Исследование религии в работах Эмиля Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Тему религии затрагивали в своих социологических теориях многие классики социологии. Макс Вебер рассматривал религию в тесной связи с функционированием капиталистического общества, отношениями в нем и хозяйственной деятельностью. В его творчестве социологическая наука впервые столкнулась с выявлением тесной связи между религией и общественной, прежде всего экономической организацией жизни людей. В социологии религии Вебера четко выражена соотнесенность духа капитализма и духа протестантизма.

Содержимое работы - 1 файл

проба.docx

— 59.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Глава 2. Основные положения социологии религии Э.Дюркгейма

2.1 Э.Дюркгейм о  сущности религии, ее роли в  жизни общества

Безусловно, многие положения, обосновывающие “социологизм” Дюркгейма, занимают свое важное место в его теории. Но наиболее яркое и последовательное воплощение дюркгеймовского “социологизма” проявилось в его концепции религии.

 В развитии идей Дюркгейма о религии можно выделить три этапа.

 Первый этап начался с  училища и закончился курсом  лекций о религии, прочитанным  им в 1895 г. В этот период на него оказали влияние, в основном, Конт, Спенсер, Фюстель де Куланж и Вильгельм Вундт, лекции которого он посещал, находясь на стажировке в Германии в 1885-1886 гг.  К тому времени уже была опубликована его диссертация “Социальное разделение труда” (1898)  и готовилась работа “Самоубийство: социологическое исследование”.

Следующий этап - с 1895 по 1906 г. – характеризуется интенсивным изучением работ по этнологии.

Третий этап - это публикация работы  “Элементарные формы религиозной жизни” (1912), на которой и заострится внимание. Целью книги стала разработка общей теории религии, на основании анализа первичных и наиболее простых религиозных институтов.

У Дюркгейма были свои взгляды на религию. Рассматривая имеющиеся определения религии, он подверг критике точку зрения, согласно которой для всякой религии характерно понятие сверхъестественного. Оно обычно применяется к любой категории явлений, выходящих за пределы нашего разума.  Сверхъестественное — это мир непознанного, непостижимого. Но, по мнению социолога, эта идея весьма поздно появляется в истории религий. Понятие религиозного не совпадает с понятием необычного, непредвиденного, таинственного. Идея таинственного не содержит в себе ничего исходного. Она не дана человеку изначально, поэтому занимает какое-то место лишь в небольшом числе развитых религий. Первобытная религия стремилась объяснить привычный порядок вещей, а не чудо. Идея сверхъестественного не применима для общего определения религии.

Не удовлетворяло Дюркгейма  и определение религии через  понятие божества. Есть обряды без богов и даже такие, от которых происходят боги. Не все религиозные свойства проистекают от личностей  богов. Существуют культовые отношения, не имеющие целью соединять человека с божеством. Следовательно, религия выходит за рамки идеи богов и духов.

Определяя религию, Э.Дюркгейм  отмечал, что она главным образом представляет собой “социальный факт”. Элементарные религиозные явления он разделял на две категории: верования и обряды. Первый - состояния сознания, выражающиеся в представлениях; вторые - определенные способы действия. Чтобы охарактеризовать данное действие, нужно обозначить его объект, природа которого выражена в веровании. Определить обряд можно после того, как определено верование. Все известные религиозные верования содержат одну и ту же общую черту: классификацию реальных или идеальных явлений на два класса, обозначаемых  терминами “профанное” и “священное”. Такое разделение - отличительная черта религиозного мышления.

Свойство “святости” не связано с природой самой вещи, почитаемой в качестве священной. Предмет, не бывший священным, может благодаря тем или иным обрядам стать таковым. Границы священного неопределенны - оно может быть всюду и нигде. Само “священное” начало не имеет какого-нибудь индивидуального однозначного облика. “Священное” и “профанное” всегда и везде для человеческого ума представляют два отдельных рода, два мира, между которыми нет ничего общего. Религиозное явление предполагает постоянно двойственное разделение познаний и познаваемого мира на два рода, охватывающих все сущее, но исключающих друг друга. Священные вещи защищены и отделены запретами; непосвященный не может безнаказанно их касаться. Профанные - те, к которым эти запреты применяются и которые должны оставаться на расстоянии от первых. Религиозные верования выражают природу священных вещей и их отношение либо между собой, либо с профанными вещами; обряды представляют собой правила поведения, предписывающие, как человек должен вести себя со священными вещами. Священный характер какого-то объекта не является ему самому внутренне присущим - он им наделяется.

