Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:08, курсовая работа
По данным, опубликованным отделом печати греческого посольства в Российской Федерации, экономика Греции в докризисный период существенно отличалась от нынешней. Хозяйственный рост в 2000-е года был довольно значительным, что позволило стране соответствовать т.н. «Маастрихтским стандартам» и вступить в Европейский Союз. К тому же, показатель роста греческой экономики с 1994 проявил ускорение на 3.2% в год и превышал среднюю норму, достигнутую ЕС.
Состояние экономики Греции до кризиса
Положение «кризисной» Греции в европейском и мировом хозяйстве
Попытки выхода Греции из кризиса
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
1
Состояние экономики
Греции до кризиса
По
данным, опубликованным отделом печати
греческого посольства в Российской
Федерации, экономика Греции в докризисный
период существенно отличалась от нынешней.
Хозяйственный рост в 2000-е года был довольно
значительным, что позволило стране соответствовать
т.н. «Маастрихтским стандартам» и вступить
в Европейский Союз. К тому же, показатель
роста греческой экономики с 1994 проявил
ускорение на 3.2% в год и превышал среднюю
норму, достигнутую ЕС. В 2000 ВВП увеличил
показатели на 4.1%, оставаясь, таким образом,
выше среднего показателя ЕС. Уровень
инфляции так же был невелик и составлял
3.2% в 2000 и 3.4% в 2001 годах, рост промышленного
производства также был существенным.
Проведение летней Олимпиады в Афинах
в 2004 году способствовало притоку инвестиций
в греческую экономику, что в конечном
итоге вывело страну в лидеры экономического
роста среди стран-участниц Евросоюза.
2.
Положение «кризисной»
Греции в европейском
и мировом хозяйстве
Как это может не парадоксально выглядеть со стороны, но именно в Греции, несмотря на её прекрасное географическое положение, развился самый тяжёлый экономический кризис. Мало кто в ЕС понял, что же произошло, и из-за чего же так кризис ударил по большинству стран ЕС. Люди приходят в магазины покупать продукты питания, а они в большинстве - иностранного происхождения, либо состоят из иностранных ингредиентов. Приходят купить одежду и тут та же ситуация, а то и хуже, поскольку здесь первенство Китай, которого и вовсе снижением цен не перебить. Так и со всеми остальными товарами.
Внутри ЕС идёт незримая война. Войну эту никто официально не начинал и факт её никто не признает, но по всем критериям она есть и более того, её не могло не быть. Эта война - экономическая война. Каждая страна ЕС давит другую экономически, вытесняя производителей товаров, куда направляют свою продукцию. Но та страна, что давит и вытесняет другую страну, тоже не в особом выигрыше, поскольку заваливает ту страну своей продукцией по низким, а то и вовсе по демпинговым ценам. Да и давя другие страны в чём-то, остальные страны ЕС давят и её по другим видам продукций. Как итог, в большинстве стран ЕС или убыточно или крайне малоприбыльным является производство той продукции, которая ранее, до вступление в ЕС прекрасно производилась и сыто кормило её производителей. Как итог, двадцать из 27 стран Евросоюза имеют дефицит госбюджета выше 3% ВВП - предела, допустимого для 16 членов ЕС, перешедших на единую европейскую валюту и подписавших "Пакт стабильности", призванный обеспечить надежность евро.
Худшая ситуация в Греции, бюджетный дефицит которой составляет 12,7% ВВП (что в 4 раза выше допустимой в ЕС нормы), а внешний долг – €300 млрд. (это, даже, в 10 раз больше, чем у Украины), что составляет государственный долг страны 125% ВВП.
О том, какие последствия спасение Греции соседями по еврозоне может иметь для валютного союза, и о цене этого спасения для самой Греции рассуждает The Wall Street Journal (Greece: Three-Hand Poker, 23.02.2010). Ключевыми автор материала Теренс Рот называет два вопроса: "1) сколько независимости должны отдать греки, чтобы Ангеле Меркель удалось заставить возмущенного немецкого налогоплательщика профинансировать греческий бюджет, и 2) как долго ЕС готов жить под угрозой дефолта Греции, который расколет валютный союз и подорвет европейскую интеграцию". "Если ответ на первый вопрос - "столько, сколько нужно, чтобы успокоить рынки", а на второй - "не дольше, чем до того момента, когда удастся заставить Германию раскошелиться", то результатом греческого долгового кризиса станет первая в Европе финансовая аннексия и, не исключено, первый шаг к выработке единой фискальной политики для всех стран еврозоны. А возможно, и первый большой шаг к политическому единению", - заключает издание.
