Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:15, реферат
С распадом социализма на постсоветском пространстве началось формирование национальных государств и экономического неравенства. Под лозунгами национального возрождения, нормализации порядка или возвращения женщин к их «истинному предназначению» происходило вытеснение женщин с рынка труда и публичного пространства в целом и переопределение женского через концепты сексуальности и заботы; сексуализация и объективация женского тела нередко представлялась как торжество антисоветской свободы выбора; началась передача функций ухода и заботы от государства в «женские руки», возник сексуальный трафик
В основе концепции гендерного равенства лежал марксизм, связавший угнетение женщин с существованием частной собственности и классового неравенства. Бороться за достижение женского равноправия, писала Александра Коллонтай, «значит бороться против основ капиталистического строя, значит стремиться к уничтожению классового деления общества, значит очищать путь к новым формам общежития.»
Подобно тому, как капиталист эксплуатирует и угнетает рабочего на фабрике, так и мужчина, присваивая неоплаченный женский труд в семье или на хозяйстве, является угнетателем и эксплуататором. Соответственно, гендерное неравенство может быть ликвидировано только с исчезновением классов и построением социализма, а путь к этому лежит через выход женщин в сферу оплачиваемого труда, получение ими образования и овладение современными профессиями. Достичь этого было невозможно без организации системы доступных (т.е. дотированных) детских садов и ясель, легализации абортов, развития государственной медицины, женского образования, обеспечения оплаченных декретных отпусков. Таким образом, решение женского вопроса в советской Белоруссии, как и в СССР в целом, приравнивалось к существованию такой системы социальной защиты, которая обеспечивала бы женщинам возможность совмещать материнство и работу вне дома. Со временем женщины оказались одновременно освобождены от зависимости от мужчин как таковых. Но зависимы от социалистического государства, в то время как общество считало проблему гендерного равенства решенной. Поэтому те вопросы, которые западный феминизм начиная с конца 1960-х годов стал связывать с мужским доминированием – насилие над женщинами, эксплуатация женской сексуальности и контроль над ней, непризнание женской личностной автономии и т.д. – не поднимались на уровне государства и общества.
С распадом социализма на постсоветском пространстве началось формирование национальных государств и экономического неравенства. Под лозунгами национального возрождения, нормализации порядка или возвращения женщин к их «истинному предназначению» происходило вытеснение женщин с рынка труда и публичного пространства в целом и переопределение женского через концепты сексуальности и заботы; сексуализация и объективация женского тела нередко представлялась как торжество антисоветской свободы выбора; началась передача функций ухода и заботы от государства в «женские руки», возник сексуальный трафик. Некоторые белорусские политические движения и партии, используя лозунги «демографической безопасности» и «христианской нравственности» и представляя тело женщины как «тело нации», которому грозит опасность и которое нуждается в мужской защите, инициировали дискуссии о запрете абортов, ограничении женского репродуктивного выбора и возвращении женщин в традиционную семью.
В ответ на эти тенденции и в связи с развитием гражданского общества в Беларуси начали возникать независимые женские группы и инициативы, стремящиеся не только обсуждать положение женщин и вести дискуссии по тем вопросам, которые не поднимались в советский период, но и участвовать в формировании политики, а также присоединиться к международным феминистским и демократическим дебатам и действиям. Одним из первых проектов, начавшем поднимать в постсоветской Беларуси феминистские темы – историю несоветского женского движения, понятие равных возможностей, участие женщин как самостоятельной силы в политике – можно считать «Женскую газету», которая с 1994 года публиковала отдельные тексты по феминистской теории и переводы западных феминистских авторов. Большинство женских групп, которые продвигали феминистскую идеологию, возникли в городах и создавались образованными женщинами. Некоторые из этих проектов были связаны с развитием новой области – гендерных исследований: в 1997 году в Европейском гуманитарном университете был создан Центр гендерных исследований, поставивший перед собой научные и образовательные задачи и открывший в 2000 году единственную в бывшем СССР магистерскую программу по гендерной теории. Работая с 2005 года в Литве (куда ЕГУ был вынужден эмигрировать), ЦГИ продолжает сообщество феминистских исследователей и активистов.
