Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:11, статья
Проблема самоубийств с каждым годом приобретает всё более глобальный характер, а суицидальные попытки всё чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно на планете кончают жизнь самоубийством около одного миллиона человек
Проблема самоубийства и современные религии
Проблема самоубийств с каждым годом приобретает всё более глобальный характер, а суицидальные попытки всё чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно на планете кончают жизнь самоубийством около одного миллиона человек [8].
Данный вопрос многогранен и противоречив, поскольку не существует единого мнения насчет причин и мотивов самоубийств. Такие ученые, как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Джеймс Хиллмен, Карен Хорни, Норман Фейбероу и Герри Стек Салливен, в своих работах пристально рассматривали причины самоубийства и последствия, которые оно за собой влечет.
Большой вклад в изучение
суицида внес А. Ф. Кони, который проанализировал
зарубежную статистику по самоубийствам
за последнее столетие и на этой
основе пришел к выводу, что самоубийство
как явление имеет сложную
причинную обусловленность и
поэтому принципиально
Известный петербургский
исследователь проблем
Г. И. Гордон в работе «Современное самоубийство» писал о том, что некоторые люди носят в душе зародыш самоубийства, как чахоточный больной носит в себе зародыш туберкулеза.У людей такого типа происходит ослабление жизненного тонуса или инстинкта жизни, что субъективно воспринимается как утрата вкуса к жизни, лишение ее смысла и цели [7, с. 17-28].
Французский философ и социолог Э. Дюркгейм не рассматривал самоубийство как проявление психической или органической патологии, а искал причины этого явления внутри общества. Постепенно он пришел к выводу, что уровень самоубийств в обществе — это функция нескольких социальных переменных — семейных, политических, национальных и религиозных. Он выделил четыре основных мотива суицидов: альтруистический и эгоистический, с одной стороны, фаталистический и аномический – с другой [2].
Основная часть исследователей считает, что зачастую корни суицида следует искать в религии. На самом деле религиозная принадлежность чрезвычайно важна в принятии суицидального решения. Более того, было замечено, что в связи с тем, что религия является неотъемлемой частью культуры, она косвенно влияет и на поступки человека нерелигиозного. Религиозные ценности становились общекультурными ценностями, на базе которых вырабатывались социально одобряемые модели поведения. В частности, жизнь рассматривалась как Божий дар и насильственное лишение себя жизни оценивалось как грех, в других этнокультурах отношение к самоубийству было иным.
В Индии, например, самоубийство рассматривалось как естественное событие: считалось, что у бросившегося в воду священной реки человека душа быстро находит свое новое местожительство. Предписываемый характер для вдов носило самоубийство на могиле мужа в форме самосожжения.
Самоубийство в Японии оценивалось как мужественный и храбрый поступок, считалось, что в определенной ситуации вполне допустимо и достойно броситься в огонь, море, закопать себя живьем в землю.
Религия Древнего Китая считает, что самоубийство восстанавливает блаженство души, избавляет ее от земных мук. Согласно сохранившемуся преданию, Будда во время голода совершил самоубийство и тем самым дал пример допустимого поведения.
В противовес этому, известно, что персы, ассирийцы, вавилоняне не одобряли самоубийства, их религия — зороастризм — запрещала самоубийство, рассматривая его как преступление. Последователи Магомета оценивали самоубийство как безнравственное деяние. У этих народов, так же как и у иудеев, самоубийства совершались тайно [5].
В современном мире религиозные взгляды на акт самоубийства также разделились. Условно можно подразделить конфессии на антисуицидальные, где моральные и психологические запреты на пути к самоубийству чрезвычайно жестки, и конфессии, не считающие самоубийство абсолютным злом.