Религиозные представления являются коллективными представлениями, выражающими коллективные реальности; обряды - это способы действия, возникающие только в группах и призванные создавать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп. Религиозные верования всегда являются общими для определенной группы, которая признает свою приверженность им и связанным с ними обрядам. Они не только допускаются всеми членами данной группы в качестве личного дела, они являются делом всей группы и создают ее единство. Составляющие ее индивиды чувствуют себя связанными между собой уже тем, что у них общая вера. Общество, члены которого едины потому, что они одинаково представляют себе священный мир, его отношения с профанным миром и выражают это представление в одинаковых действиях - есть то, что называют церковью. Священное производится обществом, наделено особым моральным авторитетом и властью. Ему присущи два свойства: запретность, отделенность от всего прочего и способность быть объектом любви и уважения. Священное - источник принуждения, запрета и одновременно предмет поклонения. Сферу профанного образует повседневная жизнь с частными интересами, обычными занятиями, эгоистическими наклонностями.

С помощью разделения священного и  профанного Дюркгейм осмысливал соотношение социального и индивидуального и на этой основе дал следующее определение религии: “Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т. е. вещам отделенным, запретным; это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую Церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды”. [Элементарные формы религиозной жизни] Под церковью здесь подразумевается не та особая социальная форма религиозной организации, которая в истории религии появилась только с возникновением христианства, а самое простое, исходное значение этого слова - собрание верующих, группа “единоверцев”. Религия есть особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше индивидов и подчиняют их себе, она являет собой “систему идей, при помощи которой индивиды представляют себе общество, членами которого они являются, и связи, которые они с ним имеют”. Это определение Дюркгейм относит к любой религии - от самой элементарной до самой сложной.

 

Дюркгейм подчеркивал наличие  в религии систем знаков, эмблем, символов. По его мнению, эмблема  используется в качестве связующего, собирательного центра любой группы. Выраженная в материальной форме, эмблема социального единства делает его более очевидным. Индивидуальное сознание остается закрытым для всех остальных; члены группы могут общаться только с помощью знаков, которые выражают их внутренние состояния. Если между ними устанавливается общение, которое становится реальной общностью, и в одно общее сознание сливаются все партикулярные сознания, то знаки, их выражающие, как бы сливаются в один - единственный и уникальный знак. Использование эмблематических символов дает индивидам знать, что они едины. Коллективные представления предполагают воздействие и реагирование на воздействие со стороны другого; они - продукты таких взаимодействий, которые возможны лишь через материального посредника. Индивидуальное сознание не способно вступать в контакт с некоторым другим, не выходя за пределы себя самого; но оно не может этого сделать помимо каких-то движений. Их гомогенность есть то, что дает группе осознание себя. Если однажды гомогенность установилась и движения приобрели стереотипную форму, то они служат символизации соответствующих представлений, - однако лишь потому, что принимают участие в их формировании. Без символов “социальное сознание” может иметь только непрочное, случайное существование.

Он выбирает для исследования тотемизм как “элементарную форму религии”, которая, как он считает, первична, т.е. не возникла из более ранней, и содержит в “чистом виде” эти два необходимых признака, по которым можно узнать религию и отличить ее от того, что на религию может походить, но все же религией не является. Он считал, что нашел эмпирическое доказательство собственной теории в австралийском тотемизме.

В связи с этим Дюркгейм подверг глубокому анализу австралийскую тотемную систему. Тотем символизирует включенность индивидуума в определенную группу, является знаком ее интеграции. Тотем является эмблемой, символом данной группы. Он позволяет определить принадлежность индивидуума к данному клану и отличить его от представителей других кланов. Таким образом, тотем, согласно Дюркгейму, есть, прежде всего, имя клана. Члены клана соединены между собой связью родства, но родства не кровного. Основанием их родства является не единство крови, а то обстоятельство, что члены клана считают себя родственными с тем или иным животным или растением. Все индивиды, считающие себя родственными, например с кенгуру, состоят в родстве между собой и образуют один клан, тотемом которого будет кенгуру и названием которого будет также “кенгуру”. Члены клана называют себя “людьми кенгуру” в отличие от “людей ящерицы”, например.

