Особенности российской риторики XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:08, реферат

Краткое описание

В работе рассмотрен исторический фактор в культуре речи: формировались ее функции, накапливался опыт, возникали споры и дискуссии, языковой аспект культуры речи определялся стабилизацией литературного языка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. РАСЦВЕТ РУССКОЙ РИТОРИКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

2. СЛОВЕСНОСТЬ И РИТОРИКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА – СЛОВЕСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержимое работы - 1 файл

Риторика2печать.docx

— 33.03 Кб (Скачать файл)

 

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Особенности российской риторики XIX века»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнила: Фадеева А.А.

                                                                                    Проверила: Павловская О.Е.

 

 

 

 

Краснодар, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

1. РАСЦВЕТ РУССКОЙ РИТОРИКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. 

 

2. СЛОВЕСНОСТЬ И РИТОРИКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА – СЛОВЕСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Всякая наука имеет  свою историю, без знания которой  бесполезно рассчитывать на успех, тем  более в таком сложном деле как риторическое искусство. До недавнего  времени нам были более или  менее известны труды античных риторов  основоположников теории красноречия  Аристотеля, Цицерона.

Как справедливо отмечают исследователи, на протяжении многовековой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и  соотношения с другими областями  знаний не раз претерпевало кардинальные изменения. Рассмотрим это на примере  отечественной истории с ее богатейшими  риторическими традициями. Риторика проникла в Россию через Польшу и  Украину в XVI- начале XVIII в. Временем расцвета русской риторики считают первую половину XIX в., а ко второй половине XIX в. риторика как самостоятельная дисциплина оказалась утраченной. Научный и общественный интерес к риторике в нашей стране вновь возродился в 70-х гг. С одной стороны, он был вызван развитием семиотических наук, связанных с усилением информационных процессов и распространением информационных систем, с появлением новых языковедческих дисциплин, например, лингвистики текста, прагматики и других. С другой стороны, возрождение риторики было связано с социальным заказом – необходимостью повышения эффективности устной агитации и пропаганды, особенно лекционной. Усилился интерес к изучению пропагандистского воздействия устного слова. Стали разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, социологии и так далее. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей.

Важность изучения риторики становиться в наши дни все  более очевидной. Старинная наука  возрождается, растет всеобщий интерес  к ней, все хотят знать, как  научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая  общественно речевая практика требует  обобщения, научных размышлений  и ждет рекомендации от ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Расцвет русской риторики впервой половине XIX века. 

 

    Кончается век Екатерины, уходит с исторической сцены Павел I, и с воцарением Александра Благословенного (так его называли современники и потомки) начинаются государственные реформы. Вместо коллегий В России появляются министерства (в том числе министерство народного просвещения), меняется и образование. В Московском университете появляется кафедра красноречия и стихотворства. С 1809 года ее возглавлял профессор Алексей Федорович Мерзляков. Замечательно его определение риторики и красноречия: “Если риторика подает правила к последовательному и точному изложению мыслей, к изящному и пленительному расположению частей речи”, то красноречие есть “способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целью говорящего или пишущего”.

    Под именем красноречия древние понимали “искусство оратора”, а под именем риторики – “правила, служащие к образованию ораторов”. Воздействие словом, по мысли Мерзлякова, простирается на все человеческое существо. Вот почему риторика не ограничивается убеждениями и доказательствами, это – “наука научать наш разум и занимать воображение, трогать сердце и действовать на волю”. Значит, цель всякого писателя или оратора может быть выражена глаголами: “научать, занимать, трогать, доказывать”.

     Одним из первых Мерзляков разработал вопросы частной риторики, где показываются роды и виды сочинений, которых касаются риторические наставления. Виды словесности, в которых должен быть искусен ритор, суть следующие: 1) письма; 2) разговоры, или диалоги; 3) рассуждения, или учебные книги; 4) история – истинная или вымышленная; 5) речи. Речи ораторские разделялись на пять видов:

  • духовные, в которых предлагаются истины и обязанности религии;
  • политические, в которых оратор рассуждает о выгодах и потребностях общественной жизни;
  • судебные, где защищается невинно притесненный или обличается преступник;
  • похвальные, заключающие похвалу заслуг умерших или живущих знаменитых особ;
  • академические, касающиеся до ученых предметов из природы или наук”.

