализа.

Содержание работы

1.Актуальность. . . . . . . . . . . 3

2.Изучение проблемы на общероссийском уровне . . . . . 4

2.1.Данные социологических опросов . . . . . . . 4

2.2.Экспертные оценки . . . . . . . . . 5

3.Составление программы микро-социологического исследования . . 8

4.Анализ результатов анкетирования . . . . . . . 11

5.Рекомендации по разрешению социальной проблемы. . . . 13

6.Список источников и литературы . . . . . . . 15

Содержимое работы - 1 файл

Отношение псковичей к наркомании.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

1.Актуальность. . . . . . . . . . . 3

2.Изучение  проблемы на общероссийском уровне  . . . . . 4

2.1.Данные  социологических опросов . . . . . . . 4

2.2.Экспертные  оценки . . . . . . . . . 5

3.Составление  программы микро-социологического  исследования . . 8

4.Анализ  результатов анкетирования . . . . . . .       11

5.Рекомендации  по разрешению социальной проблемы. . . .       13

6.Список  источников и литературы . . . . . . .       15

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Актуальность  темы: «Вредные привычки: наркомания» обусловлена в первую очередь тем, что за последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины - психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем, требующих комплексного изучения. И, конечно же, разрешения, которое кажется едва ли возможным без высокого теоретического анализа.

Важность исследования состоит в том, что девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе и одним из его видов является наркомания. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).                                                                          Необходимость исследования заключается в том, что по мнению психологов, профилактику наркотиков следует начинать с диагностики и информированности людей по месту жительства в данном вопросе и с оценки понимания ими социально-психологических последствий пагубных привычек. 
 
 
 
 
 
 

2.Изучение  проблемы на общероссийском  уровне

2.1.Данные  социологических  опросов

     Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, насколько серьезной кажется россиянам проблема наркомании и с какой стороны следует ее решать. Как и два десятилетия назад, проблема наркомании представляется серьезной подавляющему большинству россиян (96%, в 1998 году - 93%). Значение этому вопросу в равной степени придают жители всех регионов (91-99%) за исключением дальневосточников (здесь этот показатель ниже - 82%). Лишь 2% убеждены, что наркомания не является реальной проблемой в России, причем на Дальнем Востоке так считают 17%. Важность проблема наркомании в равной степени очевидна как для тех, у кого есть знакомые, употребляющие наркотики (96%), так и для тех, у кого таких людей в окружении нет (97%). Мнение о том, с какой стороны следует подходить к решению проблемы наркомании, в течение последних лет неоднократно менялось. В 2004 году респонденты были убеждены, что это социальное явление и «лечить» нужно общество (37%), в 2005 году на первый план вышло представление о том, что помощь требуется непосредственно самим наркоманам (38%). Сегодня эти две точки зрения можно назвать конкурирующими (32 и 36% соответственно). Каждый четвертый придерживается убеждения, что наркоманы - опасные люди, которых следует изолировать от общества (24%). В меньшинстве, как и прежде, те, кто считает употребление наркотиков частным делом каждого и не осуждает таких людей (5%). В том, что наркомания - это болезнь и лечить следует людей, убеждены, главным образом, столичные жители (46%) и 35-44-летние россияне (44%). Как социальную эту проблему рассматривают селяне (36%) и 45-59-летние респонденты (36%). Радикальное решение - изолировать наркоманов от общества - предлагают, в основном, пожилые россияне (33%), а также те, у кого нет знакомых, употребляющих наркотики и те, кому точно об этом известно (25-26%). Лояльно к людям, принимающим наркотики, относятся 18-24-летние респонденты (11%) и те, у кого есть такие знакомые (15%). Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 17-18 июля 2010 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.

2.2.Экспертные  оценки

          Совместный спецпроект радиостанции "Голос России" и Фонда исследований проблем демократии организовали круглый стол, где участвовали: В.Т. Поцяпун - помощник председателя Государственной Думы РФ; Ирина Роднина - советская фигуристка, десятикратная чемпионка мира, трехкратная олимпийская чемпионка, депутат Государственной Думы РФ; Р. А. Шлегель - депутат Государственной Думы РФ; Валерий Валерьевич Федоров – генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

     Вопросами обсуждения были: Как страна намерена бороться с наркоманией? Как оградить подрастающее поколение от наркочумы?         

