Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:27, контрольная работа
Два процесса регулируют численность населения — рождаемость и смертность. Первый означает начало жизни, второй — ее окончание. В черно-белом обыденном сознании рождаемость окрашена в белый, а смертность — в черный, печальный цвет. Однако ученый должен осознавать, что единство двух основных демографических процессов — это победивший в ходе биологической эволюции механизм, обеспечивающий не только выживание популяции и вида, но и биологический и социальный прогресс. За последние два столетия человечество достигло огромных успехов в увеличение продолжительности жизни, процесс воспроизводства стал более экономным, но бессмысленно сравнивать достигнутые успехи с бессмертием.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Понятие смертности…………...………………………………………...…4
3. Факторы уровня смертности.…...…………………………………………7
4. Заключение………………………………………………………………..13
5. Список литературы……………………………………………………….14
Сравнение результатов расчетов по классификации Престона и соавторов и Ж. Буржуа-Пиша показывает, что для стран с достаточно низким уровнем смертности они дают весьма близкие результаты. Однако, если уровень достаточно высок, то целесообразно исключить из группы эндогенных причин большинство болезней органов пищеварения. Для простоты расчетов допустимо отнести к группе экзогенных этот класс заболеваний в целом.
Конкретный ответ на вопрос, относить ли данную нозологическую единицу к группе эндогенных иди экзогенных причин смерти, зависит от многих обстоятельств, в том числе от условий жизни населения. Например, в классе болезней системы кровообращения еще недавно видное место занимала причина смерти квазиэндогенной природы — ревматизм. Есть серьезные основания трактовать рак как квазиэндогенную причину смерти, однако соотношение эндогенного и квазиэндогенного составляющего в смертности от злокачественных новообразований — вопрос далекий от своего решения.
На протяжении нескольких тысячелетий на Земле господствовал традиционный тип смертности. Продолжительность жизни обычно не превосходила 30, редко, 35 лет. В годы экстраординарных повышений смертности, а такие случались периодически, продолжительность жизни падала сколь угодно низко. Повышения смертности были связаны с эпидемиями особо опасных инфекций (холера, чума, оспа и т.п.) и голодом, а также с военными действиями. «Нормальный» уровень смертности также определялся, в основном, инфекционными болезнями и другими острыми порожденными внешними условиями заболеваниями и несчастными случаями. Не менее половины детей умирало, не дожив до взрослых возрастов.
Традиционный тип смертности в Западной Европе существовал до середины XVIII в. Именно тогда в наиболее продвинутых странах Европы началось интенсивное снижение смертности.
Теория эпидемиологического перехода утверждает, что в основе этого продолжающегося в наши дни снижения смертности лежит постепенное устранение экзогенных факторов смертности и все более полная реализация эндогенного потенциала здоровья человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тенденции смертности не дают оснований для оптимизма. Затяжной, длящийся несколько десятилетий кризис смертности и предопределявшие его факторы создали инерцию, преодолеть которую будет очень сложно. Конечно, экономические и политические реформы постепенно меняют ситуацию и создают новые побуждения и возможности борьбы с ненормально высокой для конца XX в. российской смертностью, позволяют надеяться па рост направляемых на эту борьбу ресурсов и относительную эффективность рыночных механизмов их использования. Но пока реформы идут медленно и болезненно, а их влияние на смертность противоречиво. Поэтому и все имеющиеся прогнозы изменений смертности в России на ближайшие десятилетия весьма пессимистичны. Даже в наиболее благоприятных сценариях, как правило, не предполагается достижения нынешнего уровня западных стран (ожидаемая продолжительность жизни мужчин 72–75 лет, женщин-78–81 год) и через 10–20 лет.
Нуждаются в уточнении приоритеты в области здоровья и смертности. Конечно, среди них остается борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, особенно с ишемической болезнью сердца и нарушениями мозгового кровообращения, служащими одной из главных причин избыточных смертей в возрастах до 70 лет, ибо, как показывает мировой опыт, они вполне могут быть оттеснены к более поздним возрастам. Но должно быть найдено и четко обозначено место и для борьбы с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью от внешних причин – несчастных случаев, отравлений, травм и причин насильственного характера, особенно среди мужчин, у которых вызванная этими причинами избыточная смертность даже выше, чем от болезней системы кровообращения. К числу приоритетных следует отнести и меры, направленные на борьбу с выходящими из-под контроля инфекционными заболеваниями, такими, как туберкулез или сифилис, а также СПИД. С точки зрения смертности, влияние этих заболеваний пока невелико, однако их влияние на здоровье населения и их способность к быстрому распространению требуют безотлагательных и решительных мер. К числу главных приоритетов следует отнести разработку и реализацию комплекса мер по резкому улучшению здоровья и сохранению жизни рождающихся детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демографическая модернизация России, 1900-2000. Под ред. А. Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006.
2. Демография. Борисов В. А. — М.: Издательский дом NOTABENE, 1999, 2001.
3. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр. Т.1, часть 2. ВОЗ. Женева. 1995.
4. Народонаселение. Энциклопедический словарь. 1994.
5. Население России 2007. Пятнадцатый ежегодный демографический доклад. Отв. ред. А. Г. Вишневский ; Гос ун-т. — Высшая школа экономики. — М.: 2009.
6. Экономическая демография. Егорова Е. А., Карманов М. В., Кучмаева О. В. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М.: 2003.
2