     Другим замечательным педагогом-ритором был Николай Федорович Кошанский (1784-1831), первый учитель словесности и риторики в Царскосельском лицее. В 1811 году лекцией молодого профессора “О преимуществах российского слога” открылись занятия в лицее. Кошанский всячески поощрял словесное творчество юных лицеистов; он предлагал им писать сочинения и стихи, а затем придирчиво и строго разбирал творения начинающих писателей. Не исключено, что замечания его были настолько требовательны и колки, что это ранило болезненное самолюбие юного Пушкина. В рукописном стихотворении, обращенном к Кошанскому, Пушкин писал: “Не нужны мне твои уроки, я знаю сам свои пороки…”

     То, что остроумная  требовательная критика Н.Ф.Кошанского доходила до сердец лицеистов, станет ясно по их поздним воспоминаниям и публикациям сочинений лицеистов с замечаниями учителя Кошанского. Вот, например, он остроумно замечает одному из лучших поэтов-лицеистов, описывающему колодцы: “колодцы ваши хороши, но из них никак нельзя напиться…”

    Закончив преподавание в Лицее, Кошанский в конце карьеры совершил главное дело своей жизни: написал “Общую риторику” в 1829 году и “Частную риторику”, которая была издана уже посмертно в 1832 году. Учебник переиздавались до 1849 года десять раз.

    Риторика, по Кошанскому, занимается “мыслями”, поэтому она показывает:

1. Откуда они почерпаются  (изобретение);

2. Как приводятся в  порядок (расположение);

3. Как излагаются ( выражение мыслей). Побуждая лицеистов к занятиям словесностью, Кошанский называл три средства к достижению целей риторики:

  1. чтение образцов, так как у хороших ораторов надо замечать “лучшие слова, идеи, выражения, приятные мысли… каков план, расположение всех частей описаний и рассуждений”, наконец, надо видеть достоинства стиля: что хорошо, изрядно, прекрасно; почему благородно, велико, высоко; почему ново, необыкновенно, оригинально и т.д.;
  2. размышление, потому что размышляя над чужим прочитанным, мы учимся прибавлять свое и идя “знакомым путем”, учимся находить свое оригинальное;
  3. собственные упражнения – ведь “кто не упражнялся постоянно, тот всегда будет нетверд в слоге; можно знать лучшим образом правила и не уметь написать десять строк связно…

    Итак, чтобы стать хорошим писателем, оратором. Поэтом, нужны “собственные опыты”, которые (заканчивает рассуждение Кошанский) “согреваются участием друга-наставника, который всегда говорит прежде, что хорошо и почему, а после показывает то, что должно быть иначе и каким образом”.

    Таков был метод Кошанского, учителя Пушкина и его друзей. Можно представить, как говорил учитель Царскосельского лицея вдохновляя своих учеников на поэтические подвиги: “Уныние от неудачи есть малодушие. Должно вооружиться терпением, твердостью, постоянством… Должно любить труд, любить занятия. Где нет любви, там нет успеха”.

    К середине XIX века в русской науке сложилось парадоксальное положение: с одной стороны, риторика достигла расцвета и развития, с другой стороны, риторика и стиль, в котором писались учебники, критиковался со стороны “передовых”, демократически настроенных ученых и журналистов. Так, риторики Кошанского, как и “все риторики вообще”, назывались Белинским “пошлыми и вульгарными”.

     И этому можно найти объяснение: общество ждало нового стиля мысли и слова. “Неистовый Виссарион” и подобные критики стремились отвести главное место в словесности художественной литературе, описывавшей реальную жизнь в творениях писателей натуральной школы. Главным видом словесного творчества провозглашалась поэзия: лирика, драмы, романы и повести. Философская и деловая проза, ораторское искусство начинали считаться второстепенными, не столь важными видами речи.

 

2 Словесность и риторика во второй половине XIX века: правила хорошего тона – словесное образование.

 

  Середина XIX века отмечена серьезными преобразованиями в жизни России. Готовилась отмена крепостного права, введение суда присяжных, на престоле с 1855 года воцарился 27-летний Александр Освободитель. Вместе с государственными преобразованиями серьезные изменения происходили в сфере преподавания языка и литературы.

