Отношение современной молодежи к нецензурной брани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:00, научная работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема коммуникаций современной молодежи очень актуальна в наше время. Все единодушны в том, что нецензурной брани нет места в нашей жизни. Однако почему то об этом все еще приходится говорить! Расхожей стала философия, что мы, русские люди, не можем жить без мата, что он у нас в крови. Плохого в нем ничего нет. Напротив, он позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар. Тем, кто так думает, нужно знать еще и следующее. Язык человека не является чем-то случайным,

Содержимое работы - 1 файл

Исследовательская работа.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Основным различием системы межличностных отношений и массовой коммуникации является то, что в рамках межличностной коммуникации устанавливается непосредственный контакт между индивидами с помощью межличностных средств общения, в то время как в массовой коммуникации обмен информацией опосредуется техническими средствами коммуникации.

Среди различных типов коммуникаций, помимо личностной, межличностной, массовой и специализированной (деловой, профессиональной, политической и т.д.), особого внимания заслуживают визуальная, мифологическая и перформансная коммуникации. Это объясняется тем, что специалист по связям с общественностью работает в особо организованной среде.

 

Визуальная коммуникация – это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений. По данным специалистов, невербальными средствами передается около 65% информации. Часто, чтобы дать понять человеку наше отношение к нему, мы ничего не говорим, а только смотрим на него с определенным выражением лица. Преимущество визуальной коммуникации в том, что она понятна большинству.

Мифологическая коммуникация основывается на мифах. Использование мифологических структур позволяет коммуникатору осуществлять неосознаваемое явно влияние на аудиторию. В силу неосознаваемости и автономности существования этих структур, аудитория не может противостоять им. В массовой политической психологии, например, реальные социальные проблемы заменяются упрощенным представлением о вечной борьбе двух мифологизированных общностей: красные - белые, коммунисты - капиталисты, Восток – Запад и т.д.. Отношение же к этим группам строится по принципу “мы - они”: мы - хорошие, они - плохие. М. Элиаде, рассматривая психотерапевтическую функцию мифа, говорит о том, что каждый герой повторяет архетипические действия, каждая война возобновляет борьбу между Добром и Злом, несправедливость отождествляется со страданиями Спасителя. Благодаря такому подходу миллионы людей могли в течение столетий терпеть могучее давление истории не впадая в отчаяние, не кончая самоубийством и не приходя в состояние духовной иссушенности, которое неразрывно связано с нигилистическим видением истории.

Миф, таким образом, представляет определенную грамматику поведения и несет свою эстетическую направленность. Он является моделью и до некоторой степени оправданием всех человеческих поступков. Миф разворачивается в каком-то нетрадиционном пространстве, где есть опасность или внеобыденность. Но мифологическое пространство не только нетрадиционно, оно еще и не реализуемо: ведь если все Золушки будут превращаться в принцесс, то кто будет мыть посуду? Миф актуален и сегодня. Современные средства коммуникации, в особенности телевидение и Internet, конструируя реальность, формируют свое мифологическое пространство. Появляются новые мифы и герои, под воздействием которых происходит трансформация современной культуры. Реальные или мифические герои продолжают оказывать влияние на юношеское сознание. Они являются образцами для подражания и указателями приоритетного направления развития социума.

Перформансная (performance – представление, спектакль) коммуникация основывается на ритуалах. Ритуалы – важная составляющая жизни любого общества. Они несут в себе символически выраженные коммуникативные сообщения. Перформансная коммуникация часто характеризуется театральностью со своими правилами и ролями. Под ее влиянием происходят не только культурные, но и политические мероприятия. В рамках связей с общественностью, например, ритуалы превращаются в такое явление, как презентации.

Ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) или обсценная лексика (от лат. obscene — непристойный, распутный, безнравственный) — сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, богомерзкие, невыносимо отвратительные, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Лингвисты отделяют понятия ненормативная лексика и табуированная лексика от обсценной лексики. Обсценная лексика является лишь одним из видов этих двух лингвистических феноменов. Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат.

Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи:

        повышение эмоциональности речи;

        разрядка психологического напряжения;

        оскорбление, унижение адресата речи;

        демонстрация раскованности, независимости говорящего;

        демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;

        демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и т. п.

В. И. Жельвис выделяет 27 функций инвективной лексики, хотя здесь иногда смешаны первичные и вторичные функции, и деление иногда выглядит слишком дробным:

1.      как средство выражения профанного начала, противопоставленного началу сакральному,

2.      катартическая,

3.      средство понижения социального статуса адресата,

4.      средство установления контакта между равными людьми,

5.      средство дружеского подтрунивания или подбадривания,

6.      «дуэльное» средство,

7.      выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения»,

8.      криптолалическая функция (как пароль),

9.      для самоподбадривания,

10. для самоуничижения,

11. представить себя «человеком без предрассудков»,

12. реализация «элитарности культурной позиции через её отрицание»,

13. символ сочувствия угнетённым классам,

14. нарративная группа — привлечение внимания,

15. апотропаическая функция — «сбить с толку»,

16. передача оппонента во власть злых сил,

17. магическая функция,

18. ощущение власти над «демоном сексуальности»,

19. демонстрация половой принадлежности говорящего,

20. эсхрологическая функция (ритуальная инвективизация речи),

21. в психоанализе применяется для лечения нервных расстройств,

22. патологическое сквернословие,

23. инвектива как искусство,

24. инвектива как бунт,

25. как средство вербальной агрессии,

26. деление на разрешенные и неразрешенные группы,

27. как междометие.

Разновидностью обсценной лексики, получившей большое распространение в русском языке, является русский мат, насчитывающий 6-7 словооснов. В русском языке присутствует также несколько десятков других обсценных слов, не являющихся матерными и значительно менее табуированных, но тоже считающихся «неприличными». Давно установлено, что русская обсценная лексика имеет древние славянские и индоевропейские корни. Современные исследователи не рассматривают всерьёз бытующее в русском народе ненаучное представление о том, что обсценная лексика была заимствована русскими из татарского во время татаро-монгольского ига. При этом предлагаются различные варианты этимологии основных словообразовательных корней, однако все они, как правило, восходят к индоевропейским или праславянским основам.

Исследователь классифицирует русскую бранную лексику по функционально-тематическому принципу, выделяя следующие основные группы:

        Наименования лиц с подчеркнуто отрицательными характеристиками типа:

o         глупый, непонятливый человек;

o         подлый, низкий человек;

o         ничтожный человек, ничтожество;

o         проститутка, продажная женщина.

        Наименования «неприличных», социально табуированных частей тела — «срамные слова».

        Наименования процесса совершения полового акта.

        Наименования физиологических функций (отправлений).

 

[http://best-stroy.ru/dic/business.php?dic_tid=6126&dic_ltr=%CA

 

 

 

 

 

 

 

II глава. Практическое исследование проблемы коммуникаций современной молодежи

 

2.1. Характеристика основного метода исследования

 

Для проведения исследования нами была самостоятельно разработана стандартизированная анкета для современной молодежи, которая включала восемь вопросов.

 

Первый вопрос данной анкеты был задан с целью выяснения: как современная молодёжь относится к матерным словам.

Цель второго вопроса: установить временную периодичность употребления обесцененной лексики. Вопрос включал в себя пять вариантов ответов, которые помогли определить: как часто использует молодежь нецензурную лексику в своем разговоре и использует ли вообще.

Третий вопрос  выявляет цель употребления ненормативной лексики. Помимо трех предложенных вариантов, опрашиваемым давалась возможность написать свой вариант ответа.

Четвертый вопрос был задан для выяснения того, как поведет себя респондент в случае, если станет свидетелем матерной брани.

