Портреты русских дипломатов 18-19 веков, Александр Михайлович Горчаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:27, реферат

Краткое описание

Александр Михайлович Горчаков, князь - знаменитый дипломат с 1867 г. государственный канцлер. Горчаков считается выдающимся дворянским деятелем России ХІХ века. Его имя было одним из самых известных среди дипломатов второй половины ХІХ столетия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1.Детство и юность Александра……………………………………………..4-5
2. Начало карьеры………………..…………………………………………...5
3. Работа в Вене………………………………………………………………6
4.Годы службы в Германии и в период крымской войны…………………6-7
4.1 Посол в германских государствах……………………………………7-8
4.2 Крымская война и «неблагодарность» Австрии…………………….8
5. Министр иностранных дел
5.1 Парижский мир и первые годы после Крымской войны……………9
5.2 1850-1860-е годы. Начало союза с Бисмарком……………………....9-10
5.3 Польский вопрос. Франко-прусская война…………………..............11
5.4 Период усиления Германии………………………………………......12-13
5.5 Могущество Германии. Тройственный союз………………………..14-15
5.6 Дипломатический контекст русско-турецкой войны и Берлинский конгресс……………………………………………………………………….15-16
6. Последние годы……………………………………………………………16-17
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список использованной литературы…………………………………………..19

Содержимое работы - 1 файл

Дпв(реферат)Чекед.docx

— 55.17 Кб (Скачать файл)

                            В свои права вступает снова

                            Родная русская земля- 
 

                            И нам завещанное море

                            Опять свободною волной,

                            О кратком позабыв позоре,

                                 Лобзает берег свой родной. 

                5.5  Могущество  Германии. Тройственный союз 

            После разгрома Франции взаимные отношения Бисмарка и Горчакова существенно изменились: германский канцлер перерос своего старого друга и не нуждался в нём больше. С этого времени начинается для русской дипломатии ряд горьких разочарований, которые придают печальный, меланхолический оттенок всему последнему периоду деятельности Горчакова. Предвидя, что восточный вопрос не замедлит возникнуть вновь в той или другой форме, Бисмарк поспешил устроить новую политическую комбинацию с участием Австрии как противовеса России на Востоке. Вступление России в этот тройственный союз, начало которому было положено в сентябре 1872 года, ставило русскую внешнюю политику в зависимость не только от Берлина, но и от Вены, без всякой к тому надобности. Австрия могла только выиграть от постоянного посредничества и содействия Германии в отношениях с Россией, а России предоставлено было охранять так называемые общеевропейские, то есть в сущности те же австрийские, интересы, круг которых все более расширялся на Балканском полуострове. Связав себя этой системой предварительных соглашений и уступок, Горчаков допустил или вынужден был допустить вовлечение страны в тяжелую, кровопролитную войну, с обязательством не извлекать из неё соответственной пользы для государства и руководствоваться при определении результатов победы интересами и желаниями чужих и отчасти враждебных кабинетов.

            В незначительных или посторонних вопросах, как, например, в деле признания правительства маршала Серрано в Испании в 1874 году, князь Горчаков нередко расходился с Бисмарком, но в существенном и главном все ещё доверчиво подчинялся его внушениям. Серьёзная размолвка произошла только в 1875 года, когда русский канцлер принял на себя роль охранителя Франции и общего мира от посягательств прусской военной партии и официально сообщил державам об успехе своих усилий в ноте 30 апреля того же года. Князь Бисмарк затаил в себе раздражение и поддерживал прежнюю дружбу ввиду возникшего балканского кризиса, в котором требовалось его участие в пользу Австрии и, косвенно, Германии; позднее он неоднократно высказывал, что отношения с Горчаковым и Россией были испорчены «неуместным» публичным заступничеством за Францию в 1875 году. Все фазы восточных осложнений пройдены были русским правительством в составе Тройственного союза, пока дело не дошло до войны; а после того как Россия воевала и справилась с Турцией, Тройственный союз опять вступил в свои права и при помощи Англии определил окончательные условия мира, наиболее выгодные для венского кабинета. 
 

      5.6  Дипломатический контекст русско-турецкой войны и

                                      Берлинский  конгресс 

       В апреле 1877 года Россия объявила Турции войну. Даже с объявлением войны престарелый канцлер связывал фикцию уполномочия от Европы, так что заранее отрезаны были пути к самостоятельной и откровенной защите русских интересов на Балканском полуострове после громадных жертв двухлетней кампании. Он обещал Австрии, что Россия не выйдет из пределов умеренной программы при заключении мира; в Англии Шувалову поручено было заявить, что русская армия не переступит за Балканы, но обещание было взято назад после того, как оно было уже передано лондонскому кабинету — что возбудило неудовольствие и дало лишний повод к протестам. Колебания, ошибки и противоречия в действиях дипломатии сопутствовали всем переменам на театре войны. Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля (3 марта) 1878 создавал обширную Болгарию, но увеличивал Сербию и Черногорию лишь небольшими территориальными прирезками, оставлял Боснию с Герцеговиной  под турецкою властью и ничего не давал Греции, так что договором были крайне недовольны почти все балканские народности и именно те, которые принесли наиболее жертв в борьбе с турками — сербы и черногорцы, босняки и герцеговинцы. Великим державам пришлось заступиться за обиженную Грецию, делать территориальные прибавки сербам и устраивать судьбу босняков и герцеговинцев, которых русская дипломатия заблаговременно отдала под владычество Австрии (по Рейхштадтскому соглашению 26 июня (8 июля) 1876). О том, чтобы избегнуть конгресса, как это удалось Бисмарку после Садовой, не могло быть и речи. Англия, по-видимому, готовилась к войне. Россия предложила германскому канцлеру устроить конгресс в Берлине; между Шуваловым и маркизом Салисбери состоялось соглашение 12 (30) маяотносительно вопросов, подлежавших обсуждению держав.