На всю политическую серьезность экономических проблем Греции указывает обозреватель The Financial Times Гидеон Рахман, утверждающий, что "греческий кризис ставит под угрозу не только евро, но и всю конструкцию, известную как Европейский союз" (Greece Threatens More Than the Euro, 22.02.2010). Приводя слова бывшего председателя Еврокомиссии Жака Делора, возглавившего процесс формирования единого рынка в 1980-х и ставившего целью "не просто создать единый рынок... а сформировать политический союз", автор статьи предупреждает, что если сегодня "ЕС не продвинется вперед в политическом плане в ответ на кризис в Греции, он откатится назад и длительный процесс европейской интеграции может пойти в обратном направлении".
"Некоторые...
считали, что кризис в
Ситуация,
по его мнению, обнажает истину, которую
ярые сторонники европейской интеграции
не очень-то хотят признавать: "большинство
граждан в ЕС по-прежнему больше
преданы своим
При стремительно растущих суверенных долгах от следующего кризиса еврозону могут отделять считанные месяцы, даже если Греции удастся выкарабкаться, и тогда снова встанет вопрос о том, что европейцы готовы сделать (и сколько заплатить), чтобы помочь друг другу. "Если ответ по-прежнему будет - "не очень много", еврозона может начать терять своих наиболее слабых членов", - отмечает обозреватель The Financial Times, добавляя, что последствия могут коснуться не только единой валюты: "В этом случае ЕС может столкнуться с кризисом доверия, вероятным результатом которого будет то, что все влияние, которое союз смог аккумулировать, начиная с такой сферы, как иммиграция, и заканчивая социальной политикой, окажется под вопросом".
Ясно, что без помощи, Греции в данной ситуации, если мягко выразиться, то будет тяжело. Лидеры наиболее могущественных стран ЕС изначально выразили на словах поддержку Греции и что подумают о помощи, но помощь одной стране другое европейцам не свойственна, более того, это противоречит европейскому мышлению. Изначально было ясно, что максимум, на что может рассчитывать - экто кредиты под очень невыгодный процент, но это только усугубит положение, да и этого может не получить. Вообще, сейчас, по сути, всё больше рассматривается и проталкиваются только один путь развития события, это - исключение Греции из ЕС и оставив её по горло в долгах, заставить Грецию расплачиваться по долгам островами. Инициатива идёт из Германии.
Так, Канцлер ФРГ Ангела Меркель выступила в поддержку идеи исключения при определенных обстоятельствах отдельных стран из еврозоны, пишет французская газета Le Figaro. Во время выступления в немецком парламенте Ангела Меркель пояснила, что подобное исключение следует рассматривать лишь как "последнее средство" в случае постоянных нарушений Маастрихтских критериев, определяющих условия приема государств в зону евро. Кроме того, канцлер ФРГ выступила против оказания быстрой помощи Греции, оказавшейся в бюджетном кризисе. В то же время она подчеркнула, что в ЕС не собираются никого бросать в трудную минуту, и призвала Грецию в полном объеме претворить в жизнь программу жесткой экономии.
Безусловно, главную роль в снижении стоимости европейской валюты - евро, играет кризис в Греции, а также США, спасая свою валюту, воспользовавшись ситуацией, ударить по евро. Ясно, что греческий кризис и в дальнейшем будет ослаблять европейскую валюту.
Премьер-министр Греции Георгиос Папандреу даже высказался, что глубокий финансовый кризис, который переживает его страна, может спровоцировать новый глобальный финансовый кризис. Об этом глава правительства Греции заявил в Вашингтоне.
