Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:07, лекция
Подростковым принято считать период развития детей от 10-11 до 14-15 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями.
Беседа «Возрастные особенности
младших подростков.
Пути преодоления конфликтов»
План беседы.
1. Место подросткового периода во всестороннем развитии личности школьника.
2. Анатомо-физиологические изменения в организме младшего подростка.
3. Влияние перестройки организма на появление новых психологических особенностей.
4. Особенности подростковых поведенческих реакций.
5. Предотвращение и сглаживание конфликтов.
Подростковым принято считать период развития детей от 10-11 до 14-15 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями. Подростковый возраст-это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, обретения новой социальной позиции. Но не следует забывать, что это также и возраст потерь детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительно-тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиска правды в себе и других. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, способствующих здоровому развитию личности подростка.
Само слово «подросток» указывает на основную тенденцию развития как внутреннего мира, так внешнего облика детей этого возраста. Интенсивный рост скелета (за год мальчики в среднем вырастают на 4-5 см, а девочки на 3-6 см) опережает развитие мускулатуры, а также других частей тела (груди, таза), отчего подростки часто выглядят нескладными, непропорциональными, угловатыми. В младшем подростковом возрасте рост сердца несколько задерживается, изменяется кровяное давление, что сопровождается вялостью и повышенной утомляемостью. Отсюда быстрая и внезапная смена состояний и настроений подростка: то он с энтузиазмом и азартом берется за трудную физическую или умственную задачу и может работать, забыв о времени и усталости, то вдруг сникает, чувствует слабость, головокружение, упадок сил. Взрослые порой не замечают или не понимают таких неровностей поведения, склонны давать собственные интерпретации, например, «конечно, как в футбол гонять - так ты первый, а за уроки садиться - устал». На самом деле подобные перепады сосудистого и мышечного тонуса – естественные проявления изменений в организме подростка, которые взрослым следует принимать во внимание, щадящее дозируя объем предъявляемых к нему требований.
Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание. Новые телесные ощущения нередко воспринимаются подростками как сенсация, причем далеко не всегда самосознание ребенка справляется с переработкой и принятием этой новой информации о своем физическом «Я». Дети переживают, что они слишком худы или толсты, стыдятся угрей (частого спутника полового созревания), боятся, что их развитие идет «как-то не так». Очень часто подростки испытывают двойственное чувство к проявлениям своего физиологического взросления - чувство гордости соседствует с отвращением и брезгливостью к собственному телу. Эти противоречивые ощущения могут проявляться в поведение в самых неожиданных формах: так, одни девочки манерой, одеждой стремятся к мальчиковому или «среднеполому» стилю, другие, наоборот, нарочно подчеркивают контуры фигуры. Мальчики нередко считают что в физическом отношении они невыгодно отличаются от своих сверстников, испытывают чувство неполноценности, становятся робкими, замкнутыми.
Взрослых коробит развязность, циничность, сквернословие подростков в высказываниях и общении с противоположным полом, однако и здесь нужно видеть не столько «плохость», сколько слабость подростка перед сложными проблемами, решать которые ребенок нередко должен один, не надеясь на понимание и поддержку взрослых. В вопросах полового воспитания мелочная опека, стремление контролировать, проверять, недоверие, ханжеская позиция взрослых не только неэффективны, но плохи еще тем, что способствуют изоляции подростка от мира взрослых, формируют неуверенность в себе, затрудняют принятие женской или мужской психосоциальной роли, и нередко толкают подростка в общество более «компетентных» в вопросах пола старших ребят. Неверной является и позиция попустительства, снятие всякого контроля родителей. Вместо ханжеского или иронично безразличного отношения со стороны взрослых подросток нуждается в доброжелательной беседе, искреннем, знающем собеседнике, и таким человеком может и должен быть кто-то из родителей.
Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» - представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» или «женственности». Не случайно, среди подростковых хобби «телесные» увлечения занимают одно из центральных мест. Мальчики начинают заниматься различными видами спорта, причем главную привлекательность этих занятий составляет возможность укрепления своей физической силы, приобретение «мужественного» облика. Взрослые должны понимать, что пристальное внимание к своей внешности в этом возрасте – естественное и нормальное явление. Между тем взрослые нередко совершенно игнорируют повышенную ранимость подростка к оценке своей, бывают назойливо бестактны, подозрительны, ироничны. Необходимо помнить, что любая бестактность взрослого, особенно публично выраженная, ведет к тяжелым психотравмам, следы, которых могут быть прослежены через многие годы.
