Альтернативные идеологические течения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение роли новых традиционных и альтернативных идеологических течений во влиянии на государственность, интеграцию и жизнь общества, а также на все его социальные структуры.
Для достижения поставленной цели, были обозначены следующие задачи: рассмотреть роль религиозных идеологий в жизни общества, рассмотреть теории индустриального, постиндустриального (информационного)общества в свете анархистских убеждений, выявить истоки и причины экстремистских идеологии в постсоветской Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Религиозно-политические идеологии.
2 Теория индустриального, постиндустриального (информационного) общества.
3 Альтернативные идеологии в постсоветской Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная работа.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Белорусский государственный университет  информатики и радиоэлектроники  

 

Факультет непрерывного и дистанционного обучения 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин 

 

Предмет: ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме № 9

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка  2 курса

группы 192201-9 Маркетинг

Наконечная  Екатерина Николаевна


                                                                            Email: nakonechnayak@gmail.com

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск  2012

 

ПЛАН

 

 

Стр.

 ВВЕДЕНИЕ

3

 1 Религиозно-политические идеологии.

4

 2 Теория индустриального, постиндустриального (информационного) общества.

8

 3 Альтернативные идеологии в постсоветской Беларуси

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Религиозная вера занимает важнейшее место в религиозной  идеологии и в практике религиозных  организаций. Все богословские системы  в конечном итоге служат обоснованию и оправданию веры, а основной целью богослужебной практики является использование разнообразных средств воздействия на людей для возбуждения и укрепления веры в бога.

Целью работы является рассмотрение роли новых традиционных и альтернативных идеологических течений во влиянии на государственность, интеграцию и жизнь общества, а также на все его социальные структуры.

Для достижения поставленной цели, были обозначены следующие  задачи: рассмотреть роль религиозных идеологий в жизни общества, рассмотреть теории индустриального, постиндустриального (информационного)общества в свете анархистских убеждений, выявить истоки и причины экстремистских идеологии в постсоветской Беларуси.

Актуальность  данной работы определяется значимостью  изучения вопроса касающегося новых традиционных и альтернативных идеологических течений; современной злободневностью проблем, традиционно составлявших объект теории анархизма, и по которым с ним велись острые дискуссии (проблемы свободы личности, отчуждения от власти и собственности, критика бюрократизма, соотношение права и закона, политического и неполитического управления, вопросы федерализма, самоуправления, автономии, сфер и границ общественного и государственного регулирования социальных отношений, прогнозирование перспектив эволюции политической системы и права, формы государственных образований в масштабах Европы и планеты и т.д.)

 

 

 

 

1 Религиозно-политические идеологии

Как и мифология, религия представляет собой фантастическое отражение в человеческом сознании земного, материального мира, в котором  господствующие над человеком в его повседневной жизни внешние силы принимают формы неземных, сверхъестественных. Но если в мифологии содержались элементы познавательного подхода к действительности, то религия мистифицировала подлинные связи между явлениями. В силу этого мифология сыграла в основном прогрессивную роль, явившись одной из предпосылок древнегреческой философии, а также мощным арсеналом образов для искусства, в то время как религия играла в истории человечества главным образом отрицательную роль, тормозя не только познание мира, но, и социальный прогресс в целом.

 В религиозном мировоззрении  понятие закона получило искаженное  толкование. Закон с религиозной точки зрения — это предписание божества, т. е. нечто навязанное миру сверхъестественной силой. Именно на основе религиозного сознания возникло представление (бытующее среди некоторой части людей и в наши дни), что бог-де создал все вещи, а затем подчинил их своей воле в форме законов природы, после чего их поведение стало определяться божественным соизволением. Религиозное понятие о законе нашло подробное выражение в так называемых священных книгах — Библии, Коране, Ведах и др. В Библии, например, говорится, что бог при встрече с пророком Моисеем на горе Синайской, наряду с десятью заповедями, составлявшими на деле нравственные устои того времени, внушил ему также основные правовые нормы, законы рабовладельческого общества. Бог, согласно Библии, принудил к повиновению не только людей, но и природу.