К «антисуицидальным» относятся христианство, ислам и иудаизм. Среди христиан церковь считает самоубийство грехом и запрещает хоронить самоубийц в ограде кладбища. В Новом Завете описан всего один случай самоубийства, который вошёл в историю и дал впоследствии название самому явлению — «иудин грех». Ещё Фома Аквинский в XIII веке в «Сумме теологий» объявил самоубийство трижды смертным грехом: против Господа, дарующего жизнь; против общественного закона; против человеческого естества — инстинкта самосохранения, заложенного в каждом живом существе [4, с.37 ]. Н. А. Бердяев в психологическом этюде «О самоубийстве» писал, что самоубийство потому противно Православию, что оно есть отрицание трех высших христианских добродетелей: веры, надежды, любви [1, с. 10]. Для самоубийцы теряется вера и Бог перестает быть силой, которая управляет жизнью. Самоубийца — человек, который потерял надежду и впал в грех отчаяния и уныния. Самоубийца лишен любви, так как только одинокий человек всецело замыкается на личных проблемах переживаниях, не считаясь с чувствами родных, друзей, близких.
Человек, совершающий самоубийство, по мнению исследователей, эгоцентричен, он перестает любить самого себя как Божье творение. Калеча себя и уничтожая себя, человек наносит рану миру как целому, другим людям, так как человечество и весь мир - единый организм, где все со всем связано и все от всего зависит.
Православие рассматривает самоубийство как убийство и не оправдывает этот поступок, даже если он вызван чрезвычайными бедствиями или страданиями. Христианство же в целом отличается от различных религиозных и философских учений в вопросе о смысле страдания: оно учит тому, что любое страдание выносимо и имеет смысл. Смысл страдания в том, что оно есть несение креста. Христианская Церковь твердо стоит на том, что убийство всегда страшнее страдания, что лучше страдать, чем убивать себя из-за страдания. Самоубийство расценивается как грех, духовное падение, измена кресту.
Согласно церковным канонам, самоубийство ни в коем случае не есть преодоление страха смерти, а наоборот — гипнотическое подчинение ей. В древности христианином называли того, «кто не боится смерти», так как знает: цена человеческой жизни — вся жизнь и смерть Христова. И поэтому самоубийство — это не просто отказ от данной Богом земной жизни, но по существу — отвержение Креста и Воскресения Христова.
Поэтому по церковным правилам православия все самоубийцы лишаются отпевания и христианского погребения, если их самоубийство произошло не в состоянии безумия.
По статистическим данным среди христиан больше всего самоубийц у протестантов, затем идут православные и меньше всех самоубийц поставляют католики [8]. Как видим, даже в этой конфессии, где имеется табу против суицида, статистика крайне неоднородна. При анализе уровня суицидов в странах, где превалирует западное христианство, было выявлено, что в протестантских странах уровень суицидов втрое выше, чем в католических. По мнению Петрюка П. Т., этот факт объясняют тем, что в религиозном мировоззрении протестантов выражен индивидуализм, больше свобода выбора, ответственность за неудачи не перекладывается с личности на Бога или судьбу. Самое сильное табу против суицида имеют католики. В этой религии суицид считается смертельным грехом, наказуемым даже после смерти.
Известно, что с Фомы Аквинского христианская церковь устанавливает как непринуждённую истину, что шестая заповедь — «не убий» — в равной части относится и к самоубийству. Фома Аквинский подтвердил, кроме того, взгляды Платона (человек — солдат Бога и друг самому себе) и Аристотеля (самоубийство противоречит обязанностям человека по отношению к обществу) и добавил собственный сокрушительный аргумент: самоубийство мешает покаянию [7, с. 56-58].
Ислам отвергает самоубийство. Свойственный мусульманам фанатизм удерживает их, за редким исключением, от самоубийства при любых обстоятельствах.
Иудаизм также отвергает самоубийство, хотя при некоторых обстоятельствах самоубийство допускается, например, при неизлечимых заболеваниях. Для евреев самоубийство никогда не считалось великим грехом, а в Ветхом Завете — истории древних евреев — описано много случаев самоубийства: Авимелеха, Самсона, Агитофеля. Например, Авимелех, царь Израиля, которому женщина проломила череп камнем, попросил своего оруженосца убить его мечом, что и было сделано. Исторически установлены массовые самоубийства, например, в крепости Масада, когда 960 евреев во главе с Елеазаром покончили жизнь самоубийством в знак протеста против Римского владычества.