Чувство собственной непривлекательности, зафиксированное у подростка, впоследствии может привести к стойкому чувству неполноценности, собственной ущербности, порождает такие черты личности, как замкнутость, робость, враждебность к окружающим людям.
Следует помочь подростку пережить этот трудный для него этап взросления, а для этого, прежде всего, важно установить с подростком искренние доверительные отношения, своим отношением мягко давая понять, что вы понимаете и разделяете его переживания, но при этом цените и уважайте его таким, какой он есть. Подобный контакт снимает напряжение в межличностных отношениях, помогает подростку преодолеть замкнутость в собственном внутреннем мире, поддерживает его позитивное отношение к собственному «Я».
Первостепенное значение в подростковом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. С одной стороны у подростков наблюдается стремление, во что бы то ни, стало быть, такими же, как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь». Все это является проявлением одного из главных поведенческих реакций подросткового возраста – реакции группирования со сверстниками. Дружбе нельзя препятствовать, как иногда делают некоторые родители. Чем более жестко и непримиримо относятся родители к приятелям своих детей, тем больше вероятность того, что подросток не только предпочтет общество сверстников, но и порвет всякую связь с семьей.
Следующая поведенческая реакция – реакция эмансипации представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвоботиться из-под опеки взрослых. У детей этого возраста появляется чувство взрослости, они требуют предоставления им большей свободы, самостоятельности. Мелочная опека, наказание путем дополнительного контроля и лишение минимальной свободы могут привести к конфликту.
Также для данного возраста характерна реакция увлечения (хобби). Это могут быть интеллектуально- эстетические увлечения – музыкой, рисованием, радиотехникой, историей.
Накопительные увлечения – разного рода коллекционирование: марок, значков и т.д. В такого рода увлечениях формируется тщательность, аккуратность. Эгоцентрические увлечения – всякого рода занятия, показная сторона которых удовлетворяет потребность подростка быть в центре внимания окружающих. Сюда относятся увлечения экстравагантной одеждой, художественной самодеятельностью и спортом. Конечно, у части подростков может возникать и неподдельный глубокий интерес к подобным увлечениям, для других же эти увлечения служат лишь средством привлечения внимания окружающих.
Взрослым эти увлечения подростков непонятны и неважны, порой они посмеиваются над ними, однако для самого подростка эти занятия могут быть гораздо важнее реальной жизни, запреты на них воспринимаются как самое жестокое наказание.
Знание подростковых увлечений не только помогает лучше понять своеобразие внутреннего мира и переживаний подростка, но может служить «мостом» для налаживания взаимопонимания между подростками и взрослыми и служить основой тактичного, незаметного управления поведением подростка. Знание внутреннего мира подростка, понимание его переживаний более повышает авторитет воспитателя, чем приказной и запретный стиль отношений.
Одной из наиболее частых причин конфликтов между родителями и подростками является двойственность родительского восприятия и отношения, отражающая реально противоречивый статус подростка в мире социальных отношений: еще не взрослый, но уже не ребенок. По сравнению со взрослым еще рельефнее проступают «несовершенства» ребенка – несобранный, нецелеустремленный, неспособный к систематическим усилиям. Малосимпатичный на вид подросток становится и малоудобным в общежитии: «Уже большой, а не проследишь – уроки сам не приготовит»; «Мог бы побольше помогать по дому, а тут хлеба купить не допросишься». В результате положительные качества подростка не видятся, недооцениваются, зато недостатки, скорее несовершенства, выглядят, чуть ли не сложившимися пороками.
