Социальные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:00, реферат

Краткое описание

Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела, в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтологии. Конфликтолог — это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в «горячие точки», где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях и в разных ситуациях.

Содержание работы

Введение
Определение социального конфликта
Возникновение конфликтов. Основные типы конфликтов
Разрешение конфликтных ситуаций на стадиях развертывания конфликта
Заключение
Литература

Содержимое работы - 1 файл

Социальные конфликты.docx

— 33.38 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

  1. Определение социального конфликта
  2. Возникновение конфликтов. Основные типы конфликтов
  3. Разрешение конфликтных ситуаций на стадиях развертывания конфликта

Заключение 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Большая часть  проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами объяснения социо-культурных изменений в современном обществе. К числу крупных теоретиков конфликта следует отнести Георга Зиммеля, Питирима Сорокина, Луиса Козера, Иммануила Вал-лерштейна. Вопросы взаимоотношения противоречий, социальной структуры, конфликтов разрабатываются в работах английских социологов Джона Рекса и Антони Гидденса.

Вместе с тем, проблематика конфликта  носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом  при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа  сторон. По сути дела, в практике организации  современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтологии. Конфликтолог — это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в «горячие точки», где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях и в разных ситуациях.

Одна из наиболее известных работ  по конфликтологии в собственном смысле слова — вышедшая в США книга Роджера Фишера и Уильяма Ури, выдержавшая только в этой стране около 20 изданий и переведенная в 30 других странах. Авторы этой книги обобщают в ней свой многолетний опыт по разрешению конфликтов. Единственным условием успешной деятельности конфликтолога и реализации советов, которые даются в этой книге и других работах конфликтологического профиля, —- это желание самих конфликтующих сторон вести переговоры и находить пути к примирению противоположных интересов. О содержании конфликтологии как направления прикладной деятельности достаточно убедительно говорит содержание этой книги, изданной на русском языке в 1990 г. Вот названия ее глав: «Не ведите позиционный торг», «Делайте разграничения между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами», «Сосредоточтесь на интересах, а не на позициях», «Изобретайте взаимовыгодные варианты», «Настаивайте на использовании объективных критериев», «Как "увеличить пирог"» и т.д. К числу работ этого направления относятся и публикации известного конфликтолога Кеннета Боулдинга, специализирующегося в области общей теории конфликта применительно, прежде всего, к анализу международной переговорной практики. Другой американский исследователь — Анатоль Раппопорт  разрабатывает теоретические модели конфликтных ситуаций разного рода.

Для того чтобы иметь более полное представление об исследовательской работе в этом направлении, важно знать, что между теоретическими и сугубо прикладными работами конфликтологического характера существует промежуточное звено: тот слой теоретических разработок, которые Роберт Мертон назвал бы «теориями среднего уровня» в области изучения конфликтов. Здесь также преобладают американские авторы. Среди работ этого направления можно назвать книгу Луиса Крисберга, исследование Чарльза Тилли «От мобилизации к революции» (1978), упоминавшуюся уже работу Антони Обершелла «Социальный конфликт и общественные движения» (1973), работы Джеймса Рула «Теории гражданского насилия» (1988), Роузмари Кромптон (Великобритания) «Класс и стратификация. Введение к современным дебатам». Как видим, эти авторы специализируются либо на анализе многообразных форм конфликта, либо на его специфических аспектах. Так, в работе Л. Крисберга рассматриваются такие вопросы, как виды и ступени развития конфликтов, их основания, вопросы возникновения конфликтов и формулировки целей конфликтующих сторон, эскалации и деэскалации конфликтов, их возможные результаты, проблемы посредничества и переговорного процесса и, наконец, теории моделирования конфликта.

 

 

 

 

  1. Определение социального конфликта. Содержание конфликта.

 

Конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений, в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приобщаются к тем целям, которые выдвигают конфликтующие стороны и воспринимают их как свои собственные. Разумеется, что конфликт может быть вызван существенными причинами, затрагивающими сами основы существования соответствующих конфликтующих групп, но он может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимно исключают друг друга, а «на самом деле» можно не обострять конфликт, жить в мире и согласии.

Обращаясь к тому, что предлагает нам жизнь в современном обществе, попытаемся разобраться, как «устроен конфликт». Предварительное расчленение этого вопроса предполагает необходимость выяснения трех исходных позиций:

а) Кто участники конфликта? Кто  ведет борьбу и с кем?

