Мировая валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Мировая валютная система по своей сути является набором неких правил и законов, которые регулируют деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютных рынках. Цель этих правил состоит в облегчении процессов международной торговли таким образом, чтобы все ее участники получали максимально возможную пользу, обеспечивающую эффективность и процветание экономических систем, которые представляет международная торговля. В процессе реализации этой цели на практике международная валютная система должна обеспечить стабильный фундамент для долгосрочного планирования международных торговых отношений и всемерно способствовать искоренению разного рода валютных ограничений и протекционистских мер со стороны отдельных стран и их правительственных органов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Определение, элементы и функции мировой валютной системы 5
1.2 Мировой денежный товар и международная ликвидность 6
1.3 Валютный курс и валютные рынки 8
ГЛАВА 2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ 11
2.1 Парижская и Генуэзская валютные системы 11
2.2 Бреттон-Вудская и Ямайская валютные системы 12
ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 15
3.1 Международный Валютный Фонд 15
3.2 Международный Банк Реконструкции и Развития 16
ГЛАВА 4 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ 20
4.1 Влияние мирового финансово-экономического кризиса и кризиса еврозоны на мировую валютную систему 20
4.2 Перспективы развития мировой валютно-финансовой системы 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Содержимое работы - 1 файл

Курсач.docx

— 83.17 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 4

 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ

4.1 Влияние мирового финансово-экономического кризиса и кризиса еврозоны на мировую валютную систему

Мировой финансово-экономический кризис значительно повлиял на мировую валютную систему, т.к. повлек за собой нарушение действий ее структурных принципов и резко обострил валютные противоречия. В основе периодичности кризиса в мировой валютной системе лежит приспособление ее структурных принципов к изменившимся условиям и соотношению сил в мире. Острые вспышки и драматические события, связанные с влиянием на валютную систему, не могли долго продолжаться без угрозы воспроизводству. Поэтому это привело к использованию разнообразных средств для сглаживания острых форм кризиса и проведению реформ мировой валютной системы [16].

Кризис  вызвал поломку старой мировой валютной системы и ее замену новой, обеспечивающей относительную валютную стабилизацию. Создание новой мировой валютной системы проходит три основных этапа:

1) становление, формирование предпосылок, определение принципов новой системы; при этом сохраняется ее преемственная связь с прежней системой;

2) формирование структурного единства, завершение построения, постепенная активизация принципов новой системы;

3) образование полноценно функционирующей новой мировой валютной системы на базе законченной целостности и органической увязки ее элементов.

Финансово-экономический  кризис привел к периоду, когда валютно-экономическое положение отдельных стран улучшается, а мировая валютная система соответствует в определенных пределах условиям и потребностям экономики и функционирует относительно эффективно в интересах ведущих держав. Так было первое время после создания Парижской, Генуэзской и Бреттонвудской валютных систем. Локальные кризисы поражают отдельные страны или группу стран даже при относительной стабильности мировой валютной системы. Например, после второй мировой войны периодически вспыхивали локальные валютные кризисы во Франции, Великобритании, Италии и других странах.

Существует прямая связь валютного кризиса с процессом общественного воспроизводства, поскольку причины кризиса коренятся в его противоречиях, и обратная связь, проявляющаяся в социально-экономических последствиях в валютной сфере. Необходимо отметить обострение валютных противоречий, которые периодически перерастают в валютные войны ведущих стран, сопровождаемые борьбой за валютную гегемонию в целях создания оптимальных условий для обогащения ведущих национальных предприятий.

Мировой финансово-экономический кризис повлиял  на нестабильность курса валют, перераспределение золотовалютных резервов, валютные ограничения, ухудшение международной валютной ликвидности и на валютные противоречия. Но это не означает непрерывное снижения курсов валют, усиление валютных ограничений и т. д.

Также необходимо отметить, что тяжелые времена с момента ввода (в 1999 году) переживает евро. По мнению финансовых экспертов, основных проблем для евровалюты в ближайшем будущем две: финансовая нестабильность в Греции, Испании и Португалии, а также отсутствие ясной политики у стран Еврозоны по предотвращению подобных ситуаций в дальнейшем. Впервые Еврозона столкнулась с таким серьезным вызовом и впервые не нашла, что ему противопоставить [17].

Именно  тот факт, что никто не знает, как  решить проблемы, возникшие в экономике  отдельных европейских государств, привели к тому, что дефицит  бюджета в Греции, Испании и  Португалии стал отпугивать инвесторов и еще сильнее ухудшать финансовую и экономическую ситуацию в Еврозоне.

Сегодня для инвесторов, которые предпочитают стабильность, наступили «черные времена», в то время как для трейдеров во всем мире появляется шанс наверстать упущенное. Уже сегодня ясно, что падение евро – это надолго, и именно предсказуемость процесса создает для трейдеров самые благоприятные условия для ведения бизнеса, считают финансовые эксперты.