Один из неблагоприятных типов родительского отношения – сочетание сверхтребовательности, ориентации на эталон «идеального ребенка» с эмоционально холодным, отвергающим отношением. Пример: родители Вити жалуются на потерю. Контакта с 14-летним сыном. В семье есть еще шестилетняя дочка, желанный ребенок, которую мать с отцом обожают. К Вите родители испытывают временами такие чувства гнева, порой ненависти, что их самих это пугает. С точки зрения отца, у них с сыном разные идеалы: у Вити абсолютно нет никакого интереса к математике, а отец увлекается механикой. Мать допускает, что может быть все дело в их разном отношении к сыну и дочери, т.к. именно в этом Витя их и упрекает. Однако мама склонна видеть ребячество в претензиях сына. У Вити, по словам мамы, абсолютно отсутствует чувство долга, правда, она добавляет, что он регулярно моет посуду, ходит в магазин, играет с сестрой, но все это, жалуется мама, «делает без всякой инициативы, кое-как, у него совершенно нет привычки делать все с любовью и до конца». Отец замечает, что всегда был требователен к сыну, может быть, даже суров, но ему казалось, что мальчика так и надо воспитывать.
Добиться некоторого улучшения отношений в этой семье удалось в результате более ясного осознания родителями тех противоречивых чувств, которые они испытывают к сыну, и хотя любви, близости, симпатии к сыну, может быть, и не прибавилось, но возникла более объективная оценка его качеств, его роли реального помощника в семье, требовательность дополнилась признанием Витиных заслуг.
Иной вид неправильного родительского отношения возникает на почве как раз противоположного эмоционального отношения к ребенку – излишней близости, сверхзаботы, перерастающей иной раз в известный принцип «жить за ребенка».
Двенадцатилетний Миша был желанным ребенком, хотя перспектив создания полной семьи у его матери не было. Мальчик родился не в срок, слабеньким, много болел, так что детство ребенка прошло в постоянном страхе за его жизнь; в отношениях со сверстниками был робок: нередко оказывался «козлом отпущения», не умея драться, старался всем угодить. Первые годы учебы мама или бабушка провожали Мишу в школу и встречали обратно. Уроки привыкли делать вместе, т.к. Мише трудно было сосредоточить свое внимание на деле, если оно давалось с трудом. При обращении в психологическую консультацию мама жаловалась на безынициативность сына, отсутствие интереса к школьным предметам, робость, неумение самостоятельно работать, нежелание помогать хоть в чем-то по дому, безответственность. В данном случае наблюдаются явные ошибки родительского воспитания, неправильная тактика по отношению к ребенку, называемые сверхконтролем или сверхопекой. Уместная и помогающая в более раннем возрасте (в виду реальных трудностей ребенка) эта позиция мамы теперь оказывается тормозом для развития у Миши самостоятельности, инициативы, самоконтроля и чувства уверенности в себе. И вот уже Миша предпочитает сидеть дома, а не идти на улицу со сверстниками, потому что с мамой уютно и спокойно; без мамы не садится за уроки, без указаний не сходит в магазин за хлебом. Теперь маму уже раздражает такая безынициативность и зависимость Миши, но то, что эти черты она сама воспитала и продолжает содействовать их дальнейшему развитию, мама не замечает.
Спору нет, беспокойство родителей за судьбу ребенка рождается даже раньше, чем сам ребенок появляется на свет, но именно поэтому так необходимо, прежде всего, понимать и контролировать свои родительские чувства, видеть их вклад в формирование психики ребенка. Ведь чувство страха легко передается, внушается ребенку, во многом потом определяет и его собственные пессимистические мировосприятие и самооценку. Трудно поверить в себя, если в тебя не верит самый близкий человек. Вера авансом в то, что подросток сможет, не спасует – мощная поддержка, стимул, чтобы стараться стать лучше, умнее, сильнее.
Родительская любовь питает, растит, но может и поглощать, пожирать ребенка. Нередко это случается, когда в силу определенных жизненных обстоятельств мать видит в ребенке единственно близкое существо или отец считает, что сын призван стать его вторым «Я», довершить не сделанное им самим.
Взросление подростка требует отрыва от родительской «пуповины», однако неверным было бы думать, что подросток действительно хочет разрыва с родителями, хотя все его поведение – хамство, непослушание, отстранение от семьи, казалось бы, свидетельствуют именно об этом. На самом деле подростку необходима родительская любовь – и как обеспеченный тыл и как боксерская груша одновременно. «Колотя» родителей, он проверяет, так ли крепка и вынослива родительская любовь; на родителях он пробует свои силы – ведь если не драться – не узнаешь, сильный ты или слабый; если соглашаться, не перечить, не нарушать запретов – не выработаешь свой взгляд на мир.
Информация о работе Возрастные особенности младших подростков. Пути преодоления конфликтов