Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:46, доклад
Под звуковым символизмом принято понимать довольно сложную способность звуков вызывать слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые представления, а также широкий спектр эмоций.
Оценка качества звуков языка зависит от сложившихся традиций их восприятия. Хотя учеными констатируется отсутствие точных методов исследования звуковых воздействий на человека, все-таки в поэзии сложилась система деления звуков на эстетические и неэстетические, грубые и нежные, громкие и тихие.
Звуковой символизм.
Под звуковым символизмом принято понимать довольно сложную способность звуков вызывать слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые представления, а также широкий спектр эмоций.
Оценка качества звуков языка зависит от сложившихся традиций их восприятия. Хотя учеными констатируется отсутствие точных методов исследования звуковых воздействий на человека, все-таки в поэзии сложилась система деления звуков на эстетические и неэстетические, грубые и нежные, громкие и тихие.
Интересны размышления Е.Замятина на тему ассоциаций, вызываемых звуками: «Всякий звук человеческого голоса, всякая буква сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку точно определенное смысловое или цветовое значение. Но Р - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи... Звуки Д и Т - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук М - о милом, мягком, о матери, о море. С А связывается широта, даль, океан, марево, размах. СО-высокое, глубокое, море, лоно. С И - близкое, низкое, стискивающее».
Н. В. Шевченко в работе «Основы лингвистики текста» справедливо пишет: «Звукосмысловые связи в тексте вызывают разные типы ассоциаций и ощущений и соответственно выполняют разные функции: смысловую (лейтмотивную), звукоподражательную и др.».
Рассмотрим на
примере стихотворения
Смуглый отрок бродил по аллеям
У озерных глухих берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен гулко и колко
Устилали низкие пни,
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
Ср.: еле, лелеем, шелест, а также близкий слову еле слог ле в словах столетие, аллеям
При описании звукосмысловых связей З.Я.Тураева выделяет первичный и вторичный звукосимволизм.
Первичный звукосимволизм связан с фонетической значимостью, обеспечивающей тесную взаимосвязь между содержанием и формой слова. Например: каркать, гоготать, гомон, гогот - основаны на звукоподражании и имеют значение громкого, грубого; шуршать - шероховатого, тихого.
Вторичный звукосимволизм создается различными ассоциациями звука со смыслом, способствующими возникновению соответствий между звучанием и значением. Для художественного текста (особенно поэтического) вторичный звукосимволизм особенно значим. Так, в уже упомянутом стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям...» звукоподражательным является лишь слово шелест. С этим словом перекликаются и другие элементы текста - слышный, шагов. Источник лексических ассоциаций - наречие еле. Повторение в различных произносительных вариантах -столетие, лелеем, шелест - этого наречия углубляет эффект приглушенности звука (вторичный звукосимволизм).
В последнее время языковеды стали обращать особое внимание на цветопись в художественном произведении. Многочисленные экспериментальные данные убеждают в том, что звуки речи не только содержательны, но еще и окрашены в нашем восприятии в различные цвета.
Исходя из этих данных, можно анализировать цветовую окраску текста или отдельных лексем. Каждый цвет, неся в себе целый ряд ассоциаций, придает произведению особый колорит, ср.:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Неудержимо, неповторимо
Все пролетело далече, мимо...
Сердце остыло, и выцвели очи.
Синее счастье, лунные ночи.
(С. Есенин)
Лексемы синий и лунный подкрепляются ударными гласными звуками: цветопись в стихотворении сине-желтая и близкая к этим цветам.
Кроме того, смешение цветов желтого и синего дает обычно зеленый. А зеленый цвет - это цвет юности и молодости.
Как видно на примере стихотворений, теория звуко-цвето-ассоциаций подтверждается текстами. А. П. Журавлев в ходе продолжительных исследований и экспериментов с большим количеством испытуемых научно доказал, что у каждого слова есть не только понятийное ядро, но и звуковое, фонетическое значение, которое может быть не менее сильным по воздействию на читателя и слушателя. Как уже говорилось ранее, благодаря определенной фонетической значимости можно, к примеру, определить, что слово чудовище - ассоциативно что-то страшное, большое, грубое сильное, темное; аккорд - что-то красивое, яркое, громкое; прелесть - что-то прекрасное, нежное, светлое; гвалт - нечто большое, грубое, сильное и т.д..
Необходимо отметить, что такая символика характерна для звуков русского языка. Можно предположить, что для других языков также характерны различные цветовые восприятия, отличающиеся от восприятий носителей русского языка.