Гендерная социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:37, реферат

Краткое описание

Гендерный подход, сформировался как критика представлений классической социологии о природе отношений между полами. В его рамках статус пола перестает быть аскриптивным. Гендерные отношения рассматриваются как социально организованные отношения власти и неравенства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Гендерный подход в социологии………………………………………………4
2 Социологический подход к изучению жизни женщины в современном обществе………………………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Содержимое работы - 1 файл

Семестровая №2.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

В современных условиях необходим научный анализ того, каков реальный статус женщин, осваивающих роли достаточно нетрадиционные с точки зрения гендерных идеалов и стереотипов. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что гендерный фактор практически не учитывается при анализе социальной структуры современного украинского общества – нам фактически неизвестны роль и статус женщин в новых классовых образованиях, размещение женщин по социальным слоям.

Специфика социологического подхода к изучению неравенства состоит в поиске взаимосвязей в цепочке “гендер – стратификация”.

Социологическая теория исключала пол в качестве сколько-нибудь значимого критерия стратификации вплоть до второй половины 20- го века. Это было обусловлено господством функциональной концепции социальной стратификации (Т. Парсонс, Б. Барбер, К. Дэвис, У. Мур). Согласно функционалистскому взгляду, система социальной стратификации является “эволюционной” универсалией, призванной обеспечить интеграцию общества. С одной стороны, данная система обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией групп, с другой – господствующими в обществе ценностями и культурными стандартами, которые определяют значимость той или иной деятельности и узаконивают, таким образом, складывающееся социальное неравенство. С подобных позиций, пол если и рассматривается в системе стратификации, то только в качестве дополнительного дифференцирующего признака наряду с возрастом, личной привлекательностью, интеллектуальными способностями (у Парсонса эти элементы объединены под критерием «личные качества»).

Результаты современных социологических исследований классовой структуры продемонстрировали ошибочность функциональной позиции в отношении гендера. С позиций гендерного подхода в социологии, такие неклассовые факторы как гендер, возраст, этничность могут существенно влиять на стратификационные процессы. В связи с этим, объективно возникает необходимость анализа различных форм проявлений гендерного неравенства в современном обществе, поскольку неравенство – результат стратификации (можно даже сказать, что стратификации – это и есть структурное неравенство).

В социологической теории категория гендерного неравенства становится предметом особого анализа в рамках конфликтной перспективы, где феминисткая теория получила свою социологическую поддержку. Здесь категория неравенства приобретает роль ведущей для интерпретации отношений между полами – данный подход, так или иначе, отражает вся феминистская мысль.

Центральной категорией в феминистском анализе гендерного неравенства является категория патриархата. Понятие патриархата стало одним из центральных для объяснения гендерного неравенства благодаря работе Кейт Миллет “Сексуальная политика” (1968), где патриархат трактуется как “власть отцов”: семейная, социальная, идеологическая, политическая система, в которой мужчины – силой, прямым подавлением или посредством традиций, законов, разделения труда, – определяют роль женщины. Представителям феминистской мысли, несмотря на их приверженность различным течениям и позициям, присуща общая идея: западная культура является патриархальной, маскулинно ориентированной. Отметим, что термины “патриархат” и “маскулинная культура” не являются идентичными по своему содержанию, поскольку мужчина включается в патриархат с таким же трудом, как и женщина. Хотя по этому поводу в феминизме нет единого мнения. Одни полагают, что патриархатная культура оказывает деструктивное воздействие на любого индивида; феминистки, придерживающиеся сепаратистской позиции, рассматривают мужчин только как носителей угнетения.

Понятие патриархата широко используется в западной социологии и трактуется некоторыми учеными как система социальных структур, при помощи которых мужчины подавляют и эксплуатируют женщин. Патриархат с подобных позиций обусловлен следующими социальными структурами: – патриархальным способом производства; – патриархальными отношениями в сфере оплачиваемого труда; – патриархальными отношениями на государственном уровне; – мужским насилием; – патриархальными отношениями в сексуальной сфере; – патриархальными отношениями в культурных институтах (образование, СМИ).

Подобный подход к анализу гендерного неравенства представляется нам неприемлемым для социологического изучения положения женщины по двум причинам. Во-первых, субъектами гендерного неравенства и дискриминации женщины являются не только мужчины, а и государство, его социальные институты. Во-вторых, факт наличия гендерного неравенства подтвержден конкретными статистическими и социологическими данными, а вот факт “подавления” и “эксплуатации”, представленный как аксиома, выглядит умозрительным и научно необоснованным.

Тем не менее, достаточно актуальным может быть феминистский анализ патриархальной семьи как основы подчиненного положения женщины. Многие западные социологи полагают, что реального изменения социального статуса женщины в соцстранах не произошло, поскольку сохранилась патриархальная семья как фундамент патриархальной системы. Страны Восточной Европы в историческом плане представляют специфический регион, где сохранились традиционные представления о роли женщины, наряду с осознанием наличия гендерного неравенства в обществе.