б) За что именно идет борьба? Что  является предметом спора, и в  какой мере предмет конфликта  осмыслен его участниками?

в) Какие средства применяются для  достижения своих целей той и  другой стороной? Углубляют ли эти  средства конфликт или же они оставляют  возможность умиротворения сторон?

Ответы на эти вопросы образуют своего рода трехмерное пространство, которое может помочь разобраться в содержании конфликта.

Начнем с первого вопроса: кто ведет борьбу?

В политике, коммерции, трудовых отношениях и повседневной жизни часто можно встретить ситуации, в которых участники конфликта подразделяются на тех, кто открыто выступает друг против друга, и тех, кто как бы смотрит со стороны, а подчас и стимулирует конфликт, надеясь получить от него прямую или косвенную выгоду. В прямом конфликте сталкиваются интересы двух сторон: например, двух претендентов на одно место, двух национально-этнических сообществ или государств по поводу спорной территории, двух политических партий при голосовании проекта закона и т.д.

Однако при более внимательном изучении ситуации выясняется, что этот прямой конфликт или открытое столкновение интересов сопряжено с более сложной системой отношений. Так, претенденты на одно место оказываются не просто равновелики ми личностями, обладающими одинаковыми правами и притязаниями на должность. Каждый из претендентов поддерживается определенной группой людей. Если должность или позиция, по поводу которой разгорается конкуренция, имеет отношение к власти, к возможности распоряжаться другими людьми, то эта позиция является престижной, оцениваемой достаточно высоко со стороны общественного мнения. Поэтому не исключается, что открытое столкновение двух противоборствующих претендентов, может быть инициировано третьей стороной Или третьим участником, который до поры до времени остается в тени и ожидает, когда обстоятельства приведут к дискредитации соперников и общественное мнение склонится в пользу того, кто не участвовал до сих пор в борьбе за престижное место.

Весьма популярным в политике и  коммерции является провоцирование конфликтов в тех же самых целях  — дискредитации неявных противников  и оппонентов через их взаимное самоистребление. Рассматривая вопрос об участниках конфликта, нужно, следовательно, различать прямых и косвенных участников, более широкий круг заинтересованных сторон, определить, в какой мере конфликт отвечает интересам сторон, а в какой мере он является спровоцированным. Возможно, что выявление всех этих аспектов сложной конфликтной ситуации само по себе будет способствовать урегулированию конфликта: каждая из сторон поймет, что она была лишь пешкой в более крупной игре.

В условиях становления демократических  институтов власти в России в качестве реальных субъектов конфликта на макроуровне выступают структуры президентской власти. Правительство, Государственная Дума, Конституционный суд. Достижение консенсуса между этими участниками политического процесса обеспечило бы способность этих структур использовать властные полномочия в целях разрешения конфликтов на более низких уровнях общественной жизни. И напротив, конфликтность на верхних этажах власти стимулирует распространение конфликтных ситуаций в сферах, подлежащих регулированию со стороны правительства.

Как показывает опыт, особенно большое  значение в создании конфликтных  ситуаций имеет личностный компонент, т.е. способность конкретных политических деятелей, занимающих соответствующие позиции в структурах власти, обострять и без того напряженные отношения своими высказываниями или действиями. Многие депутаты и государственные деятели самого высокого ранга не всегда взвешивают последствия своих слов, не осознают того, что слово политика воспринимается в общественном. мнении не так, как слово частного лица и рядового гражданина.

Разумеется, в политике действуют  живые люди с их слабостями, достоинствами  и недостатками, симпатиями и антипатиями, с их собственным кругозором и  уровнем культуры. Но это тот слой людей, который воплощает и осуществляет представительские функции, поэтому  всякий жест, слово и реплика политического  деятеля воспринимаются как действие властной функции, расширяющей пространство влияния конкретной личности. Конкретных людей нельзя превратить в функции их политических ролей и позиций, но культура политического повеления предполагает по возможности устранение личных амбиций, симпатий и антипатий прежде всего тех людей, которые обладают властью. Неустранимая личная антипатия или чувство враждебности между политическими деятелями в высших эшелонах власти влечет за собой дополнительную напряженность, повышает коэффициент конфликтности политических отношений.