К конфессиям, не считающим суицид абсолютным злом, относятся религии буддизм и индуизм. В этих религиях самоубийство не имеет стигмы греховности и не считается преступлением против Бога.
Буддизм, в общем, самоубийство отвергает, но допускает его при мучительных болях и болезнях. В Японии, где широко распространены синтоизм и буддизм, самоубийство, как и в Китае, является обычным выходом из многих трудных положений.
Индуизм и его многочисленные секты признают самоубийство как добровольную эвтаназию лишь при неизлечимых болезнях.
Конфуцианство признаёт самоубийство
при многих обстоятельствах, в том
числе при неизлечимых
Синтоизм также широко допускает самоубийство, в том числе при неустранимых болях и неизлечимых болезнях [8].
После краткого обзора отношения разных религий к суициду, возможно, можно согласиться с точкой зрения Н. А. Бердяева и христианства в отношении суицида. Исходя из того, что каждый человек рождается на Земле с определенной миссией, касающейся его личного духовного развития, а если этот дух талантлив и велик - миссия может охватывать не только его самого, но и многих других людей. Поэтому никто из нас не в праве распоряжаться жизнью, которая дана нам свыше.
Но на практике, к сожалению, если человек решил свести счеты с жизнью, предотвратить это не представляется возможным, (если только речь не идет о "показательных выступлениях"). Человек решивший покончить жизнь самоубийством, как правило, доводит задуманное до конца.
Разрабатывая данную проблему, труды ученых в основном представляют собой лишь описание причин приводящих к суициду, но мало кто предлагает конкретные решения. К сожалению, происходит борьба не с причиной, а со следствием. А причина, возможно, имеет ярко выраженную социальную окраску.
Человек не находит свое место в этом мире, и одной из причин этому может быть невозможность реализовать себя. Человечество стало жертвой урбанизации, и те, кто не может приспособиться к сложившимся условиям, просто растворяется в этом мире. За последние несколько десятилетий общество очень сильно деградировало и не удивительно, что не все его представители способны адаптироваться к сложившимся условиям проживания. Это можно сравнить с борьбой за выживание, человека как вида – на этой планете, и выжить, способны сильнейшие представители рода человеческого, а остальные погибают под влиянием разнообразных факторов.
Как бы это не было парадоксально, человек стремится к самоуничтожению всеми возможными способами, и кажется, что, нет такой силы, могущей остановить эту опасную тенденцию. И тем не менее надежда на светлое будущее, все равно остается. Хочется верить в то, что мы все-таки сможем преодолеть этот барьер между жизнью и смертью, и выберем жизнь.
Список литературы:
1. Бердяев Н.А. О самоубийстве: Психологический этюд. / Н.А. Бердяев. - М.: Изд-во МГУ, 1992.- 24 с.
2. Дюркгейм. Э. Самоубийство. Метод социологии //М.:Наука, 2008.
3. Камю А. Миф о Сизифе: Эссе об абсурде. / А. Камю. //Избранное. - М.: Радуга, 2003. 464 с.
4. Красненкова И. П. Качество веры, как решающий аргумент в решении проблемы преодоления сознательного суицида. // «Идея смерти в российском менталитете». – СПб: Издательство «Русский гуманитарный христианский институт», 2007.
5. Лиходей О. А. Культура и суицид //www.philosophystorm.org
6. Мартыненко А. В. Суицид в молодежной среде // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 139-141.
7. Паперно И. Самоубийство // Паперно И. Самоубийство как культурный институт. М., 2009, с. 5-98
8. Петрюк П. Т., Петрюк А. П. Проблема самоубийств и современные религии // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 89–92.
Информация о работе Проблема самоубийства и современные религии