Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:12, реферат
Учение о Троице появилось в конце I века и в течение развития богословской мысли принимало те черты, которые можно наблюдать в современном богословии. Естественно, обретая стройность и каноничность, учение критиковалось и видоизменялось. В процессе совершенствования возникали альтернативные течения, связанные с учением о святой Троице, впоследствии признанные ересями. Так, например, учение ариан, являвшихся, по сути, антитринитариями, было осуждено на I Вселенском Соборе (Никея, 325 г.).
Введение………………………………………………………………………………………….. 2
История развития монархианства…………………………………………………… 3
Учение о Троице у монархиан:
Учение о Троице у предшественников Савеллия (феодотиан и монархиан-динамистов)………..………………………………..……………..…. 6
Учение о Троице у монархиан – модалистов………….………………. 11
Заключение………………………………………………………………………………………. 16
Библиографический список…………………………………………………………….. 17
По свидетельству Епифания, Савеллий представлял, что в Боге одна ипостась и одно существо, Бог есть безусловное единство и троичен не в ипостасях, а в πρόσωπα, personae, лицах, под которыми обнаруживается единый Бог. Он указывает на то, что человек состоит из тела, души и духа: Отец, по нему, есть, так сказать, тело, Сын — душа, Дух Святый — дух. Указывает также на солнце: оно является то как сферическое тело, то как светящее, то как согревающее. Сферическое тело — Отец, свет — Сын, теплота — Дух. Савеллий эксплуатирует также в свою пользу и слова Спасителя: "Аз и Отец едино есма"14. По Афанасию, Савеллий ссылается и на апостольское учение: "разделения дарований суть, а тойжде Дух"15. Троичность он приурочивает к истории домостроительства: прерогативным проявлением Отца было ветхозаветное синайское за-коноучительство, Сына — воплощение, а Духа Святаго — Его сошествие на апостолов. Πρόσωπον Отца прекращает свое существование, когда является πρόσωπον Сына, а Сын перестает существовать, когда является πρόσωπον Духа Святаго.
Изложение учения Савеллия у Василия Великого в главном и существенном тождественно с данными у Епифания. Из слов Василия Великого лишь не видно, что откровение Бога в трех лицах Савеллий приурочивал к истории откровения в Ветхом и Новом Завете. Бог по нужде проявляет себя в том или другом лице. Эти слова можно понимать и в том смысле, что Бог и в один день может проявляться в трех лицах.
Серьезнее различие данных у св. Афанасия Великого. По согласному показанию Василия Великого и Епифания, лица Отца, Сына и Св. Духа являются понятиями, скоординированными между собою (notiones coordinatae) и подчиненными высшему логическому prius — "Бог". По этой стороне доктрина Савеллия составляет как бы протест против тех субординатических систем, которые ставили Сына ниже Отца, представляет опыт построения учения о Троице в смысле совершенного равенства Божеских Лиц между собою. Не так по Афанасию Великому. Савеллий, по нему, отождествляет монаду — понятие о Боге в Самом Себе — с понятием Отца и уже от Отца производит πρόσωπα Логоса-Сына и Духа (IV, 25. 13).
На основании всех наличных данных, в том числе и показаний Ипполита в "Философуменах", кажется, следует признать два периода в учении Савеллия. Поначалу он не отличался по своим воззрениям от Ноэта: Отец и Сын суть "modi", а сущность и ипостась одна. Тогда единство Отца и Сына он мог назвать "Υίοπάτωρ". Но Каллист в борьбе с ноэтианством изложил свое воззрение, в котором ό Λόγος является логическим ύποκείμενον даже и в отношении к Πατήρ, а Πνεϋμα есть синтез Отца и Сына. Это воззрение Каллиста заимствовал в свою систему и Савеллий.
Под влиянием такого прецедента ему естественно было возглавить свое учение об Υίοπατωρ, поставив как prius над ним понятие Πνεύμα. Таким образом, не только Υιός является здесь модификацией Отца, но и Πατήρ есть модификация Духа. Вдумываясь в эту схему, можно было прийти и к ее завершению.
В учении о Троичности у православных главным образом намечалось логическое различие между первым и вторым лицами Св. Троицы на основании сравнения отношений Отца к Сыну. Савеллий в основу этого различия полагает отношение Бога к Слову, причем различает пять моментов, в которые и вмещает все свое учение. Бога Самого в Себе, вне отношения Его к миру, он признает за Монаду, внутри себя заключающую в себе все свое содержание. Когда же начинается божественное действие, Бог является и Словом. Это есть всеобщий модус Бога в Его откровении. Этот модус имеет три отдельных слова или откровения, которые обнимают все содержание мира, так что все бытие есть трилогия. Эта трилогия предполагает три πρόσωπα: Отца, Сына и Св. Духа в Боге, которые последовательно проявились в мире.
Мы уже знаем, что Πατήρ по преимуществу проявился в момент синайского законодательства. Но остается неясным важный вопрос: кто, какое лицо Св. Троицы есть творец мира? Вероятно, что Савеллий творцом мира признавал Λόγος (а не одно из трех лиц), но не невозможно, что мир сотворен Отцом и, следовательно, смена πρόσωπα не тождественна с полным прекращением бытия их. Пока существует сотворенный мир, не должно прекратиться и πρόσωπον Отца. Отсюда возможно и воззрение Василия Великого, что Бог и доныне говорит по желанию и является по нужде то как Отец, то как Сын, несмотря на то, что по принципу жизнь церкви есть сфера деятельности лица Св. Духа. Но во всяком случае πρόσωπα меняются. С Нового Завета открывается второй диалог: Λόγος принимает личину Сына; воплощение и искупление служат типичным проявлением Сына до вознесения Его на небо. Затем, в управлении церковью до скончания мира открывается Дух Святый.
А что же будет по сих, если ни одно πρόσωπον не вечно, т. е. каково эсхатологическое учение Савеллия? Как при заходе солнца вместе с солнцем исчезает (как бы вбирается в него) и истекший из него луч, так ради нас явившийся Λόγος после нас возвратится (ανατρέχει) в единство Монады. Мир не может быть вечным; конечно, следовательно, и откровение Бога в этом мире. Если πρόσωπον Отца сменилось лицом Сына, а лицо Сына — лицом Св. Духа, то и πρόσωπον Св. Духа прекратится, а вместе с тем и самый modus Λόγος. А после этого будет ли молчать Монада, или снова заговорит, следовательно, станет творить новые миры, неизвестно.
Вот в каком виде
доктрина Савеллия была изложена в
окончательной стадии ее развития16.
Таким образом, можно
утверждать, что модалистское течение
монархианства является по сути антитринитаристским
движением и потому не может восприниматься
как одно из просто неправильно воспринимающих
Троицу. С точки зрения истории и догматического
богословия течение монархиан – модалистов
представляет собой обширное поле для
исследования по причине фактического
отсутствия каких-либо оригинальных источников
для исследования.