Перспективы тэо России и КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

В XXI век Китай и Россия вступили как две великие державы, как два стратегических партнера, стоящих перед лицом сходных задач. Масштабный рост геополитического влияния КНР делает китайский фактор одним из важных ключевых компонентов долгосрочного политического глобального и регионального прогнозирования.
На сегодня, по словам многих экспертов, российско-китайское взаимодействие прослеживается в таких ключевых областях, как повышение авторитета и роли ООН, отстаивание примата международного права в мировых делах, поддержание стратегической стабильности и, в первую очередь, сохранение Договора по ПРО, создание справедливого и равноправного мирового экономического порядка.

Содержимое работы - 1 файл

к.р..docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

     Китай организовал прибрежные свободные  экономические зоны на юге страны, в провинции Гуандун, создав тем  самым условия для достижения своих целей в Гонконге, создал “второй Гонконг” в Шенчжене, а  на востоке страны, в провинции  Фуцзянь, обеспечил доступ к Тайваню. Эти зоны привлекли к себе промышленное производство, ориентированное на экспорт, что дало возможность зарабатывать необходимую иностранную валюту. В страну отовсюду потекли капиталы, подтвердив тем самым, что в современном  мире существует один глобальный интегрированный  рынок капитала. Китаю удалось  пробиться на потребительские рынки  Запада, воспользовавшись режимом наибольшего  благоприятствования, сформировать огромный экспортный сектор экономики, ориентированный  на низкозатратную, но трудоемкую продукцию.

     Россия  не располагает экономикой, ориентированной  на внешний рынок, если не считать  экспорт природного газа, нефти и  ряда других минеральных ресурсов, а также вооружений. Страна также  экспортирует капитал, оседающий в  частных оффшорных банках на Кипре, в Объединенных Арабских Эмиратах и  других странах. Россия пыталась создать  свободные экономические зоны, но безуспешно.

     Китай ослабил централизованный контроль и сосредоточил внимание на "новой  экономике", а не на разбазаривании скудных ресурсов в ходе приватизации "старой", стимулировал развитие новых предприятий национального, провинциального, поселкового и  деревенского уровней. Местная инициатива оказалась успешной.

     Китай продемонстрировал гораздо большую  прагматичность и гибкость, чем другие трансформирующиеся страны. Он не делал  ставку на изменение формы собственности  или частные предприятия. Вместо этого требовалось, чтобы новые  производства были современными и ориентировались  на экспорт, использовали новые технологии, квалифицированных управленцев  и рабочих и т.д.

     Россия, напротив, сконцентрировалась на "старой экономике" и следовала инициативам, исходящим из центра. Через приватизацию и государственные субсидии поддерживались старые неэффективные государственные  предприятия.

     4. Причины неудач России связаны с тем, что при переходе к рыночной экономике она взяла за основу так называемый подход СЛП (стабилизация, либерализация, приватизация), а успехи Китая - с отказом от такого подхода.

      Первая  составляющая в рамках подхода СЛП - стабилизация макроэкономики, включая ограничение дефицита государственного бюджета. Однако следствием "шоковой терапии" стали и "великая депрессия", и "великая инфляция".

     Второй  компонент - либерализация цен, определяемых впредь рынком, а не бюрократией. Однако в настоящее время они, по существу, устанавливаются мафией, монополистами, коррумпированными чиновниками.

     Третий  компонент - приватизация, перевод предприятий из государственной в частную собственность, обычно в форме корпораций. В отсутствии соответствующих регулирующих и юридических институтов приватизация привела к криминализации экономики - все большую власть над ресурсами и их распределением захватывают криминальные элементы. Номенклатурная приватизация, проведенная управленцами, породила российских "предпринимателей", состоящих в основном из монополистов, расхитителей имущества (продающих фонды, в том числе предприятия и оборудование, и помещающих доходы на свои частные счета в оффшорных банках), представителей мафии, вымогателей и чиновников-коррупционеров. Эти предприниматели ориентируются в большей степени на извлечение ренты, чем на участие в производственной деятельности.