Так, например, дефицит бюджета Греции составлял  по итогам прошлого года 12,7% от ВВП –  в три раза больше предельно допустимой для стран еврозоны нормы. К концу 2012 г. страна должна сократить этот показатель до уровня ниже 3%, но совершенно ясно, что ликвидировать такой разрыв между доходной и расходной частями госбюджета практически нереально.

План  стабилизации финансовой ситуации в  Греции, утвержденный Еврокомиссией, не поможет, считают эксперты. Учитывая то, что кризис в Европе еще не закончился, и ситуация остается непредсказуемой, рассчитывать на эффективность мер в отдельно взятой стране не приходится. Скорее всего, утверждение плана, по мнению финансовых экспертов, рассчитано на «успокоительный» эффект для инвесторов.

Плохи дела и у Испании с Португалией. Эти страны так же не способны в  одиночку выбраться из кризиса. Наоборот, они могут затянуть в финансовую пропасть и другие европейские страны. Таким образом, может сложиться  ситуация, когда критерии стабильности евровалюты станут пустым звуком, и каждый будет принимать себе такой дефицит бюджета, который заблагорассудится для собственного спасения. В итоге, курс евро станет падать с астрономической скоростью. Подобные перспективы очень пугают инвесторов, что, в свою очередь, ведет к очередному витку кризиса и падения евро. И пока страны Еврозоны не нашли выхода из сложившейся тенденции.

На кризисные  явления в Европе бурно отреагировал валютный рынок – активность трейдеров  за последнее время возросла на 30%. По мнению финансовых экспертов, сегодня, в условиях нестабильности европейской валюты и явной тенденции к ее дальнейшему падению, для трейдеров валютного рынка наступают «золотые времена».

Курс  евро может начать падать еще быстрее, если наступит цепная реакция, и подобная ситуация повторится в других странах ЕС. Доверие к евровалюте будет подорвано и уже сегодня ускорит его падение относительно основных мировых валют. Поэтому проблемы в Греции, Испании и Португалии – это проблемы не отдельных стран, а всей Еврозоны.

Следовательно, можно сказать, что мировой финансово-экономический  кризис и кризис еврозоны  являются наиболее актуальными в настоящее  время проблемами.

4.2 Перспективы развития мировой  валютно-финансовой системы

Принимая  во внимание невозможность одновременного проведения автономной экономической политики и сохранения стабильности курса валюты в условиях свободного международного перелива капитала в подавляющем большинстве стран мира, о чем свидетельствуют реальные исторические факты, можно сделать вывод, что в будущем у мировой валютной системы нет иного пути, как интеграция.

Абсолютное  ограничение перелива иностранного капитала, подразумевающее запрет на проведение любых видов валютных операций (а как показал опыт Бреттон-Вудской системы фиксированных паритетов, только полный запрет на все виды валютных операций позволяет максимально ограничить перемещение капитала через национальные границы) на сегодняшний день невозможно, ибо это нанесет сильнейший удар по внешней торговли, а обеспечить себя всем необходимым сейчас не в состоянии ни одна страна мира. К тому же, с учетом современного развития коммуникационных технологий, финансовых рынков и банковского дела подобный тотальный контроль представляется трудно реализуемым.

История мировой валютной системы периода плавающих валютных курсов, принесшие миру целую серию разрушительных валютных кризисов, наглядно продемонстрировали невозможность бесконтрольных колебаний валютных курсов. Как следствие, среди небольших развивающихся стран, в наибольшей степени пострадавших от недавних катаклизмов все отчетливее слышно мнение о необходимости пожертвовать автономностью национальной экономической политики в пользу сохранения стабильной национальной валюты. Энтузиазм сторонников подобного решения во многом базируется на успешном противостоянии валютным катаклизмам стран, избравших подобную модель раньше [4, с.261].

На сегодняшний  день американской доллар фактически стал основной расчетной единицей в  западном полушарии, заменив в ряде стран национальные валюты. В Пуэрто-Рико американский доллар получил статус национальной валюты еще в 1899 г., а в Панаме в 1904 г. Во всех остальных странах Центральной Америки и Карибского бассейна, включая Мексику, американские денежные единицы ходят наравне с местной валютой. Подобная ситуация наблюдается и в странах Латинской Америки, особенно Боливии и Перу. Таким образом, уже сегодня можно говорить о фактическом формировании вокруг американской валюты некоего «долларового» блока (или «долларовой зоны»), который на данный момент распространяется в основном на страны североамериканского и южноамериканского континентов.