В феодальном обществе религиозная  идеология стала господствующей, и представление о том, что  моральные и юридические законы полностью санкционированы божеством, прочно утвердилось в сознании людей. Вследствие этого развитие передового философского и естественнонаучного мышления, как и весь интеллектуальный прогресс человечества, идет под знаком упорной борьбы против религиозного мировоззрения, и в частности против религиозного истолкования закона.

Результатом этой борьбы явилось  преодоление религиозного представления о законе. Через многочисленные религиозные и мифологические наслоения идея естественного характера законов природы пробивается в истории научного мышления к своему рациональному выражению в естествознании и философии нового времени.

Таким образом, нерассуждающая, безотчетная вера в бога и божественное слепое поклонение всемогущему творцу и присносущему провидцу и правителю, страх перед гневом и карами его, леденящий кровь в жилах, ничтожество человека — раба божьего, извечная греховность его и обреченность на смиренные страдания, уготованные самим богом, и смутная надежда на загробное блаженство — вот основное содержание, которое составляет сущность всякой религиозной идеологии. Подлинным моментом ее является фантастическое отражение тех социальных сил и условий, которые в жизни господствуют над людьми.

Поясним последний вывод  некоторыми примерами из истории религий. Обратимся сначала к религии первобытной. «Святые патеры, занимающиеся этнографией, утверждали, что вся жизнь людей того времени была пропитана религией. С этим нельзя согласиться. Вопрос о месте религии в жизни первобытной общины не так прост. Не следует считать, что вся жизнь той поры была пронизана религией. У людей было мало времени, чтобы размышлять и предаваться грезам. Они были заняты тяжелым трудом. Поэтому люди совершали религиозно-культовые действия в порядке подготовки к труду, например к охоте, рыбной ловле и т. д. В этом и состоял смысл производственной магии. А колдун, отслужив положенный магический ритуал, хватал свой лук и присоединялся к остальным. Ничего божественного в первобытной религии не было. Все ее представления и обряды имели непосредственно утилитарный смысл: должны были служить производству, регулированию жизни общины, воспитанию детей и т. д. Совсем другой вопрос: служили ли и если служили, то как? Пока мы его касаться не будем. Нас сейчас интересует земное содержание религии.

С переходом к классовому обществу изменилось и содержание религии. Фантастические образы, в которых  первоначально отражались только таинственные силы природы, постепенно приобретают общественные черты и функции. Они становятся идеологическими представителями исторических сил. Поэтому и возникает двойственный характер многих богов, издревле олицетворявших силы природы и со временем получивших общественные функции.

Когда-то духи были равноправны. Став богами, они усвоили иерархию, свойственную классам на земле. В связи с возникновением монархий, в пантеоне богов все более выделяется единый и всемогущий бог — религиозный образ земного царя. Так постепенно из политеизма, то есть многобожия, возник монотеизм, то есть единобожие. Самодержавными богами со временем стали Яхве, небесный царь иудеев, Митра, первоначально бог света, а в дальнейшем бог правды, хранитель договоров, клятв и покровитель воинов и царей у персов. Эта тенденция к образованию иерархии богов во главе с верховным или даже единственным богом, повелевающим пророками, как, например, аллах у мусульман, характерна для всех мировых религий: христианства, ислама, буддизма.

Помимо идеологического  отражения земного царя верховный, или единственный, бог на небе имеет и еще другой, земной смысл. В классовом обществе товаропроизводителей такой бог становится фантастическим отражением абстрактного человека, производящего стоимости различных товаров. Отчуждение продуктов труда, совершающееся во всяком обществе, где производство товаров подчинено какой-либо форме частной собственности, есть наиболее широкая земная основа такой религиозной иллюзии, в которой естественно возникает верховное божество.