Сам тотем представляет собой изображение  в виде рисунков или знаков, которые  вычерчиваются на предметах, принадлежащих клану, равно как и на телах его членов. Татуировка - обозначение того, что данный индивид, живой или мертвый (тотемический знак рисуется иногда и на мертвых), принадлежит к определенному тотему и потому является членом определенного клана. Тотем - символ коллективности, он обозначает ту общность, в которой члены клана связаны в единое целое. Тотемический знак или рисунок делает тот или иной предмет “священным”. Тотемические знаки - необходимый элемент обрядов, при совершении которых они выполняют важную “освящающую” функцию, делают обыкновенный предмет необыкновенным - священным. Священными являются все предметы, которые являются материальными носителями тотема или тотемные животные (растения), или предметы, имеющие на себе тотемический знак: скала или дерево, место, где хранится чуринга вождя (В языке австралийского народа аранда (совр. аррернте) слово “чуринга” указывает на нечто священное, тайное, сокровенное. Это может быть любой материальный объект или свойство магического характера, но чаще всего этим словом обозначают плоские камни или деревянные дощечки с тотемическими знаками.) []

С помощью тотемизма австралийцы  упорядочивают свои знания о природе. Клан устанавливает связь со своим  тотемом, но каждый член знает и тотемы всех чужих кланов. Так как у  каждого клана в качестве тотема выступает определенный вид животных или растений совокупность тотемов соответствует совокупности существующих в природе видов, известных людям. Этим способом природные явления сортируются по образцу разделения австралийского общества на кланы. Тотемизм объясняет происхождение клана, поскольку считается, что каждый клан произошел от определенного вида животного или растения. Система тотемизма дает схему для упорядочивания знаний о природе. Важнейшей функцией тотемов Дюркгейм считал символизацию жестких, стоящих выше каких бы то ни было сомнений, запретов, относящихся к области священного. Тотемы являются шифрами главных религиозны запретов и наказаний. Члены клана не могут употреблять в пищу тотемическое животное или растение не потому, что оно несъедобно (члены других кланов могут их есть), а потому, что они являются священными. Если в редких случаях запрет нарушается, то предварительно требуется совершение целого ряда обрядов. Нельзя убивать животное - тотем, срывать растение - тотем, иногда даже прикасаться к ним, одеваться в шкуры своего тотема. К числу священных предметов принадлежат и члены данного клана в силу того, что они суть одно с тотемическим животным или растением. При этом степень священности неодинакова у всех членов: женщины менее священны, чем мужчины, из мужчин - лица, прошедшие обряды посвящения, более священны, чем “непосвященные”.

Членам клана запрещается отрицание  общих верований, уклонение от ритуальных празднеств. Носителям одинаковых тотемов не разрешается половое общение друг с другом: мужчины должны искать себе женщину в чужих кланах тем самым вступать в контакт с этими кланами. Посредством женитьбы складываются распространяющиеся за границы клана связи. Хотя членам клана разрешено собирать тотемные растения и охотиться на тотемных животных, строго запрещено их съедать. Принесенные на совместные празднества, они могут быть обменены на дары природы, которые имеются у других кланов и на которые не распространяются пищевые запреты, действующие в данном клане. В этом случае тотемы, становясь средством обмена благами, управляют действиями, рождающими связи, что стоят над отдельным кланом и имеют конститутивное значение для становления и сохранения общества.

Дюркгейм отмечает, что тотемизм - не религия поклонения тем или иным животным, растениям или людям, а религия поклонения анонимной безличной силе: она оказывается в каждом из тех существ, которым поклоняются, не смешиваясь, однако, ни с одним из них. Это видно из того, что ни одно из конкретных тотемических существ не обладает всей этой силой, но все причастны к ней. Об этом свидетельствует также то, что “символы тотемического существа (чуринга и др.) считаются более священными, чем само тотемическое существо”: женщины и непосвященные не могут не только касаться, но даже и видеть чурингу; место хранения чуринги считается поистине храмом, близко к которому нельзя приближаться женщинам и детям. В то же время животные - тотемы видимы всеми, к ним можно прикасаться (пример - священные коровы в Индии), живут они в обычных местах.[]

Эта безличная сила сама по себе независима от конкретных вещей, в которых она  воплощается: индивиды умирают, поколения  сменяются, но она остается, переходя из поколения в поколение. Она  вездесуща - она и в чуринге, и  в животных, и в растении, и в крови человека, и в солнце. Она - природная сила, приводящая все в движение, всему дающая жизнь. В то же время это моральная сила: все существа, имеющие один тотем, морально связаны друг с другом - имеют общие правила поведения и жизни, составляют одно социально - солидарное единство. По отношению к “своим”, “ближним”, непозволительно то, что допустимо по отношению к “чужим”.

Дюркгейм полагал, что у австралийских  аборигенов клан является первичным социальным образованием, а верования и обряды, обращенные к священным вещам, обеспечивают его сплоченность, солидарность. Чтобы понять, каким образом религия выполняет эту функцию, нужно разобраться, что происходит в ритуалах.

Ритуал для Дюркгейма - это не просто проявление ценностных установок. Он имеет большое функциональное значение для социальной солидарности, являясь способом оживления и укрепления общепризнанных ценностных элементов, которые остаются латентными при повседневной деятельности.

Информация о работе Исследование религии в работах Эмиля Дюркгейма