Каким образом такие факторы, как класс, этничность и сексуальная ориентация формируют наш гендерный опыт?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:38, сочинение

Краткое описание

Психология гендера признает три фактора в качестве определяющих гендерный профиль индивида: 1)мощная бессознательная компонента, возникающая вследствие процессов семейного воспитания; 2)влияние моделей гендерной социализации, принятых в данном обществе; 3)биологические факторы.

Содержимое работы - 1 файл

Гендер.docx

— 17.21 Кб (Скачать файл)

Каким образом такие  факторы, как класс, этничность и  сексуальная ориентация формируют  наш гендерный опыт?

Психология гендера признает три  фактора в качестве определяющих гендерный профиль индивида: 1)мощная бессознательная компонента, возникающая вследствие процессов семейного воспитания; 2)влияние моделей гендерной социализации, принятых в данном обществе; 3)биологические факторы. 

Некоторые психологи полагают, что “ гендер – это не то, что мы видим и делаем, а то что мы есть. Гендерный опыт – это бессознательный клубок, состоящий из ранних воспоминаний, изменчивых аффектов, надежд, страхов, опасений, который никогда не может и не должен быть редуцирован до ограниченного набора осознанных функций, типов поведения или ролей”.

Если  гендерная идентичность (пол) биологически детерминирован и дает возможность  бинарного выбора между мужским  и женским, то гендерная роль и  ее идентификация является гораздо  более сложным концептом или  процессом, представляющим собой интериоризацию бессознательного, физических схем того, что для каждого индивида означает “быть мужчиной” или “быть женщиной ”. Такие схемы опосредуются контекстом соответствующего общества, культуры и семьи. Иными словами, уже на очень ранних этапах развития  человек знает, что имеет пол: “У нас есть набор гормональных и биологических субстратов, обеспечивающих наше восприятие себя как существа, имеющего пол. Однако представление о том, что означает быть “женственной” или быть “мужественным”, неразрывно связано с нашими ранними воспоминаниями (называемыми идентификацией) о других мужских или женских фигурах, так же  как с социальными и культурными ожиданиями в связи с гендерной ролью”.

Говоря о социальном аспекте  формирования гендерного опыта, следует  упомянуть, что социальные изменения могут быстрее происходить в тех странах, где не столь велика покорность властям и верность групповым нормам. Западные культуры, подобные той, которая сложилась в США, характеризуются психологами как индивидуалистические общества, в которых люди больше интересуются собственной карьерой, личными правами и независимостью, и это обстоятельство облегчает отступление от превалирующих социальных норм. Коллективистские общества, подобные японскому, придают повышенное значение подчинению индивидуальных целей коллективным, что проявляется в повышенной заботе о потребностях окружающих и взаимозависимости.

Другой аспект, влияющий на гендерно-ролевые изменения, касается свойственных культуре представлений о равенстве. Гоффман предположил, что гендерные роли изменятся, когда общество откажется от представления, что эти роли основаны на биологических различиях, и признает необходимость всеобщего социального равенства. Однако во многих культурах социальное равенство не является доминирующей ценностью. Например, в Индии следствием системы каст является различное отношение к людям, обусловленное принадлежностью человека к социальной группе, в которой он родился. В основе этой системы лежат индуистские религиозные представления, согласно которым рождение человека внутри определенной касты обусловлено его деяниями в прошлых жизнях. Страны, отличающиеся более явным расслоением и принимающие классовые различия как должное, могут более охотно мириться с неравенством. Чтобы добиться поддержки, женским движениям в этих странах, возможно, придется воспользоваться иными мотивировками, чем те, к которым прибегают в странах Запада.

Дискуссия о гендере в различных культурах поднимает еще один вопрос — сохранение культурного разнообразия. Разумеется, если какая-то культура отличается от нашей, это вовсе не означает, что она плоха. С другой стороны, философы говорят о «культурном релятивизме»,— идее, что нечто правильно (или ошибочно) с моральной точки зрения, если культура говорит, что это правильно или ошибочно. Если мы примем культурный релятивизм без оговорок, то придется согласиться, что никакие модели поведения не являются аморальными, поскольку есть страны, где их не считают таковыми. Следует ли бить жену лишь потому, что в Кувейте такие действия являются допустимым культурным обычаем? А как быть с ритуальным повреждением женских гениталий в некоторых африканских странах? Естественно, что мы не должны отвергать культурные обычаи. Но должны ли мы из уважения к существующей культуре принимать культурные обычаи, очевидным следствием которых становится нанесение серьезного ущерба большим сегментам общества? Если бы мы поступили подобным образом в США, то не отменили бы рабство, не позволили женщинам голосовать и не приняли законы о гражданских правах.

Разделение труда на основе половой принадлежности присуще  всем культурам, как присущи им гендерные  стереотипы, дифференцированная социализация мальчиков и девочек и более  низкий статус и меньшие властные возможности женщин по сравнению с мужчинами.

Данные различных исследований свидетельствуют об общекультурном подобии гендерных стереотипов. Исследование, проведенное в 25 странах, показало, что мужчин, как правило, считают более предприимчивыми, а женщин — более хозяйственными, хотя были выявлены культурные различия в том, в какой степени жители разных стран производят дифференцирование между полами по этим характеристикам. Во всех странах стереотипным являлось изображение женщин более слабыми и пассивными, чем мужчины. Страны с религиями, в которых женщины играют видную роль, отличались более положительными стереотипами женщин, чем страны, где все значимые религиозные фигуры — мужчины и религиозные обряды отправляются мужчинами.

Таким образом, идентификация себя как биологически мужского или женского существа представляет интерес, но рассматриваться это должно наряду и совместно с тем, что наша культура, общество и семья делают для вписывания этого биологического субстрата в формирование парадигмы ожиданий относительно гендерной роли. Таким образом, гендер – это сложная  социальная и психическая конструкция, осознаваемая индивидами по-разному и не могущая быть сведена к простому линейному соотношению с гендерной ролью по типу “один к одному”.


Информация о работе Каким образом такие факторы, как класс, этничность и сексуальная ориентация формируют наш гендерный опыт?