Феминизм и постсоветское неравенство
Постсоветский женский активизм, сформировавшийся в основном в крупных городах и при поддержке международных организаций, сконцентрировался вокруг тем насилия, в том числе сексуального, против женщин, трафика, домогательств и т.д. это позволило принести в общественные дискуссии либеральные идеи, требовать реформ, равных возможностей, следования международным конвенциям, открытия шелтеров и горячих линий, т.е. переопределить «женский вопрос». Его новая формулировка ставила во главу угла не сколько бесплатный детский сад или оплачиваемый декретный отпуск, сколько либеральное понимание прав женщин, их представительство, автономию, независимую субъективность, право на свое тело и сексуальность. Такой дискурс воспринимался частью общества как противопоставляющий женщин и мужчин: он представлял не капитализм (ставший причиной угнетения части женщин, и мужчин), но патриархат (стремление мужчин к доминированию) причиной нового угнетения, хотя следует говорить о взаимодействии того и другого в условиях формирования постсоветской социальной стратификации. Концепция гендерного равенства, порожденная другим общественным устройством, казалось, отражала в больше й степени интересы женщин, которые имеют доступ к ресурсам или (культурным, символическим или экономическим)капиталам и заинтересованы в равных возможностях профессиональной реализации и продвижения по карьерной лестнице. Те же, в основном рабочие или сельские женщины, которые связывают постсоветские реформы с ухудшением своего положения и не получили вследствие их осуществления доступа к новым возможностям, приветствуют те меры, которые белорусское правительство активно осуществляет в последние годы. Эти меры (оплаченный декретный отпуск, доступный детский сад, государственная медицина и т.д.), сосредоточенные на социальных правах женщин как матерей и являющиеся продолжением советской гендерной политики, мало пригодны к условиям рынка: они не предполагают женской автономии и не в состоянии ответить на гендерные вызовы современной эпохи.
Таким образом, антилиберальное государство проповедует в отношении женщин ту же ограничительную идеологию, что и многие оппозиционные ему, формально демократические, но патриархальные в своей основе организации, а феминизм как идеология и политическая практика часто представляется белорусской государственной и независимой прессой как «заговор» женщин против мужчин. Участницы/ки феминистских групп и проектов. Стремясь представить цель своей деятельности как борьбу за более справедливое общество, испытывают в этом значительные трудности.
Феминистские организации и проекты: вызовы и перспективы
Феминистскими в современной Беларуси можно считать те проекты, которые направлены на осуществление солидарности, реализацию независимой субъективности и признание полноценного гражданства и человеческой автономии женщин. Некоторые организации, не объявляя себя феминистскими, придерживаются идеологии и осуществляют деятельность, которую можно считать феминистской. Это, например, «Женское независимое демократическое движение» ( правоприемник Белорусского женского христианско-демократического движения), которое проводит тренинги семинары, осуществляет просветительскую деятельность, оказывает помощь в установлении социальных контактов и поддерживает женское предпринимательство. Более десяти лет «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» осуществляет совместно с программой «Ла Страда – Беларусь» проекты по предотвращению торговли женщинами и детьми. В 2009 году была создана общественная организация «Адлiга: Женщины за полное гражданство». Среди целей «Адлiгi» - привлечение и поддержка женщин-лидеров и борьба против милицейского насилия в отношении активисток.
В последние годы возникли несколько феминистских проектов в сфере коммуникации и массовой информации: электронный «Гендерно-ориентированный Журнал «АМРНI», распространяемый по рассылке; журнал «Wargazm», который издавала независимая женская инициатива «Дрянные девчонки»; программа на net-radio «Критические дни», поднимающая сложные вопросы женской телесности, семантики красоты и моды и преподносящая их слушателям в форме «простодушного» диалога двух молодых женщин, журналистки и художницы.
Частью
белорусского общества феминизм рассматривается
как достояние элит, проповедующих
рынок и экономический