Особенности экономических отношений КНР и РФ в 2000-2011гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель - ознакомиться с современным состоянием внешней торговли и внешнеэкономических связей Китая и России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать место России и Китая в мировой экономике на современном этапе;
2) проанализировать стратегию отношений стран в сфере торговли;
3) рассмотреть внешнеэкономические связи КНР и Росии;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сравнительный анализ позиций Китая и России в мировой экономике
1.1 Анализ на основе показателя ВВП и ППС
1.2 Развитие науки и инвестиций
1.3 Место России и Китая в мировой финансовой системе
1.4 Политический аспект
Глава 2. Внешнеэкономические связи КНР и России
2.1 Исторические аспекты внешнеэкономических связей РФ и КНР
2.2 Современное состояние и перспективы сотрудничества между Россией и Китаем (на примере Приморского края)
Глава 3. Внешняя торговля России и Китая
3.1 Анализ показателей объема внешнеторгового оборота России и Китая
3.2 Структура внешней торговли России и Китая
Заключение
Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Новосибирский Государственный Технический  Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

«Особенности экономических отношений  КНР и РФ в 2000-2011гг.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Пчелинцева Регина,

студентка 3 курса, группы РГ91с

 

Проверил:

Шишикин В.Г

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

 

 

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Сравнительный анализ позиций  Китая и России в мировой экономике

1.1 Анализ на основе показателя  ВВП и ППС

1.2 Развитие науки и инвестиций

1.3 Место России и Китая в  мировой финансовой системе

1.4 Политический аспект

Глава 2. Внешнеэкономические связи  КНР и России

2.1 Исторические аспекты внешнеэкономических  связей РФ и КНР

2.2 Современное состояние и перспективы  сотрудничества между Россией  и Китаем (на примере Приморского  края)

Глава 3. Внешняя торговля России и Китая

3.1 Анализ показателей объема  внешнеторгового оборота России  и Китая

3.2 Структура внешней торговли  России и Китая

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В XXI век Китай и Россия вступили как две великие державы - стратегические партнеры, во многом решающие сходные задачи развития и оказывающиеся в условиях глобализации перед сходными вызовами и угрозами. Только развивая и углубляя добрососедство, дружбу, стратегическое взаимодействие и сотрудничество, наши страны способны уверенно продвигаться по пути соразвития с учетом самостоятельного выбора, сделанного российским и китайским народами.

Рост  геополитического влияния КНР делает китайский фактор одним из ключевых компонентов долгосрочного политического  глобального и регионального прогнозирования. Для России Китай превращается в один из крупнейших факторов мирового развития и роста экономического потенциала планеты (свыше 16%).

Торгово-экономические  отношения между Россией и  Китаем в последние годы динамично  развиваются. Можно с уверенность сказать, что торгово-экономическая составляющая стала по-настоящему весомой частью всего комплекса двустороннего взаимодействия.

Тематика  данной работы очень актуальна, поскольку  внешнеэкономические связи России и Китая очень важны для  будущего России, для решения ее национальных задач, для определения ею своего достойного места в мире, для выявления потенциала сотрудничества, соразвития двух держав, а также возможных и порой неизбежных препятствий и противоречий, которые необходимо будет преодолеть.

Структура данной работы позволяет ознакомиться

Объект  исследования - внешняя торговля и  внешнеэкономические связи России и Китая.

Предмет исследования - состояние  торговых отношений Китая и России в современный период, внешняя  политики двух стран.

Цель - ознакомиться с современным  состоянием внешней торговли и внешнеэкономических  связей Китая и России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать место России  и Китая в мировой экономике  на современном этапе;

2) проанализировать стратегию отношений стран в сфере торговли;

3) рассмотреть внешнеэкономические  связи КНР и Росии;

4) выявить современное состояние  внешнеэкономических отношений  Китая и России.

5) проанализировать современное  состояние и перспективы сотрудничества между Россией и Китаем

Глава 1. Сравнительный анализ позиций  Китая и России в мировой экономике

1.1 Анализ на основе показателя  ВВП и ППС

Многие важные аспекты политического  и экономического взаимодействия России и Китая на международной арене  в заметной степени прямо или косвенно опосредованы местом этих двух стран в мировой экономике и мирохозяйственных связях, глубиной и характером их вовлеченности в мировые процессы глобализации и регионализации. Адекватное восприятие базовых количественных и качественных параметров мирохозяйственного контекста экономического развития России и Китая принципиально важно для понимания существующих и выявления потенциальных сфер совпадения и конфликта интересов двух государств, прибегая к известному китайскому выражению, для «умножения плюсов и искоренения минусов» их практического двустороннего сотрудничества и взаимодействия в многосторонних международных экономических комбинациях и группировках.