В религии мы видим не только идеологию, но и особую впечатлительность  верующего, его искаженную чувственность, религиозные грезы, эмоции. Неверно было бы полагать, что это какое-то особое чувство, свойственное якобы только верующим, кик утверждают отцы церкви. Религиозный экстаз есть извращение здоровой человеческой чувственности. Это общественный продукт, возникающий под влиянием религиозной идеологии и культовых действий. Извращенцам религией чувственность закрепляет религиозные иллюзии в - сознании верующих. Она является одной из причин удивительной живучести религии. Таким образом, религия гнездится не только в мыслях, но и в чувствах людей и в голове, и в сердце.

Наконец, обряды, праздники  и большей частью таинственные действия образуют религиозный культ. Он имеет своим назначением закрепить в головах и чувствах верующих религиозные фантазии и настроения. Он создает видимость реальности и мощи религиозного мира. Он придает черты реальности призраку. Он переносит с неба на землю и наделяет жизнью уродливые порождения головы и чувств религиозного человека. Культ переносит богов и пророков с неба на землю, поближе к верующим, чтобы увеличить меру власти богов над людьми.

Итак, религиозная идеология, искаженные ею эмоции и чувства и  религиозный культ составляют религию. Такова сущность религии.

 

2 Теория индустриального, постиндустриального (информационного) общества

Анархизм —  политическая философия, заключающая  в себе теории и взгляды, которые  выступают за ликвидацию любого принудительного  управления и власти человека над человеком.

Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом, существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).

Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе  и имеющая своей целью уничтожение  всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

В 70-е годы происходила  своеобразная конвергенция идеологий постиндустриализма и информационного общества. В отличие от концепции постиндустриализма, имевшей солидную теоретическую основу и универсалистскую ориентацию, концепция информационного общества в своем первоначальном варианте разрабатывалась прежде всего для решения задач социально-экономического развития Японии. Изобретение самого термина “информационное общество” приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были обрисованы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций – таких, как Агентство экономического планирования, Институт разработки использования компьютеров, Совет по структуре промышленности. Показательны названия отчетов: “Японское информационное общество: темы и подходы” (1969), “Контуры политики содействия информатизации японского общества” (1969).

В упомянутых отчетах информационное общество определялось как такое, где  процесс компьютеризации даст людям  доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство – продукт его станет информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости, производство информационного продукта, а не материального будет движущей силой образования и развития общества.

Вариант конвергенции идей постиндустриализма и информационного общества в исследованиях Д. Белла представляет изданная в 1980 году книга “Социальные рамки информационного общества”. Выражение “информационное общество” у Д. Белла – это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития – после индустриального общества, – а основу определения его социальной структуры – информацию. Здесь информация для Д. Белла связана, прежде всего, с научным, теоретическим знанием.

В работе “Социальные  рамки информационного общества”  большое значение придается конвергенции электронно-вычислительной техники с техникой средств связи.

В первоначальном варианте концепции постиндустриализма делался упор на то, что развитие электронно-вычислительной техники  дает возможность перерабатывать огромные объемы информации для принятия решений  в первую очередь правительственным структурам. В белловской концепции информационного общества подчеркивается важность обеспечения доступа к необходимой информации индивидов и групп, автор видит проблемы угрозы полицейского и политического наблюдения за индивидами и группами с использованием изощренных информационных технологий. Знание и информацию Белл считает не только агентом трансформации постиндустриального общества, но и стратегическим ресурсом такого общества. В этом контексте он формулирует проблему информационной теории стоимости. Д.Белл полагает, что когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), именно знание, а не труд выступает источником стоимости. В этих условиях необходим, по мнению Д. Белла, новый подход к экономике, который в отличие от доминирующих подходов, акцентирующих те или иные комбинации капитала и труда в духе трудовой теории стоимости, рассматривал бы информацию и знания в качестве “решающих переменных постиндустриального общества”, подобно тому, как труд и капитал рассматривались в качестве “решающих переменных индустриального общества”.

Информация о работе Альтернативные идеологические течения