Говоря о специфике социологического подхода к изучению положения женщины, отметим, что социологический анализ гендерного неравенства выходит, в отличие от феминистского анализа, за рамки теоретической рефлексии и основывается на результатах конкретных исследований статуса женщины в различных сферах общества. Полученные данные свидетельствуют об устойчивых тенденциях воспроизводства гендерного неравенства в странах постоветского региона, о глубоком противоречии между курсом на демократизацию и реальным резким снижением социального статуса женщин. Данная проблемная ситуация является основанием для исследовательской деятельности социолога.

Специфику подхода социолога к изучению проблем положения женщины мы представим на примере изучения трансформации социально-экономического статуса женщин. В данном случае можно выделить следующие тематические блоки: роль женщины в экономической жизни общества; динамика социально-экономического статуса женщины, ее общемировые тенденции и специфика в современном Казахстане; эмпирические индикаторы, характеризующие статус женщины в экономической сфере. В ряду таких индикаторов могут быть следующие: соотношение заработной платы мужчин и женщин; в том числе – на управленческих должностях; доля женщин среди официально зарегистрированных безработных; доля женщин, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда; уровень женской предпринимательской активности, а также уровень трудовой активности женщин; соотношение уровня доходов мужчин и женщин; субъективные оценки дискриминационных практик в отношении женщины в обществе; каналы реализации экономического потенциала в неформальном секторе экономики. 

Гендерное социокультурное простран­ство – это совокупность гендерных статусов мужчин и женщин, которые пронизывают все социальные институты и представляют собой определенную иерархию. Гендерный статус является носителем определенной культуры и гендерного сознания. Гендерное сознание, в свою очередь, включает гендерные уста­новки, ценностные ориентации, стереотипы, нормы, ценности, связанные с восприятием личности как представителя определенного биологического пола.

П. Бурдье социальную реальность рас­сматривал как многомерное социальное про­странство, представляя его в виде совокуп­ности полей. Каждое поле организовано рас­пределением определенного вида капитала: экономического, культурного, социального и символического. Объективное положение ин­дивида в социальном пространстве определя­ется совокупным объемом ресурсов, которые находятся в его распоряжении в разных соци­альных полях. Социальная реальность описы­вается П. Бурдье не только как распределение ресурсов и социальных мест, но и как набор представлений, систем значений и практик агентов. Эти представления поддерживают знание индивидов о своей позиции в обще­стве. П. Бурдье называет это чувством соб­ственного места. Чувство места, даже будучи неосознанным, определяет жизненные стра­тегии индивидов в социальном пространстве. Стратегии действующего агента воспроизво­дят общественный порядок и общественные структуры и изменяют их.

Активность действующего агента Э. Гид­денс подчеркивал в рамках своей теории структурации: будучи ограничен структура­ми, он одновременно воздействует на них, может видоизменять их или создавать новые. Изменения, происходящие на микроуровне, подчеркивают современные исследователи, постепенно готовят структурные изменения, накапливая определенное количество к пере­ходу в качество.

Таким образом, используя знания о соци­альном пространстве П. Бурдье и Э. Гидденса, мы можем выделить в гендер­ном социокультурном пространстве гендер­ные статусы мужчин и женщин в таких фор­мах социальной стратификации, как эконо­мическая, профессиональная, политическая с использованием различного рода ресурсов, а также разнообразные индивидуальные и групповые стратегии, которые вырабатыва­ются в конкретных условиях места и време­ни. Под стратегией в данном случае понима­ется совокупность практических действий активного агента, использующего различные ресурсы и следующего правилам взаимодей­ствия, характерным для данного социального контекста.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Гендерные отношения нужно рассматри­вать не с позиции сравнения женщин и муж­чин, а с позиции сосуществования и конкурен­ции женского и мужского начала в человеке, восходящей к даосизму, в котором полярные категории инь и ян являются фундаменталь­ными. По итогам различных научных исследований были сделаны следующие выводы:

1. Мыслители разных эпох к гендерной проблематике относились не идентично: одни подчеркивали превосходство мужчин в общественно-политической жизни, а другие актуализировали одинаковую важность уча­стия в управлении государством как мужчин, так и женщин, но воздержались от признания гражданской состоятельности женщин в об­ществе.

2. Исторический опыт свидетельствует, что продвижение женщины к освоению но­вой социальной роли всегда сопровождалось разной степенью неодобрения со стороны консервативно настроенной части общества, которая усматривает в этом посягательство на свои права и опасается утратить свои при­вычные привилегии. Так было, когда женщи­на добивалась права на образование, права на труд, и политического равноправия. То же самое происходит, когда она приблизилась к рычагам управления.

3. В современных условиях карьерный рост определяется в большей степени не гендерны­ми факторами, а наличием у отдельных людей (независимо от их пола) потребности в дости­жении высокого социального положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Абубакирова, Н. И. Что такое гендер? // Об­ществ. науки и современность. 1996. № 6. C. 123–125.

2 Парсонс Т. К общей теории действия. Теоретические основания социальных наук//Парсонс Т. О структуре социального действия. – М., 2000.

3 Силласте, Г. Г. Гендерная социология как частная социологическая теория // Социолог. исслед. 2000. № 11. С. 7.

4 Фридан Б. Функциональное замерзание, феминный протест и Маргарет Мид//Хрестоматия по курсу: “Основы гендерных исследований”. - М., МЦГИ, 2002.

 

 

 

 



Информация о работе Гендерная социология