Следующий, пятый вопрос задан с целью выяснения совместимости здорового образа жизни со сквернословием.

Шестой вопрос. Этот вопрос включен с целью, узнать мнение молодежи по поводу «повального» распространения мата в наше время.

Седьмой, завершающий опрос, вопрос является открытым и дает опрашиваемым возможность подумать, порассуждать и предложить реальные решения данной проблемы.

Завершает анкету социальный блок, включающий в себя  вопросы о поле, возрасте и социальном положении опрашиваемой категории.

 

2.2. Результаты анкетирования

 

Для большей наглядности ответы разделили по половому признаку опрашиваемых. 

На первый вопрос «Как вы относитесь к матерным словам? » 80% подростков мужского пола  ответили в утвердительной форме. У девушек результат получился 45% «хорошо» На второй вопрос о периодичности употребления нецензурной лексики 80% опрашиваемых девушек из 100%  употребляют её несколько раз в день и лишь 20% из опрашиваемых выбрали вариант «Редко вырывается, но очень об этом сожалею». Из молодых людей 60% употребляют бранную речь несколько раз в день, но 40% вырывается редко и они об этом очень сожалеют.

На третий вопрос, звучавший как «С какими целями вы употребляете нецензурные выражения?» ответы были уже более разнообразнее.  40%  молодых людей употребляет нецензурные выражения для «красного словца», у 40% юношей браные слова вырываются случайно и для 20% парней употребление непечатной лексики дает эмоциональную разряду. Для 40% девушек нецензурная лексика – это эмоциональная разрядка, ещё у 40% мат вырывается случайно. А оставшиеся 20% девушек ругаются для «красного словца».

Суть четвертого вопроса – проста: хочет ли опрашиваемый человек прекратить употреблять ненормативную лексику? Из юношей это хочет сделать  80%, остальные 20% опрошенных вполне довольны своей речью и культурным уровнем. Как не удивительно из опрошенных девушек все 100% хотят перестать употреблять нецензурную грань, что, несомненно, радует.    

 

На пятый вопрос опрашиваемым давалась возможность  дать свободный ответ, то есть написать свой вариант ответа на вопрос: «Что нужно предпринять, чтобы снизить уровень употребления населением нецензурной лексики?». 80% девушек считает, что в этом деле поможет увеличение штрафа за употребление ненормативной лексики в общественном месте, а 20% уверенны, что решением данной проблема, является лишь самовоспитанный контроль над собой. Среди юношей мнения разделились. 20% парней поддерживают идею об увеличении штрафа.  40% молодых людей считают, что нужно просто следить за собой и своей речью. Государство должно больше уделять внимание отечественной культуре и подвергнуть жесткой цензуре кино и СМИ, в том числе и Интернет. Такие решительные меры поддерживает 20% юношей, а среди других 20% популярна идея о лечении людей, употребляющих нецензурные слова с помощью электрошока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, наше исследование показывает, что юноши используют в своей речи ненормативную лексику чаще, чем девушки. В среднем периодичность употребления нецензурной брани у обоих полов – несколько раз в день, причина – эмоциональная разрядка или дополнение своей речи для большей выразительности и экспрессивности. 

Результаты нашего исследования не утешительны, речь молодежи деградирует с каждым годом всё больше и это стало одной из главных проблем нашего общества. Но что же делать?  Как же избавиться от сквернословия?

Вот несколько универсальных рекомендаций:

 

1) Не говорите плохих слов сами. Не нужно бояться быть "белой вороной". Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: "Все пусть говорят, а я не буду!".

Если вы обычно не выражаетесь нецензурными словами, но в пылу ссоры, бывает, срываетесь, то примите во внимание следующее. Даже если вы всего лишь привели слова оппонента, другими людьми они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона. Значит, может пострадать ваш собственный авторитет и доверие к вам может быть подорвано.

Информация о работе Отношение современной молодежи к нецензурной брани