Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:15, доклад
Россия вторая страна притоку трудовых мигрантов после США. По оценочным данным в 2005 году, в России проживало 12 миллионов мигрантов, [1] из которых 7-9 миллионов человек составляли трудовые мигранты [2]. Существенный миграционный прирост населения наблюдается из государств участников СНГ. Вместе с тем, мигранты из стран СНГ, особенно, работающие в России нелегально – это уязвимая группа в отношении ВИЧ инфекции.
Социальные детерминанты уязвимости трудовых мигрантов России в отношении ВИЧ-инфекции.
Россия вторая страна притоку трудовых мигрантов после США. По оценочным данным в 2005 году, в России проживало 12 миллионов мигрантов, [1] из которых 7-9 миллионов человек составляли трудовые мигранты [2]. Существенный миграционный прирост населения наблюдается из государств участников СНГ. Вместе с тем, мигранты из стран СНГ, особенно, работающие в России нелегально – это уязвимая группа в отношении ВИЧ инфекции. Только за 2010 г. России официально было зарегистрировано 58 633 случая заражения ВИЧ инфекцией среди общего населения [3], при этом половой пусть распространения инфекции становится преобладающим. Нередко существует целый ряд серьезных потенциальных препятствий для получения мигрантами профилактической информации и медицинской помощи: культурные и языковые различия, экономические барьеры, а так же административные и законодательные ограничения для нелегальных мигрантов и ВИЧ-позитивных иностранных граждан.
Пребывание на новом месте может провоцировать у рабочих мигрантов рискованное поведение в отношении заражения ВИЧ-инфекцией. Разделение с семьей и постоянными партнерами увеличивает вероятность возникновения случайных связей и использование услуг коммерческих секс работниц. Пребывание в новой стране дает ощущение освобождения от прежних социальных норм и ограничений. По результатам количественного исследования, проведенного в Санкт-Петербурге среди легальных мигрантов, получавших разрешение на работу [7], одна треть опрошенных мигрантов сообщила о наличии сексуальных контактов с многими партнерами. Средства профилактики ВИЧ использовались в среднем только в 35% половых связей. 14% мигрантов сообщили о том, что практикуют случайные контакты. Среди них 62% имели незащищенные контакты со случайным партнером. Девять процентов мигрантов сообщили о том, что в течение последних трех месяцев, на момент проведения опроса, платили за сексуальные услуги. Среди факторов, влияющих на рискованное сексуальное поведение мигрантов, был отмечен высокий уровень депрессии, а так же
низкий уровень социальной поддержки. В этих условиях становится актуальным внедрение ВИЧ-профилактических программ среди трудовых мигрантов.
Наиболее эффективными ВИЧ-профилактическими программами, направленными на работу с мигрантами, являются программы, культурно адаптированные к потребностям определенного национального сообщества в конкретном месте[4].
Разработка ВИЧ-профилактических программ, начинается с исследований. Так, качественное исследование среди граждан Таджикистана нелегально работающих в Москве на сезонной работе показало, каким образом сложившиеся социальные условия формируют явление распространения ВИЧ-инфекции [5].
Исследователи подчеркивают, что «отношение мигрантов к риску получить ВИЧ и предохранению сформировалось под влиянием жестких условий работы и проживания в Москве». Хотя некоторые мигранты владеют основной информацией о ВИЧ, и предпринимают некоторые предосторожности, таковых недостаточно для защиты от получения ВИЧ. В результатах глубинных интервью исследования сообщается, что «мигранты вследствие нелегального пребывания в России подвергаются дискриминации, избиениям, задержанию силовыми структурами, испытывают трудности связанные с проживанием в неприспособленных для жизни помещениях, сообщают о недостатке доступа к информации о ВИЧ, к тестированию на ВИЧ». Вместе с тем, как отмечают исследователи, у мигрантов имеются важные ресурсы социальной поддержки, такие как религия, община и семья. На основании полученных данных, те же исследователи Mahbat Bahromov и Stevan Weine разработали программу интервенции с учетом особенностей, свойственных социальному и семейному опыту женатых мужчин, мигрантов из Таджикистана [6]. Интересно, что данная программа ВИЧ-профилактического вмешательства, “TRAIN” (HIV prevention for migrants in transit) проводилась в поезде, следующем в направлении Душанбе-Москва. Таким образом, крайне мобильная целевая группа была собрана в одном месте в течение 5 дней поездки. Исследователи провели рандомизированное контролируемое испытание ВИЧ профилактической программы. 60 участников, предоставивших устное информированное согласие на участие в исследовании, заполнили анкеты для выявления базового уровня осведомленности о ВИЧ инфекции, 30 из них были случайным образом определенны в экспериментальную подгруппу, 3 группы по 10 чел посетили 3 ежедневные ВИЧ-профилактические сессии в вагоне-ресторане поезда. Спустя 3 месяца все участники были опрошены повторно по телефону для выявления возможных изменений. Программа поспособствовала обсуждению ВИЧ проблематики и необходимости применять средства профилактики ВИЧ, в разговорах друзьями из сообщества, с женами, обсуждениям на встречах религиозного характера. Необходима дальнейшая разработка и осуществление эффективных, культурно-адаптированных ВИЧ-профилактической программ для трудовых мигрантов в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