Доли Китая и России в мировой  экономике, вполне сопоставимые полтора  десятилетия назад, в настоящее время в связи с разной динамикой экономического развития в 1990-е годы заметно различаются (среднегодовой прирост ВВП КНР в период 1990-2007 годов составил 9,3%; в России, несмотря на положительные темпы прироста в 1999-2007 годы, уровень ВВП 1990 года пока не восстановлен). Так, согласно статистическим данным Мирового банка, ВВП КНР в пересчете из юаней в доллары по официальному курсу (8,28 юаня за доллар) составил в 2007 году 1237,1 млрд долларов, а его доля в мировом ВВП (32,25 трлн долларов) равнялась 3,83% [ 18]. В 2008 году ВВП КНР вырос до 1410 млрд долларов, а его доля в мировом ВВП поднялась до 3,9%. Тем не менее из-за падения курса доллара по отношению к евро Китай по абсолютному размеру ВВП опустился с прежнего 6-го на 7-е место в мире (вслед за США, Японией, Германией, Великобританией, Францией и Италией) [13]. Следует отметить существенно более высокие -- по сравнению с долей в мировом ВВП -- доли Китая в приросте мирового ВВП (порядка 16%) и мировом потреблении стали (четверть), угля (30%) и цемента (половина) [19].

В 2009 году ВВП Китая в сопоставимых ценах вырос на 9,5% и достиг в  долларовом выражении 1,65 трлн долларов. Статус Китая как одной из крупнейших экономик мира подкрепляется его  первенством в мировом производстве некоторых видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, в том числе стали, угля, цемента, химических удобрений, хлопчатобумажных тканей, телевизоров, зерна, мяса, хлопка, арахиса, вторым местом по выработке электроэнергии [12].

В силу многонаселенности позиции Китая в мировой табели о рангах по среднедушевому производству ВВП значительно скромнее -- 1087 долларов и 110-е место в 2007 году (средний показатель подушевого ВВП по миру в целом в 2007 году составил 5080 долларов).

Россия, по данным Мирового банка, произвела в 2007 году 346,5 млрд долларов ВВП (при пересчете из рублей в доллары по официальному курсу), что составило 1,07% от общемирового показателя. При этом среднедушевой ВВП России был равен 2140 долларов против 940 у КНР [5].

В 2007 году ВВП России достиг 434 млрд долларов, а в 2009 году -- около 570 млрд долларов (быстрый рост данного показателя в долларовом выражении обусловлен существенным повышением курсовой стоимости рубля по отношению к доллару).

Россия занимает первое место в  мире по добыче естественного газа, необработанных алмазов, второе -- по нефти, картофелю, строительному кирпичу, третье -- по чугуну и молоку, четвертое -- по производству стали, химических удобрений, хлопчатобумажных тканей, зерна и выработке электроэнергии [2].

Обращение к показателям ВВП, рассчитанным по паритету покупательной способности  национальных валют (ППС), несколько  улучшает позиции России в мировой  табели о рангах, впрочем, не меняя  принципиально ни общих тенденций  эволюции ее доли в мировой экономике, ни соотношения российского и китайского ВВП. Так, при расчете по ППС доля России в мировом ВВП снизилась с 3,36% в 1990 году (в составе СССР) до 1,6% в 1999 году при отступлении за этот период по данному показателю с 7-го на 15-е место в мире [3]. В 2009 году ВВП России по ППС оценивался российскими статистиками в 1146 млрд долларов, а его производство на душу населения в 7965 долларов [4].

ВВП ряда стран мира по ППС национальных валют 2000 года, млрд долларов.

Источник: Pro et Contra, весна 2002 (Россия в мировой экономике). М., 2002. С. 63-64.

Данные о ВВП Китая по ППС  уже давно оживленно комментируются в мировой литературе и ведущих  СМИ. На мой взгляд, стоит обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, экономика Китая при  расчетах ВВП по ППС с середины 1990-х годов является второй в мире по общим масштабам, составляя в настоящее время примерно 55% от экономики США. Следует особо подчеркнуть то обстоятельство, что все прогнозы, предрекающие выход Китая по абсолютным размерам экономики на уровень США примерно к 2015-2020 годам, основаны именно на использовании показателя ВВП по ППС.

Во-вторых, в самом Китае выдвижение страны в 1992-1993 годы МВФ и Мировым  банком на ведущие позиции в мире на основании расчетов ВВП стран  мира по ППС национальных валют встретили весьма прохладно.

Политически для Пекина был совершенно неприемлем выход на позицию объективно главного соперника США на мировой  арене. Эта сторона проблемы, однако, не афишировалась, а критическому разбору  подверглись недочеты показателя ВВП  по ППС с чисто экономических позиций. (В 1993 году по этой теме в КНР проводились научные конференции, публиковались специальные работы.) Помимо разного рода «технических» придирок, один из главных аргументов против широкого использования показателя ВВП по ППС применительно к Китаю был следующим: он автоматически приравнивает всю гамму товаров и услуг, произведенных в стране, к товарам и услугам, прошедшим «горнило» купли-продажи на мировом рынке. Тем самым существенно завышаются качество и международная конкурентоспособность, а следовательно, и стоимостная оценка всей произведенной в Китае продукции, тогда как значительная ее часть этого явно не заслуживает. На мой взгляд, хотя сегодня, 10 лет спустя, ситуация несколько изменилась к лучшему, в целом данный аргумент сохраняет свою актуальность.