Следующий вопрос: насколько сплоченной и организованной является каждая из сторон конфликта "и каковы «механизмы мобилизации» в рамках каждой из конфликтующих сторон. Большую сплоченность и силу имеют массовые движения, укоренившиеся в сознании сравнительно широких слоев населения, передающиеся в качестве некоторых заветов от одного поколения к другому.

Перейдем теперь к вопросу об .источниках конфликта: за что же, как правило, разворачивается борьба? Каково соотношение между декларируемыми позициями и реальными побуждениями или интересами в конфликте?

Прежде всего, следует отметить бесконечное разнообразие конфликтных ситуаций и невозможность свести их окончательно к какому-либо единому началу и общему знаменателю. И все же исторический опыт и социальная практика позволяют определить некоторое число тех проблем, по поводу которых формируются конфликтные ситуации, перерастающие в конфликты. На первое место для нынешней российской ситуации следовало бы поставить такую ценность, как «богатства». Во-первых, обращение к идее социальной дифференциации позволяет каждому открыто стремиться к тому, чтобы избавиться от «бедности» и «стать богатым». В массовом сознании и в практических жизненных отношениях богатство — это не просто некоторая сумма денежных средств или имущества, а возможность расширения пределов своей деятельности и влияния. Материальным воплощением богатства является капитал, деньги, ценные бумаги, собственность на земельные участки и жилье, на средства транспорта и связи, технологии, оружие, средства рекреации. Но обладание всем этим дает человеку иное мироощущение жизни в сравнении с тем, которое существует у большинства. Это ощущение как бы безграничных или расширившихся возможностей, это ощущение власти, исключительности и привилегированности в этом мире, которое представители нового класса собственников стремятся передать по наследству.

Поскольку борьба за собственность  ведется исключительно жесткими и порою жестокими методами, постольку именно в этой области конфликты развертываются с особой силой. Эмпирическим свидетельством жесткости конфликтов по поводу богатства и собственности в российской практике являются сотни убитых предпринимателей, практика уголовных разборок, столкновений охранных отрядов, действующих по законам мафиозных структур.

Вторым не менее важным источником конфликтов является борьба за власть. Она не менее притягательна, нежели богатство как таковое. Эмпирическим выражением властных позиции являются государственные и негосударственные должности и позиции, позволяющие контролировать распределение ресурсов на основе права распоряжения, определять доступ к потокам значимой информации, участвовать в принятии решений. Поле власти создает специфическую среду общения, вхождение в которую — один из важнейших мотивов политической деятельности. Формируется чувство исключительности, которое обостряется в тех ситуациях, когда человек получает возможность распоряжаться средствами насилия: отдавать распоряжения об аресте, определять движение войсковых соединений, давать приказы о применении оружия.

Еще один источник конфликта, сказывающийся  непосредственно на характере сто протекания, — распределение властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных или управленческих структур. Чем более высокое положение затрагивается в конфликте, тем ожесточеннее борьба. Вопросы материальной выгоды здесь, как правило, отступают на задний план.

В политике скрытой доминантой всех отношений является борьба за власть.

Третий источник — престиж. Реальным воплощением престижа являются известность и популярность личности, се репутация и авторитет, сила влияния на принятие решении, демонстрируемое уважение к данному человеку и его мобилизационный потенциал. И богатство, и власть аккумулируются в престиже. Ни то, ни другое не может сохранить свое влияние, не получая поддержки со стороны общественного мнения.

Рассматривая  российскую ситуацию, важно указать  и на четвертый источник конфликтов в современной практике общественных отношений. Это человеческое достоинство. Речь идет о таких ценностях, как уважение и самоуважение, компетентность, профессионализм, представительность, признание, нравственные качества личности. В борьбе за власть и богатство, за социальный престиж особое место занимает стратегия либо на возвышение личности, либо на ее растаптывание, на унижение человеческого достоинства, на слом личности. С помощью стратегии второго типа создастся криминальная среда, формируются сообщества подонков, действующих во имя интересов хозяина. Нравственный конфликт, связанный с определением конечных ценностей или смысла человеческого существования, пронизывает все иные конфликты. Как правило, проблема нравственного конфликта сопряжена с выбором средств достижения своих целей в том или ином конкретном конфликте.

Информация о работе Социальные конфликты