Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:54, доклад
Югославский кризис возник не вдруг, а вырос из длительного регионального конфликта, который потенциально мог перерасти в глобальный конфликт. Глобальный характер конфликты принимают, когда их нерешенность представляет угрозу для всего человечества (“холодная война”, угроза третьей мировой войны).
Югославский
кризис возник не вдруг, а вырос из
длительного регионального
Косовский конфликт – это составная часть серии балканских конфликтов, связанных с распадом Югославии на самостоятельные государства: СРЮ (федерацию Сербии и Черногории), Боснию и Герцеговину, Словению, Хорватию и Македонию. По сути, это внутренний конфликт между центральной властью Союзной Республики Югославии и вооруженными сепаратистами провинции Косово и Метохия. В основе конфликта лежит противостояние двух этнических групп, сербов, составляющих основное население СРЮ, и албанцев, составляющих большинство населения провинции и пользующихся поддержкой извне. Цель руководства СРЮ, поддерживаемого большинством сербского населения, — сохранение территориальной целостности государства. Цель албанских сепаратистов – осуществление прав на самоопределение с последующим вероятным присоединением к Албании27.
В
результате длительного процесса перерастания
конфликта в вооруженное
НАТО
путем проведения воздушно-морской
наступательной операции добилась капитуляции
руководства СРЮ в Косово на условиях,
выдвинутых НАТО еще до войны. Войска
СРЮ выведены из Косово. Однако основная
декларируемая политическая задача
– предотвращение гуманитарной катастрофы
в провинции – не только не выполнена,
но и обострилась за счет роста
потока беженцев- сербов после выхода
армии СРЮ и ввода
Россия представлена 2600 военнослужащими, действующим под национальным контролем. В результате союзнической операции этнический конфликт сербов и косовских албанцев только обострился.
Операция
НАТО “Союзническая сила” с
Возвращаясь
к истории конфликта, следует
отметить тот факт, что в период
“закипания балканского котла” международное
сообщество не имело единого мнения.
Ситуация на Балканах усугублялась наложением
национальных, политических и конфессиональных
фактора. Процесс развала СФРЮ в
1991 г. начался с отмены автономного
статуса Косово в рамках Сербии.
Кроме того, инициаторами развала
Югославии среди прочих выступали
хорваты, при этом особый упор был
сделан на католицизм как свидетельство
европейской идентичности хорватов,
противопоставившим себя остальным
православным и мусульманским народам
Югославии. Международной общественностью
в то время высказывались
10
июня Совет Безопасности
Сложнее дело обстояло с многонациональной и многоконфессиональной Боснией и Герцеговиной. Исторически здесь проживали в основном три этно - конфессиональные группы: католики-хорваты, славяне-мусульмане (которые позднее начали называться боснийцами) и православные сербы. Боснийцы сразу же были зачислены в “свои”, а православные сербы в “чужие”. Такое разделение происходило по нескольким причинам.
Во-первых,
сербы исторически выступали
союзником России на Балканах, поэтому
их следовало максимально
Во-вторых,
поддерживая мусульман, американцы
и в целом Запад думали об обеспечении
своей энергетической безопасности,
поскольку государства
Югославский кризис продемонстрировал, на сколько далеко продвинулись американцы на пути к войнам будущего:
ведется поиск нетрадиционных форм применение военной силы (например, миротворческие операции);
разрабатывается теория и практика ограниченной войны, в ходе которой поражается лишь то, что самому Западу без надобности (сохранение взлетной полосы приштинского аэропорта тому пример);
ударными темпами создается высокоточные средства поражения, ведутся исследования в области неразрушающего оружия (например, применение в Югославии оружия, временно выводящего из строя энергетические системы).
“Союзническая сила” задумывалась как бескровная операция по выведению из строя системы управления страной. Предполагалось, что демонстрация возможностей западного оружия сломит желание народаирежима сопротивляться. Первый месяц она действительно была таковой. Высокоточное оружие (ВТО) составляло 95% от применяемых средств поражения. Никогда в истории человечества такие масштабы нападения не сопровождались столь малыми жертвами. Однако в начале мая положение резко изменилось. Не достигнув ни политических, ни военных результатов, более того, спровоцировав гуманитарную катастрофу в Косово, руководство НАТО вернулось к проверенным временем рецептам тотальной войны. В результате доля ВТО составила 35%. Вряд ли является случайным совпадением, что Милошевич капитулировал после того, как началось массированное уничтожение системы энергоснабжения, характерное для традиционных войн на поражение.
В
оценках этой операции НАТО в мировом
сообществе существует разброс мнений.
Но постепенно на Западе складывается
новый подход, основанный на примате
космополитических прав человека над
международным правом, опирающимся
на фундаментальную категорию
Внутренний
конфликт в Косово, приведший к
Югославскому кризису, мог обернуться
внешним конфликтом между США
и Россией. Этот конфликт пришелся на
время, “когда стал разрастаться системный
геополитический кризис, вызванный
распадом СССР, приведший к процессу
мирового перераспределения центров
сил. Следствие этого переходного
этапа в том, что Россия – уже
не империя, а США еще не империя,
но США считают, что они уже
империя, а Россия – что она
еще империя, т.е. Россия и США
заблуждаются в своих возможностях
влиять на остальной мир”. Переоценка
своих возможностей и желание
сохранить престиж могли
Югославский кризис крайне осложнил и без того запутанные в то время российско-американские отношения. Россия заморозила политические и военные контакты с НАТО.
Остановил
эскалацию этого кризиса
Военная акция НАТО против Югославии вызвала самое острое и опасное противостояние Москвы и Вашингтона не только за период после окончания холодной войны, но, пожалуй, со времен Карибского кризиса.
Югославский кризис показал, что важнейшим фактором урегулирования является верное определение характера конфликта. Проводя операцию “Союзническая сила” Запад, если всерьез относиться к объявленной им цели операции – защита косовских албанцев от геноцида, не сумели этого сделать.
В НАТО исходили из того, что в Косово имеет место борьба режима с частью населения. Отсюда — ложная посылка, будто первые же удары спровоцируют крах режима Милошевича и изменят политику центральных властей СРЮ. Ход событий показал, что расчеты не оправдались. Причина в том, что сущность конфликта — в борьбе двух этносов за территорию и ограниченные ресурсы. С окончанием операции “Союзническая сила” этот конфликт не закончился и неизвестно когда закончиться.
В основе Югославского кризиса лежал конфликт, главная причина которого – противоречие между ростом национального самосознания, с одной стороны (албанской в данном случае), и желанием сохранить территориальную целостность, с другой стороны (сербов). Косовский конфликт подобен сотне таких же, но отличается особой выпуклостью проблемы в силу конкретных исторических особенностей: Косово для сербов то же, что Куликово поле для русских. Но все же нет смысла в историческом оправдании претензий на ту или иную землю – ее судьбу должны решать живущие на ней люди.
Двадцатый век не дал универсального рецепта решения таких конфликтов. Единственно, что стало очевидным, — эти конфликты не имеют решения, если не достигнуто согласие между непосредственными сторонами конфликта. Третья сторона может выполнять либо роль посредника, либо – гаранта. А условием мирной трансформации конфликта может быть только отказ от применения силы, именно потому, что в конечном итоге нужна готовность к устранению ненависти между конфликтующими сторонами33.