        На Берлинском конгрессе (от 1 (13) июня до 1 (13) июля 1878 г.) Горчаков мало и редко участвовал в совещаниях; он придавал особенное значение тому, чтобы России возвращена была часть Бессарабии, отнятая у неё по Парижскому трактату, причём Румыния должна была взамен получить Добруджу. Предложение Англии о занятии Боснии и Герцеговины австрийскими войсками было горячо поддержано председателем конгресса, Бисмарком, против турецких уполномоченных; князь Горчаков также высказался за оккупацию (заседание 16 (28) июня). Германский канцлер поддерживал всякое положительно заявленное русское требование, но не мог, конечно, идти дальше русских дипломатов в защите политических интересов России — а российская дипломатия с начала кризиса и до конца действовала без ясно поставленных целей и без обдуманных способов исполнения. Обвинять Бисмарка за наши военно-политические промахи и недочеты было бы слишком наивно. Он сам был уверен, что Россия покончит на этот раз с восточным вопросом и сумеет воспользоваться принципом «beati possidentes», предоставив Австрии и Англии известную долю участия в турецком наследстве. Горчаков заботился преимущественно о согласии держав, об интересах Европы, о бескорыстии России, которое, впрочем, не требовало столь кровавых и тяжких доказательств, как война. На первый план выдвигалось уничтожение отдельных статей Парижского трактата, составлявшее скорее вопрос дипломатического самолюбия, чем серьёзный государственный интерес. Позднее часть русской печати жестоко нападала на Германию и её канцлера как главного будто бы виновника неудач России; между обеими державами произошло охлаждение, и в сентябре 1879 года князь Бисмарк решился заключить в Вене специальный оборонительный союз против России. 
 

                               6. Последние годы 

             В 1880 году Горчаков не смог приехать на торжества по случаю открытия памятника Пушкину (в это время из лицейских товарищей Пушкина были в живых только он и С. Д. Комовский), но дал интервью корреспондентам и пушкинистам. Вскоре после пушкинских торжеств Комовский умер, и Горчаков остался последним лицеистом I выпуска. Эти строки Пушкина оказались сказаны о нём…

             Политическая карьера князя Горчакова завершилась Берлинским конгрессом; с тех пор он уже почти не принимал участия в делах, хотя и сохранял почетный титул государственного канцлера. Министром он перестал быть даже номинально с марта 1882, когда назначен был на его место Н. К. Гирс.

В 1878г. ему было уже 80 лет. 22 марта 1882г., согласно личному желанию, он полностью отошел от государственных дел. 27 февраля (12 марта) 1883г. А.М. Горчаков умер и был торжественно погребен в Сергиевской пустыни близ Петербурга. 
 

                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Заключение 

     Александр Михайлович Горчаков был действительно  выдающимся деятелем своего времени. Он много сделал для России во внутренней и внешней политике. И, несмотря на то, что у него были достаточно серьёзные  враги, такие как Меттерних и  Нессельроде, он всё же не ушёл из политики, не бросил страну в трудные времена. И после его смерти, как в России, так и за рубежом единодушно отмечали его место в мировой истории, как умелого политика. И сейчас, в XXI веке, многие отдают ему дань уважения за выдающиеся заслуги перед Отечеством.

         Политика кн. Горчакова - середина между двух крайностей. В отношении принципов и непосредственной пользы кн. Горчаков, как и везде, ищет путь между двух камней, чтобы "не было революционного сотрудничества с Францией"; но "не было и политического деспотизма в пользу отвлеченностей" .

         Для русской политики это была новая эра. Искусно остерегаясь крайностей, кн. Горчаков дает ей большую свободу содержания и приемов. Прежняя система отжила свой век; кн. Горчаков внес в политику новую систему, не составляющую ни слишком резкого перелома после прежней , ни бесплодного коснения в старине. Политика интересов в соответствии с потребностями времени ведет со стараниями к удовлетворению народных устремлений; но притом в пределах государственности; и в то же время стремление соблюсти в политике высшие начала правомерности и для их прока верховенства соединенной Европы, и чрез исполнение этой задачи дать русской политике нравственное обаяние - вот что отличало дело кн. Горчакова в истории русской политики.  
 
 
 
 
 

                             Список литературы

  1. "Вопросы истории" 12/1997, Киняпина Н. С. "Александр Михайлович Горчаков".
  2. "Международная жизнь" 11 -12/1998, Иванов И. С. "Министр иностранных дел России А. М. Горчаков являл собой целую эпоху в российской дипломатии".
  3. Дипломатический словарь в трёх томах, т. 1, А – И, гл. редакция: Громыко А. А., Ковалев А. Г., Севостьянов П. П., Тихвинский С. Л., изд-во "Наука", М: 1984.
  4. Большая Российская Энциклопедия в 30 т., т. 7. Гермафродит – Григорьев, М: 2007.
  5. Манько А. В. "Выдающиеся дипломаты России XVI – XIX веков, М: Аграф, 2005.

Информация о работе Портреты русских дипломатов 18-19 веков, Александр Михайлович Горчаков