Образование семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:13, реферат

Краткое описание

Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как "союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права." Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа.

Содержимое работы - 1 файл

Семья образуется посредством брака.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)
 

   Семья образуется  посредством брака. Классический  юрист Модестин определял брак  как "союз мужчины и женщины,  соединение всей жизни, общность  божественного и человеческого  права." Это идеалистическая трактовка  брака не соответствовала реальному  положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в  этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно- семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований "человеческого права" брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.[5]        

 Вплоть до  Юстиниана римское семейное право  различало matrimonium iustum, законный римский  брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство  мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака.[6] Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.       

 В доюстиниановом  праве различали два вида брака,  совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию  имущественные и личные отношения  супругов и даже неодинаковое  правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.        

 Первым видом  был брак cum manu mariti, т. е. брак  с мужней властью, в силу  которой жена поступала либо  под власть мужа, либо под власть  домовладыки, если  сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.       

 Второй вид  брака- sine manu mariti, при котором жена  оставалась подвластной прежнему  домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением  основать римскую семью, иметь и воспитывать детей.  Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть- по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.[7] По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias.[8] Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали.        

 Создавая  различный строй отношений между  мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от  друга порядком заключения и  прекращения. Заключение брака  cum manu требовало соблюдения определенных  обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению  одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа.       

 Основные  начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.[9]       

 Неоднозначное  правовое происхождение института  брака в целом определило сложность  его юридической конструкции  в римском праве. Брак характеризуется:

1. Взаимностью:  в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили,      

 безусловное  равенство сторон не является обязательным условием брака;

2. Состоянием  физической зрелости и наличием  определенных сексуальных качеств  партеров. Не может рассматриваться  в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а  также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

3. Согласием  партнера;

4. Наличием половой  связи между партнерами в браке.  Тот брак, при котором сексуальные  отношения заранее исключаются, не может считаться действительным;

5. Стремлением  партеров заключить именно брачный  союз;

6. Постоянной  совместной жизнью супругов: партнеры  в браке ведут общее хозяйству,  живут вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.[10]        

 Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании  не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства.       

 Родство определялось  по линиям и степеням. Лица, происходящие  одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первой степени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени.       

 Брак в  Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо ) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).       

 Собственно  заключение брака распадается  на два раздельных в своем  правовом значении события: обручение  и собственно брачная церемония.    Обручение  обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.       

 Основным  моментом собственно заключения  брака, рождавшим все предусмотренные  правом последствия личного и  имущественного характера, признавался  увод жены в дом мужа; все  другие обрядовые процедуры только  символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей.[11] С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему  происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.       

 Брак признавался  ничтожным: между родственниками  по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.[12]        

 Прекращался  брак, заключенный по всем правовым  требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись:

1. Смерть супруга

2. Заявление об отказе от брачного союза- развод

3. Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более- утратой свободы, или изменением гражданства.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению  отказа от брачной жизни (repudium). Свобода  развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.       

III. Личные и имущественные  отношения между  супругами.       

 Действительный  брачный союз предполагал взаимные  права и обязанности супругов  как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.        

 Личные и  имущественные отношения между  супругами  были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.       

 В браке  cum manu жена, став юридически чужой  своей старой семье, подчинена  власти мужа, которая в принципе  не отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения е жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены  и ее, условно, рабочая сила   с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений.  Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.       

 Брак sine manu не  менял юридического положения  жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае, если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после  брака она остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены.[13] Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги (видимо, в случае, если она- persona sui iuris) или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, так и имущественных отношениях.       

 Независимо  от формы брака на особом  правовом положении находились  две категории брачных имуществ: приданное (dos) и брачные дары (dos propter nuptias).       

Информация о работе Образование семьи