     5. При переходе к рыночной экономике Китай также сталкивается с рядом проблем:

• коррупцией и взяточничеством;

• цикличностью сельскохозяйственного производства, когда из-за низких урожаев усиливается  инфляция;

• неэффективностью государственных предприятий - убыточных и не имеющих возможности погашать банковские кредиты;

• трудностями  с поддержанием роста производства и доходов, возможностью возврата 20%-ной  инфляции;

• хронической  неполной занятостью и угрозой политике создания постоянных рабочих мест вследствие притока рабочей силы из сельских районов, вступления на рынок труда  новых работников, миграции рабочей  силы;

• проблемами, связанными с жильем и социальными  выплатами в сельской местности  и городах для вновь прибывших  граждан;

• наличием потенциала социальной, экономической  и политической нестабильности, что  усугубляется дифференциацией между  уровнем развития провинций;

     6. И все же, несмотря на свое современное состояние, Россия может извлечь уроки из примера Китая, если воспользуется подходом ИКУ (институционализация, конкуренция, управление), примененным им, а еще ранее Японией, Тайванем и Южной Кореей.

     Первый  компонент в рамках подхода ИКУ - создание институтов рыночной экономики, включая такие, которые вводятся государством или местными органами власти. Новые институты привнесены в Китай либо собственными усилиями, либо с помощью мирового хозяйства, чего не произошло в России.

     Вторая  составляющая - конкуренция с приданием особого значения новым конкурирующим фирмам, отвоевывающим у неконкурентоспособных предприятий лучшие ресурсы, необходимые для производства и экспортной деятельности, а также созданию новых предприятий, обостряющих конкуренцию, таких, как поселковые и сельские предприятия низового уровня. Это важнее, чем приватизация, так как приватизированные предприятия-монополисты по-прежнему остаются монополистами, как это происходит в России. В Китае достигнуты ошеломляющие результаты - и это не только очень высокие темпы роста, но и колоссальный приток капиталов в страну со всего мира. Многие новые предприятия в Китае стали движущей силой развития производства и расширения занятости. Экспортная деятельность в стране находится под контролем государства, и ее интенсивность часто определяется решениями провинциальных властей.

     7. Некоторые уроки, вытекающие из сопоставления Китая и России, в отношении того, как следует осуществлять переход от социалистической к рыночной экономике: меры в рамках перехода, объединенные подходом ИКУ(институционализация, конкуренция, управление).

      Первый  шаг - создание рыночных институтов, на которых держится такая экономика (права собственности, юридическая система, банки, торговый кодекс, система бухгалтерского учета, страхование, финансовая система, реклама и т.д.).

     Второй  шаг - сначала создание новых конкурирующих предприятий, а затем трансформация старых предприятий в жизнеспособные прибыльные фирмы с компетентными менеджерами, эффективно работающими рабочими, современными фондами и технологией, надежными источниками производственных факторов и рынками сбыта и т.д. Эти компании могут быть государственными или частными.

     Третий  шаг - приватизация государственных предприятий, т.е. перевод их в частный сектор. Если отложить приватизацию до этого момента, то предприятия (включая вновь созданные государственные) станут жизнеспособными, так как будут использовать институты рыночной экономики, в том числе банки, финансовую систему, страхование и другие, которые могут облегчить подобный переход. 
 
 

ГЛАВА 2. Анализ внешнеторговых отношений РФ и  КНР 

      Одновременно  Россия и континентальный Китай  стремятся расширить экономическое  сотрудничество. Следует отметить, что развитие экономических связей между Россией и Китаем отстает от темпов углубления их политического сотрудничества. Если во внешнеполитической сфере налицо постоянное движение по восходящей линии, то торгово-экономические связи в этот же период характеризовались непоследовательностью и даже хаотичностью.

      Эти колебания дали основания некоторым  экспертам говорить о том, что  торгово-экономические связи России и Китая являются второстепенными  по отношению к связям политическим. С этой точки зрения, усилия правительств двух стран рассматриваются как  административная кампания, продиктованная политической мотивацией (создание экономической  базы для стабильного развития двусторонних политических отношений), но не действительной заинтересованностью компаний двух стран в рынках друг друга. В этом отличие, например, от отношений КНР  с США или Японией, где именно экономический интерес позволяет  смягчать политические противоречия.