Ныне в Китае показатель ВВП  по ППС в своих прогнозах экономического развития страны активно используют лишь некоторые ученые (например, Ху Аньган из университета Цинхуа). В отличие  от Индии, где объем ВВП по ППС  активно используется для доказательства тезиса о том, что «Индия -- четвертая по масштабам экономики в мире», в Китае и руководство страны, и официальная статистика данный показатель подчеркнуто игнорируют.

В-третьих, применение показателя ВВП  по ППС по сравнению с показателем ВВП по официальному курсу национальных валют к доллару резко повышает объемы и доли в мировой экономике менее развитых стран, где относительно низкий уровень цен объясняется невысоким уровнем доходов и покупательной способности населения. Это касается почти в равной мере и Китая, и России. Поэтому соотношение их валовых внутренних продуктов, рассчитанных по ППС и по официальным курсам национальных валют к доллару США, отличается незначительно. Например, в 2007 году оно составило 3,97 в первом случае и 3,74 -- во втором.

1.2 Развитие науки и инвестиций

Разговоры о необходимости совершения некоего прорыва в инновационной  сфере в последнее время ведутся, но кадровое и финансовое состояние  российской науки вызывает ряд серьезных  проблем. Численность персонала, занятого в России научными исследованиями, сократилась с 804 тыс. человек в 1992 году до 411 тыс. в 2003 году (не следует забывать и о возрасте ученых -- у большей части он уже пенсионный), а расходы на НИОКР в России в последние годы варьировали в диапазоне от 0,23 до 0,30% ВВП [204]. Хотя ассигнования на космос учитываются отдельно, принципиально общей картины это не меняет. Возможно, прямое сопоставление затрат на науку в России и Китае не вполне корректно, однако один немаловажный количественный вывод все же заслуживает внимания: при вчетверо большем страновом ВВП и вчетверо большей его доле, расходуемой на НИОКР, сегодня каждый ученый в КНР получает в 8 раз больше ассигнований на проведение научных исследований, чем в России. В конечном счете это не может не сказаться как на структуре двусторонней российско-китайской торговли, так и на позициях обеих стран в системе мирохозяйственных связей.

Вряд ли случайно в последние  годы Китай устойчиво опережает  Россию на полтора-два десятка позиций  в рейтинге конкурентоспособности стран, ежегодно рассчитываемом Международным институтом развития менеджмента в Лозанне (Швейцария) для 60 государств и территорий. В докладе о глобальной конкурентоспособности за 2004 год Китай передвинут на 24-е место по сравнению с 29_м местом годом ранее [11]. Несмотря на определенную позитивную динамику, заметно худшими, чем у Китая, остаются и позиции России в рейтинге страновых рисков, оцениваемых журналами Euro money и Institutional Investor. Согласно первому из них, в марте 2003 года Россия занимала 76-е, а Китай -- 56-е место из 185 оцениваемых стран и территорий, а в марте 2004 года они передвинулись соответственно на 66-е и 45-е места. Согласно второму изданию (оценивает 172 страны и региона), за тот же период Россия передвинулась с 64-го места на 59-е, а Китай остался на 38-м [20].

Устойчивое мнение международного сообщества о рискованности осуществления  инвестиций в Россию имеет вполне конкретные негативные последствия.

Первое из них, на наш взгляд, состоит  в том, что никак не удается раскрутить до приличных величин использование потенциально огромных транспортно-транзитных функций России в глобальной экономике, прежде всего в перевозках грузов между Европой и Азией (классический маршрут контейнерных перевозок по Транссибу здесь далеко не единственный).

Второе представлено многократной разницей в объемах привлекаемых странами прямых иностранных инвестиций (дело, конечно, не только в рисках, но и в них тоже). В 2003 году Китай  использовал 53,5 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, что составило 8% общемирового показателя (653 млрд долларов), уступив здесь лишь США (86,6 млрд долларов) [207]. В 2004 году страна использовала 60,6 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. В целом за годы реформ (по состоянию на конец 2004 года) в Китае было фактически использовано 562,1 млрд долларов прямых иностранных инвестиций и создано около 509 тыс. предприятий с участием капитала из-за рубежа и от соотечественников из Гонконга, Макао и Тайваня [21].

Официальная российская статистика определяет объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в Россию, в 4 млрд долларов в 2001 и 2002 годах и в 6,8 млрд долларов в 2003 году, при этом сюда включаются и «кредиты, полученные от совладельцев организаций» -- по 2,1 млрд долларов в 2001 и 2003 годах и 1,3 млрд долларов в 2002 году [26]. В 2004 году объем привлеченных Россией прямых иностранных инвестиций вырос до9,4 млрд долларов.

Третье следствие -- утечка отечественного капитала за рубеж, от которой, надо сказать, в определенной мере страдает и Китай, хотя в случае с ним причиной данного явления выступает не столько риск инвестирования средств в экономику, сколько сложность легализации коррупционных и иных незаконных доходов.

Информация о работе Особенности экономических отношений КНР и РФ в 2000-2011гг