    Риторика была выведена из состава школьного преподавания и заменена курсом словесности. Что же изучал школьник-гимназист во второй половине XIX века? В лучших лицеях России того времени изучались русский язык и словесность, древние классические языки (греческий и латинский), обязательными из “новых” языков считались французский, немецкий и для желающих – английский.

   Риторические знания под другим именем стали входить в курсы словесности и стилистики. Так, никто не отменял изучение логики – и лицеистам давались сведения о том, что такое понятие, суждение, умозаключение. Правила построения речи были сосредоточены в разделах о том, что такое описание – повествование – рассуждение. Продолжалось изучение тропов и фигур. Современные знания в наших учебниках языка и литературы восходят. Конечно, к середине XIX века.

  Хорошее словесное образование состояло в том, что ученик много читал, знал наизусть много текстов, постоянно анализировал и разбирал лучших образцовых писателей. Кроме того, надо было много писать (а в хорошей школе всегда много пишут по всем предметам): писание формировало хороший стиль, манеру, умение и создать серьезное деловое письмо, и написать (произнести) легкую поздравительную речь. Конечно, речевое воспитание человек получал уже в семье – по некоторым книгам мы можем судить. О том. как происходило такое воспитание. В книге “Правила светской жизни и этикета. Хороший тон” 1889 года излагались советы к ведению повседневной разговорной речи. Вот некоторые правила разговора для поведения в свете:

   “Тон хорошего разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым; нужно быть ученым, но не педантом, веселым, не производя шума, вежливым без утрировки, забавным без плоских и пошлых двусмысленностей”. Как видим, авторы прежде всего требуют, что надо говорить кстати, т.е. уместно. Изложить все советы в нашей книге невозможно, но перечитывая их сегодня, видишь, как они злободневны даже для человека XXI века:

“…избегать слишком большого количества слов, объяснений, отступлений  от предмета; все это неприятно  и выводит из терпения слушателя;

говорить просто и никогда  не горячиться, начинать говорить не иначе, как в свою очередь и стараться  не перебивать говорящих;

никогда не завладевать самому всем разговором каждый раз, как является новый предмет разговора”.

    Вторая половина века отмечена расцветом судебного красноречия. Введение суда присяжных – лиц, избираемых из народа для присутствия в суде и окончательного вынесения решения – привело к тому, что прокурор-обвинитель и адвокат стали говорить для публики. Они вынуждены были готовить и произносить яркие речи с целью убедить всех участников суда в своем мнении. Возникла блестящая плеяда судебных ораторов: А.Ф.Кони, Пороховщиков (Сергеич) и другие.

    Многие судебные дела “гремели” на всю Россию и становились всеобщего обсуждения. Образ судебного деятеля – защитника определенной нравственной и идеологической позиции – находился в центре внимания общественности.

     Подчас общество раскалывалось в обсуждении отношении к тому или иному делу. Так было, например, при обвинении банкира в истязании его малолетней падчерицы. Блестящий адвокат Спсолвич сумел так представить дело, что избиение и истязание девочки выглядели не больше не меньше как родительское наказание за шалости, которые допускал ребенок. Достоевский писал в своем дневнике о той силе, которой обладал искусный адвокат, манипулируя сознанием слушателей.

    Всякое новое общественное устройство предполагает новые формы общения. Так с возникновением Государственной думы в 1902 году Россия всколыхнулась от политических дискуссий и полемики. Начало развиваться политическое красноречие. В Думе блистал ряд замечательных ораторов, бывших лидерами в проведении государственной политики России. Одним из таких лидеров был Петр Столыпин. Будучи преобразователем России, он неоднократно выступал с речами в Государственной Думе.

   Особое развитие получило в конце XIX века русской духовное красноречие. Проповеди святителя Иоанна Кроншташтский собирали тысячи людей. Их сила состояла в искренней вере оратора, а искренняя вера и любовь к богу воплощались в слова, которыми возжигались верования в сердцах людей. Благодатная сила проповедника Слова Божия видна в речевом портрете любимого всеми проповедника:

Информация о работе Особенности российской риторики XIX века