      Однако  в действительности происходят серьезные  сдвиги в сфере экономических  отношений. Двустороннее торгово-экономическое  сотрудничество в значительной мере определялось деятельностью мелких компаний, челноков, приграничным обменом.

      Особенностью  их деятельности была краткосрочность  интересов, стремление воспользоваться  кризисным состоянием российской экономики. Сегодня на первый план экономических  отношений вышли крупные компании с высоким удельным весом государственной  собственности или поддерживаемые государством. В результате в России появились значительные лоббистские  группы, подталкивающие правительство  к принятию мер для создания более  благоприятных условий торгово-экономического сотрудничества. Российские поставщики энергетического оборудования, энергоресурсов и вооружений сделали самые серьезные  ставки на Китай. В настоящее время  освоение китайского рынка для этих групп российского бизнеса является не просто средством зарабатывания  денег, но и формой выживания.

      Именно  эти сферы являются сферами с  высоким уровнем государственного регулирования. Вышеназванным группам  просто необходима поддержка российского  правительства. Поэтому повышение  активности государственных органов  в сфере российско-китайских экономических  отношений все же не является бюрократической  компанией, инициированной верхами  в целях укрепления политического  сотрудничества, а отражает реальное повышение интереса крупного российского  бизнеса в расширении экономических  связей с Китаем.

      Для Китая Россия является восьмым торговым партнером в мире. Российский экспорт  в КНР включает в себя самолеты, автомобили, сельхозтехнику, горно- и  нефтеперерабатывающее оборудование, текстильное оборудование, химическую продукцию, стройматериалы, стальной прокат, древесину, цемент, стекло и др. Основными  статьями российского экспорта в  Китай остаются удобрения и черные металлы - на них приходится более 50% общего объема российских поставок Китай поставляет в Россию главным образом потребительские товары, продукты питания и рабочую силу. Возможно ли объявленное трехкратное увеличение товарооборота за четыре последующие года? По-видимому, Россия в состоянии значительно увеличить свой экспорт в Китай.

      Россия  и Китай договорились о сотрудничестве в строительстве нефте- и газопроводов из Сибири до Тихоокеанского побережья  Китая через Монголию. Запасы нефти  в Восточно-Сибирских месторождениях оцениваются более чем в 1,5 млрд. т.

      Известно, что активно развивается военно-техническое  сотрудничество между двумя странами. В этой связи обоснована озабоченность  ряда экспертов, что в российско-китайском  товарообороте поставки военной  техники занимают все большее  место и экономические связи  могут быть сведены только к торговле оружием. При этом очевидно, что российские поставщики вооружений расширяют объемы и спектр поставок в Китай не из-за каких-то политических целей, вроде  поддержания российско-китайского военного-политического альянса. Созданный  в советские времена гигантский военно-промышленный комплекс лишился  прежних заказов, поскольку сегодня  Россия не имеет ни возможности, ни необходимости для поддержания  таких огромных объемов военного производства. В целом, наращивание  российского экспорта может пойти  по названным направлениям, что по существу возвращает советские времена  в этой сфере. Внешняя торговля на китайском направлении становится снова государственно контролируемой в то время, как условия экономической  деятельности в обеих странах  не позволяют пока рассчитывать на то, что мелкие и средние предприниматели  повысят свою активность. Характерно, что китайская сторона предлагает вернуться к старой практике оформления поставок межправительственными соглашениями.

      При этом не следует рассчитывать на формирование диверсифицированной структуры  товарооборота. Российская номенклатура поставок будет расширена незначительно, а Китай будет продолжать оставаться в основном экспортером товаров  широкого потребления и продуктов  питания. И здесь кроется еще  одна проблема: российский рынок в  достаточной степени насыщен  потребительскими товарами, и наращивание  китайских поставок вряд ли возможно. Одним из путей решения проблемы может быть организация совместных производств в КНР и допущение  расчетов в национальных валютах.

  В целом, очевидно, что трехкратное  увеличение товарооборота пока не сможет принести новое качество экономических отношений России и Китая. Здесь требуются не очередные "комиссии по 20 миллиардам", а огромные усилия по формированию нормальных условий деятельности предпринимателей в обеих странах, где хотя и идут рыночные реформы, но еще далеко до климата безопасного предпринимательства.

Информация о работе Перспективы тэо России и КНР