     «Осенью 2011 года председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов выступил с очень жестким заявлением простив наркотиков, против наркомании. В его заявлении, в том числе, предлагается принять ряд жестких мер, направленных на распространителей наркотиков. Расскажите в двух словах, о чем идет речь?           

     Поцяпун: Жесткие меры касались, в первую очередь, ужесточения наказаний для тех, кто распространяет наркотики. Имеются в виду не мелкие дилеры, а то, что называется наркомафией. Потому что Борис Грызлов в своей статье приравнял их к серийным убийцам, предложил самую высшую меру наказания, которая сейчас используется, – пожизненное заключение. Вопрос, который вызвал дискуссию, - это предложить самими наркоманам или наркоманам, совершившим мелкие преступления, альтернативное наказание: либо уголовное наказание в виде лишения свободы, либо лечение от самой болезни. Такая практика доказала свою действенность ни в одной стране мира и прежде всего в США, которые раньше всех столкнулись с этой проблемой. Их опыт идет с сороковых-пятидесятых годов прошлого века. Та критика, которая прозвучала в его адрес, конечно, достаточно тенденциозная. Потому что он справедливо отмечает, что решить эту проблему, выполнить именно эти две задачи, мы можем только после целого комплекса дорогостоящих мероприятий, требующих серьезного подхода государства, общественности. В частности, те меры, которые предложил президент Медведев 18 апреля на Государственном совете в Иркутске. Это создание национальной системы реабилитации, которая начинается с создания российского национального стандарта.  Я думаю, что партия власти, проведя круглый стол по этой теме с приглашением широкого круга специалистов в области правоохранительной системы, медицины, образования и воспитания, скорее всего, выберет привычные для партии механизмы– такие, как партийные проекты. А может быть, в этом случае, когда у нас крайне тяжелая, крайне острая проблема, о чем говорят и высшие руководители государства, мы придумаем какие-то дополнительные формы работы с привлечением широкого круга специалистов и общественности для того, чтобы начать работу по очень широкому спектру.

     Роднина: Я совершенно согласна, что на законодательном уровне мы, конечно, должны стараться исключить все эти попытки. И чтобы люди понимали, что заниматься этим делом очень опасно и губительно. Но, как жизнь очень часто доказывает, одними устрашениями не все можно решить. Законы работают везде, но во всем мире количество преступлений тоже достаточно. Хотя многие, совершая их, знают, что будут за это наказаны, если попадутся. Это правильная задача.

     Шлегель: Начинать нужно с продавцов, с тех, кто продает. Человек продал водку несовершеннолетнему - уголовное наказание. Человек продал наркотик, соответственно, получил двадцатку. Должно быть так, чтобы у человека не возникало даже мысли сотрудничать, чтобы он понимал, что над ним висит дамоклов меч, который приведет его к страшнейшим последствиям, что он не откупится, потому что это слишком дорого. Он не сможет этого избежать, что он сядет и будет сидеть очень долго, что он поломает себе жизнь, если он этим займется.