Долги Греции, которые составляют примерно 13% ее внутреннего валового продукта, уже сейчас оказывают негативное воздействие на Европу, подчеркнул Папандреу. Это может вызвать "эффект домино" в виде повышения стоимости кредитов для ряда других стран, имеющих высокие задолженности.
"Если
европейский кризис
Между тем, европейские экономисты ехидно советуют Греции выйти из еврозоны и продать часть островов за долги. Им вторят и представители правящей коалиции в бундестаге ФРГ, которые заявляют: "Греции пора задуматься о продаже ряда принадлежащих ей островов, чтобы погасить гигантский госдолг". Депутат бундестага Йозеф Шларманн (ХДС) высказался так: "Неспособным погасить долги приходится продавать имущество, чтобы расплатиться с кредиторами. Греция же владеет зданиями, компаниями и незаселенными островами, которые можно использовать в качестве резервов для погашения долга". Как заявил г-н Шларманн: "банкрот должен делать деньги из всего, что у него есть, чтобы обслуживать кредиторов", - сказано это было германской газете Bild. Другой депутат бундестага Франк Шеффлер (СДПГ) в интервью той же Bild был ещё более категоричен: "Канцлер Меркель не может обещать помощь Греции. Греческому правительству придется пойти на радикальные меры и распродать имущество - например, необитаемые острова». И было это интервью озаглавлено: "Греки-банкроты, продавайте острова! И Акрополь - тоже!"
Эти высказывания прозвучали на фоне того, что Евросоюз де-факто отказался предоставить Греции срочную финансовую помощь, отложив вопрос до конца апреля, чтобы детальнее изучить экономическое положение Греции.
Против помощи Греции наиболее активно выступает как раз Германия и именно они проталкивают идею с островами. В Германии называют эти острова "бесчисленными и не особенно полезными для Греции". Немцы, даже, уже, всё подсчитали: "3054 острова, из которых только 87 обитаемы. Причем спрос на этот товар есть. Так, уже с начала марта одно из маклерских бюро Гамбурга предлагает к продаже греческий остров в Эгейском море, стартовая цена которого - 45 миллионов евро…".
Тем не менее, совершенно не уточняется о покупателе островов, а также, почему так настырно Германия действует в этом направлении. Но если учесть особые отношения Германии и Турции, то всё становится на места.
Президент и правительство Греции отказываются от таких германских проектов и резко их осуждают. Но не стоит сомневаться, что нынешние рекомендации в скором времени перерастут в давление на Грецию и, даже, в шантаж.
Помимо ценности самих островов и территории, важным является и то, что на шельфе многих эгейских островов разведаны крупные залежи газа и особенно нефти. Собственно, из-за "эгейских" споров между Грецией и Турцией часто вспыхивают пограничные инциденты, а в 1974-м едва не разгорелась греко-турецкая война.
Нефтегазоресурсы Эгейского шельфа важны, прежде всего, потому, что это наиболее крупные и максимально приближенные как к ЕС, так и к Турции топливные природные запасы. Очевидно, что освоение эгейского нефтегазового сырья позволит Евросоюзу и Турции не только существенно сократить импорт этого сырья из России и СНГ в целом, но и, ввиду проведения самих нефтегазоразработок, существенно затруднить экспортные перевозки российской нефти. Ибо свыше трети ежегодного объема экспорта когда-то советской, а ныне российской нефти поставляется именно через Эгейское море, по маршруту Черное море – Босфор - Мраморное море – Дарданеллы - Эгейское море.
Становится очевидным, что германский бизнес совместно с Турцией намереваются отторгнуть у Греции не только острова и территорию, а главной целью на данном этапе как раз и являются нефтяные и газовые месторождения.
Так, у Турции появилась прекрасная возможность путём экономической войны и шантажа поглотить территорию Греции, захватить нефтяные и газовые месторождения, а в качестве "антикризисных мер" выгнать из своих домов всё греческое население, а если воспротивятся, то поступить точно также, как поступили с армянами в начале прошлого века. Благо, что опыт соответствующий имеется, в том числе и на примере Косово.
Информация о работе Специфика экономического положения Греции в европейском и мировом хозяйстве