Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:03, реферат
В научных и общественных кругах высказываются диаметрально противоположные оценки лоббизма. Одни считают его сугубо негативным явлением, другие видят в нем единственно возможную технологию власти.
Лоббирование - это приемы, с помощью которых заинтересованные группы добиваются реализации своих целей. Лоббисты представляют собой штат людей высокой квалификации. Во многих случаях они хорошо знают свое дело, способны доходчиво объяснить сложные и трудные вопросы, естественно, в свою пользу. В коридорах власти они добиваются финансовых выгод или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода парламентских комитетах и учреждениях исполнительной власти.
Экзотическое для западного ума сочетание «теневых отношений» и «кодекса чести» в практической жизни Японии, как представляется, служит основой устойчивого воспроизводства японской разновидности лоббизма. События последних лет (судебная кампания за восстановление морального облика чиновничества в конце 1990-х годов25, первое за 60 лет самоубийство министра правительства в связи с обвинениями в коррупции в 2007 году26) как будто не дают повода усомниться в том, что этот пласт традиционных представлений глубоко укоренен в японском политико-психологическом складе и неформальном правовом обиходе. Высокая значимость внутренних моральных ограничителей не позволяет охарактеризовать японскую разновидность лоббизма как недоразвитую. В каком-то смысле она – столь же эффективна и «безупречна», как и условно классическая, идеальная американская модель.
Характерными
особенностями японского
Во всяком случае очевидно, что институционализация отношений бюрократии, политиков и бизнеса, даже будучи проведенной в контексте современных западных концепций общественного устройства, происходила в Японии в согласии с традиционными представлениями о «вселенской иерархии» и месте в ней самой Японии.
Японская версия лоббизма, являясь менее фрагментированной с точки зрения действующих лиц, более управляема как таковая в силу агрегирования главных игроков в более крупные образования. Однако от этого японская модель не стала более проницаемой для исследования, ввиду не меньшего, чем в США, теневого характера значительной сферы политико-административных связей бизнеса и государственной власти.
В Японии
лоббистская модель принимает следующий
вид: «бизнес – крупные
Система
представительства интересов
Основными акторами в системе представительства интересов предпринимательства на современном этапе являются:
- JBF – Nippon Keidanren, Японская Федерация Ассоциаций Бизнеса, - JBA – Ассоциация Японских Банков,
- JILAF – Японский Международный Фонд Труда , - NCTU – Японская Национальная Конфедерация Профсоюзов, - NFSBA – Национальная Федерация Ассоциаций Малого Бизнеса Японии, - General Union – головная организация профсоюзов, - JAEF – Nikkeiren, Федерация Ассоциаций Работодателей Японии,
- JCTU –
Rengo, Японская Конфедерация
- NFTU –
Zenroren, Национальная Федерация
Лоббизм в Японии отличается своими особенностями. Его представители широко опираются на местные власти. Так, концерн Тойота создал для себя свободную торговую зону в штате Кентукки и продает автомобили с наименьшими для себя затратами. В то же время японское лобби находит подходы и к высшим властям. В конце 1989 г. бывший президент США Рейган прочитал в стране восходящего солнца доклад, гонорар за который составил 2 млн. долларов. Это рассматривалось наблюдателями как скрытая оплата прежних услуг. В США укрепляют свои позиции японские банки, создаются целые "мыслительные центры", контролируется инвестиционный процесс - и все это при ключевой роли лоббистов.
Тенденции развития
Изменения, произошедшие с ассоциациями бизнеса, затрагивают, прежде всего, профсоюзы, т.к. 12 июня 1991 г. появилась головная организация, консолидирующая их интересы – General Union, объединившей такие организации, как JCTU, NTUC и NFTU, а также несколько менее значимых организаций профсоюзов. Также в 2002 г. произошло слияние Nikkeiren и Keidanren на базе последней организации, что привело к уменьшению специализации головной организации предпринимателей (JBF). Это позволяет говорить об относительной консолидированности интересов бизнеса по двум направлениям: предприниматели + работодатели и профсоюзы, – что в целом дает традиционный раскол труд – капитал, но в несколько приглушенной форме.
В целом, можно сказать, что за последние 13 лет в японском обществе, которое сохраняет многие черты традиционализма и до сих пор с трудом принимает инновации, так или иначе подстраивая их под собственные системы и структуры (феномен японского конформизма), произошли изменения, необратимо повлиявшие на систему представительства интересов бизнеса. Можно предположить, что традиционная для Японии система центробежных и центростремительных процессов (пример с голубями, распространяющийся на реконсолидированные акции дзайбацу и в равной степени на систему фракций внутри ЛДП) преодолена и на смену ей пришла новая, точнее, старая новая, т.е. система максимальной стабильности. Консервативный курс вновь подхватил из рук Абэ и Коидзуми, проводивших радикальные реформы, спокойный человек Я. Фукуда, устроивший все противоборствующие группировки, как официальные, так и неофициальные, как в структурах исполнительной и законодательной власти, так и в сообществе бизнеса.