     Федоров: Распространение алкоголизма существенно более широкое. Как известно, это историческая болезнь России. Что касается наркомании, то это беда, которая пришла к нам примерно 30-35 лет назад. Конечно, темпы ее распространения пугают. Особенно пугает то, что она связана с молодежью и детством. А это, как известно, такая сфера, которая всегда чрезвычайно важна, субъективно важна для любого человека среднего, старшего возраста. Он понимает, что дети - это будущее. Поэтому любые политические инициативы, направленные на ужесточение борьбы с наркотиками, наркоманией, торговлей, всегда по определению будут пользоваться поддержкой населения. Это касается и инициативы введения тестирования на употребление наркотиков в школах. Пару месяцев назад мы проводили соответствующий опрос, и вот какие результаты мы получили. Пятьдесят семь процентов опрошенных, безусловно, поддержали идею ввести тестирование школьников на употребление наркотиков. Еще 26 процентов, скорее, поддержали. Тех, кто не поддержал эту идею, оказалось всего 7 процентов. А если взять только тех россиян, у кого есть несовершеннолетние дети, внуки, то здесь противников этой инициативы еще меньше - всего 5 процентов. Тем не менее, оппозиция этой идеи есть, пусть она не велика. Какие же аргументы в основном выдвигают противники тестирования? Большинство говорит о том, что обязательное тестирование стало бы нарушением прав человека. Кто-то говорит о том, что это мера малоэффективная, потому что современные тесты, как бы хороши они не были, все равно не смогут зафиксировать употребление широкого круга наркотических веществ. И наконец, есть такой аргумент, что тестирование может травмировать психику ребенка, подростка, молодого человека. Тем не менее, все эти три лидирующих аргумента для абсолютного большинства россиян не могут перевесить ту пользу, которую может принести тестирование.» 

3.Составление  программы микро-социологического  исследования

1.План интервью по проблеме информированности людей по месту жительства о наркомании 

1. Вопрос для тех, кто употреблял или пробовал наркотики: почему вы попробовали в первый раз? 

2. Какие вы знаете названия наркотиков?

3. Какие вы знаете места продажи наркотиков?

4. какие последствия от употребления наркотиков?

                                    2. Проведение интервью.                                                                                                       

1.Вопрос  для тех, кто употреблял или пробовал наркотики: почему вы попробовали в первый раз? 

1-Ирина (26 лет; менеджер мобильной связи) «пробовала всего дважды. Стремилась понять своего возлюбленного-наркомана. Первый раз вдыхала, второй раз - внутривенно. Говорит , что я серьезно вырубилась, он даже испугался за меня. А я помню только, что до последнего повторяла: "И что вы в этом находите?.." мой мозг и весь мой организм не мог принять эту отраву как наслаждение. Как не понимала наркоманов, так и продолжаю не понимать до сих пор. И никому не советую повторять мой эксперимент: никто не знает, насколько устойчив его организм против этой дряни...»

2-Ольга (24 года, преподаватель, проходит пед.практику в школе) « не пробовала, что смешно... даже не предлагали...».

3-Игорь (20 лет, учащийся техникума) «Пробовал по совету друзей, интересно было ну и конечно "Запретный плод" сладок»                                                                                             4-Сергей (29 лет, водитель такси) «Пробовал «от нечего делать», из любопытства. Никто не принуждал, сам попросил чтоб меня накурили»

                                                                                                          5-Катерина (24 года, временно не работает. Профессия - швея) «Пробовала - не поняла, и сейчас не понимаю. Пробовала травку. По-моему пиво лучше».                                                                                                                  6-Константин( 34 года, телевизионный мастер. Отец 2-х детей) «Всё из-за дурости стадной. Все травку курят, а я что не крут что ли. Просто одни травкой ограничиваются (что тоже совсем не безобидно), а другие «кольнутся» за компанию, а потом эта компания и позаботится, чтобы этот раз оказался первым, но совсем не последним».                                                            7-Наталья Николаевна (41 год,юрист) « Пробовала курить. За компанию, интересно же. А такая гадость на самом деле»                                                                              8- Святослава (26 лет. Торговый представитель печатного издания) «Никогда не пробовала эту гадость и никому не советую»                                                                                                                             9. Дмитрий(25 лет, компьютерщик). «Обычно это давление сверстников (безвольные люди) или жить скучно, всё есть (чаще избалованные личности), но и родители виноваты, нужно своему чаду объяснять на примерах, подбрасывать печатные издания(желательно со страшными фото) в комнату или туалет. Я вот до чертиков этого боюсь, спасибо маме с папой))»                                                                                                   10.Анатолий (40 лет, военнослужащий- прапорщик ) «.

Информация о работе Вредные привычки: наркомания