Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:01, реферат
МЕТАЯЗЫК -
язык описания, язык "второго порядка", при помощи которого описываются языки-объекты. Термин "метаязык" возник в математике и математической логике, где в качестве метаязыка выступают формальные символы, связки, кванторы и операторы.
Понятие метаязыка используется:
в лингвистике, при описании естественных языков.
Доклад по дисциплине «синергетика риска»
На
тему:
«Проблемы
метаязыка»
Группа: АП-718
Студент: Шустров А.А.
Преподаватель: Букина Е.Я.
МЕТАЯЗЫК -
язык описания, язык "второго порядка", при помощи которого описываются языки-объекты. Термин "метаязык" возник в математике и математической логике, где в качестве метаязыка выступают формальные символы, связки, кванторы и операторы.
Понятие метаязыка используется:
в лингвистике, при описании естественных языков. Метаязык как язык для описания языка. Естественный язык может являться своим же метаязыком (например, для описания русского языка можно использовать тот же русский язык), или отличаться лишь частично, например специальной терминологией (русская лингвистическая терминология — элемент метаязыка для описания русского языка);
при исследовании
языков различных логико-
В классической философии: как понятие, фиксирующее логический инструментарий рефлексии над феноменами семиотического ряда;
в философии
постмодернизма, при выражении процессуальности
вербального продукта рефлексии
над процессуальностью языка. Постмодернистская
трактовка М. восходит к работе Р.Барта
«Литература
и метаязык» (1957).
Язык науки
представляет собой сочетание метаязыка
и естественного языка; при этом
метаязык – это сфера терминологии
и обозначения узких понятий,
а естественный язык – сфера моделей
и сфера морфологии и синтаксиса.
Исторически представление
о метаязыке впервые возникло в Древней
Индии. В работах индийских ученых того
времени использовался особый грамматический
язык для описания санскрита.
Метаязык (от мета...), одно из основных понятий современной логики и теоретической лингвистики, используемое при исследовании языков различных логико-математических исчислений, естественных языков, для описания отношений между языками различных «уровней» и для характеристики отношений между рассматриваемыми языками и описываемыми с их помощью предметными областями. Метаязык - это язык, используемый для выражения суждений о другом языке, языке-объекте. С помощью метаязыка изучают структуру знакосочетаний (выражений) языка-объекта, доказательства теорем о его выразительных (и, быть может, дедуктивных) свойствах, об отношении его к др. языкам и т. п. Изучаемый язык называется также предметным языком по отношению к данному метаязыку, как предметный язык, так и метаязык могут быть обычными (естественными) языками. Метаязык может отличаться от языка-объекта (например, в учебнике английского языка для русских русский язык является метаязыком, а английский - языком-объектом), но может и совпадать с ним или отличаться лишь частично, например специальной терминологией (русская лингвистическая терминология - элемент метаязыка для описания русского языка).
Поскольку слова
могут быть сравнены с буквами, употребляемыми
в алгебре, сам язык можно назвать одним
из видов алгебры, и наоборот, алгебра
есть не что иное, как язык, который особым
образом приспособлен к объяснению величин
всех родов.…И вот, если все относящееся
к языку имеет что-либо аналогичное в алгебре,
то можно надеяться объяснить трудности,
возникающие в теории языка, при посредстве
соответствующих конкретных положений
алгебры, в которой все ясно и признано
всеми, кто сделал ее предметом своего
изучения.
Понятие «метаязык» было введено и стало весьма плодотворным в связи с изучением формализованных языков - исчислений, строящихся в рамках математической логики. В отличие от формализованных предметных языков, в этом случае метаязык, средствами которого формулируется метатеория (изучающая свойства предметной теории, формулируемой на предметном языке), является, как правило, обычным естественным языком, точнее некоторым специальным образом ограниченным фрагментом естественного языка, не содержащим всякого рода двусмысленностей, метафор, «метафизических» понятий и т. п. элементов обычного языка, препятствующих использованию его в качестве орудия точного научного исследования (см. Метаматематика). При этом Метаязык сам может быть формализован и (независимо от этого) оказаться предметом исследования, проводимого средствами метаметаязыка, причём такой ряд можно «мыслить» растущим бесконечно. При всём сказанном, метаязык как орудие метатеоретического исследования формализованных языков, допускающих достаточно богатые в логическом отношении интерпретации, должен быть, во всяком случае «не беднее» своего предметного языка (т. е. для каждого выражения последнего в метаязыке должно иметься его имя-«перевод») и должен содержать выражения более высоких «логических типов», нежели язык-объект (см. Типов теория). При невыполнении этих требований (что заведомо имеет место в естественных языках, если специальными соглашениями не предусмотрено противное) возникают семантические парадоксы (антиномии).
Логика учит
нас плодотворному
Выгодность метаязыка состоит в том, что он отличается от языка-объекта и выступает как более простой, однозначный и ясный (смотри логический позитивизм). Однако в гуманитарных науках, которые с трудом поддаются формализации, в качестве метаязыка выступает тот же естественный язык, что создает определенные трудности. Мы говорим, изучаем объект - в истории, лингвистике, литературоведении,- пользуясь тем же языком, на котором история говорит в документах, язык - в речевых действиях, а литература - в своих текстах. Для того чтобы отличить метаязык от языка-объекта, он строится как терминологическая система. Чем строже эта система, тем научнее дисциплина, которая пользуется этой системой. Во всяком случае, так считалось всегда в ХХ веке до постструктурализма и постмодернизма, научных и философских парадигм, которые именно в расплывчатости и неясности метаязыка видят адекватность изучаемому объекту.
На протяжении ХХ века наблюдалась динамика понятия метаязыка от жесткости к мягкости - не прямолинейно, конечно, но общая тенденция была именно такая. Вначале логические позитивисты провозгласили поиск идеального метаязыка самой главной задачей философии, после этого Витгенштейн заметил, что говорить на идеальном языке - это все равно, что ходить по идеально гладкому льду.
Однако после
второй мировой войны в связи
с идеями формализации знания на основе
электронных систем, теории информации
и кибернетики начался новый взлет жестких
метаязыков - появилась математическая
лингвистика, семантика возможных миров,
употреблявшие сложные системы метаязыков.
Потом эти метаязыки отошли в чисто технические
разработки и вновь - на этот раз, по крайней
мере на протяжении ХХ века, окончательно
- пошла мода на мягкие расплывчатые метаязыки.
Венцом этой тенденции стал, конечно, постмодернизм.
Мы рассматриваем язык как некоторый организм, полагая, что возникнув под влиянием определенных (может быть, еще далеко не понятых нами, тем более в деталях) причин, он продолжает самостоятельно развиваться, проходя свой, специфичный путь эволюции и оказывая подчас решающее влияние на иерархически вышестоящие системы, скажем на мышление человека.