Соединенные Штаты, являются, пожалуй, единственной страной, которая, благодаря значимости своей национальной экономической системы для мировой экономики, способной проводить автономную национальную экономическую политику и одновременно сохранять стабильность курса национальной валюты в условиях свободного перемещения капитала. Стабильность американского доллара, особенно в свете постоянной изменчивости курсов национальных денежных единиц, притягивает правительства остальных стран западного полушария, надеющихся с помощью замены песо, реал, сукре, боливара и т.д. на доллары, добиться стабилизации в отечественных экономиках. Наличие исторически тесных торговых и финансовых связей только способствуют распространению подобных идей. Таким образом, процесс интеграции в северной и южной Америке принимает форму консолидации более мелких экономических частей вокруг мощной национальной экономической системы США.

Несмотря  на кажущееся безразличие американских лиц к подобным процессам , в 1999 г. администрация президента Клинтона объявила о своих стратегических планах по созданию к 2020 г. Американской зоны свободной торговли (АФТА), в которую, по замыслам американцев, войдут все страны западного полушария. Принимая во внимание интенсификацию интеграционных процессов в Европе, можно предположить, что введение единой валюты для Северной, Центральной и Южной Америки станет существенным фактором не только на пути создания АФТА, но и важным инструментом сохранения доминирующих позиций США в мире в 21-ом веке.

Европейские страны имеют наибольший опыт в области  создания валютного союза. На сегодняшний день Европейский валютный союз представляет собой не какую-то абстрактную схему на бумаге, а реально функционирующее образование с единой валютой и достаточно четко разработанным планов дальнейшего развития. Несмотря на скептицизм многих политиков и экономистов, процесс валютной интеграции пережил не только разногласия стран-участниц, но и валютные кризисы 90-х гг. Причем, если девальвация европейских валют 1992-93 гг. добавила полку критиков тогда еще Европейской валютной системы, то кризисы 1994-95 гг. и особенно 1997-99 гг., который практически не отразился на государствах Европейского союза, в отличие, например, от США и Японии, способствовали укреплению мнения о том, что интеграционные процессы в Европе идут в правильном направлении. Наличие огромного числа желающих присоединиться к «зоне евро» как из числа стран Центральной и Восточной Европы, а также стран Балтии, так и государств Северной Африки, позволяет говорить о вероятном будущем расширении данного валютного союза [6].

На сегодняшний  момент, характер валютной интеграции в Европе, отличается от того, что мы, возможно, будем наблюдать на американском континенте в ближайшем будущем. В отличии от западного полушария в «старом свете» нет ярко выраженного, доминирующего лидера, вокруг которого процесс интеграции мог бы быть консолидирован. Экономическое преимущество Германии над остальными странами Европы не столь очевидно по сравнению с разницей в экономическом потенциале США и, например, Мексики. Поэтому, в отличие от предполагаемого «долларового блока» в «зоне евро» сложно, однозначно, выделить «центр». Кроме того, не стоит забывать о европейской исторической приверженности к принятию коллегиальных решений. Поэтому, страны входящие в Европейский валютный союз не «обменивают» автономность национальной экономической политики на стабильную валюту «центра», а идут по пути совместной координации экономических действий, в наибольшей степени отражающего интересы всех участников, и не нарушающего баланса на валютном рынке. Хотя, в конечном итоге, европейские страны, в определенной степени, жертвуют автономностью проведения экономической политики в угоду стабильности валютных курсов и обеспечению свободного перелива капитала, как одному из факторов производства через национальные границы.

На сегодняшний  день можно говорить лишь о «зоне евро» и, в меньшей степени, о «зоне доллара» как о более-менее обозначившихся валютных блоках в мировой экономической системе. Некоторые экономисты, учитывая достаточно тесные торговые связи стран Азиатско-Тихоокеанского региона, упоминают о возможном формировании в ближайшем будущем блока йены. Однако, принимая во внимание активно укрепляющий свое положение в регионе и в мире Китай, перспективы данной валютной зоны не выглядят столь однозначными.

Процесс валютной интеграции не ограничивается созданием блоков доллара, евро и, возможно, йены. Попытки введения единой валюты предпринимаются и в развивающихся странах, а также в государствах с переходной экономикой. Ярким примером тому может служить зона франка КФА (франк Африканского финансового сообщества), объединяющая четырнадцать государств Центральной и Западной Африки. Созданные в рамках данной интеграционной группировки два центральных банка: Центральный банк Западно-Африканских государств и банк Центральноафриканских государств, осуществляют эмиссию единой для всех стран участниц валюты – франк КФА. В конце 80-х – начале 90-х такая система позволила добиться большей экономической стабильности в рамках союза по сравнению с соседними государствами. Однако в 1994 г. в силу развития нестабильности на мировом валютном рынке франк КФА был девальвирован. И хотя оказывается поддержка данному союзу, говорить о перспективах франка КФА как о стабильной единой валюте для стран Центральной и Западной Африки достаточно сложно.

Информация о работе Мировая валютная система